ВЛИЯНИЕ СПОСОБА БУРЕНИЯ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ОСНАЩЕННОСТИ БУРОВОЙ НА ВЫБОР ТИПА И МОДЕЛИ ДОЛОТА
Как было рассмотрено выше, показатели работы долот зависят от механической мощности на долоте и соотношения между Мд и л, а также от гидравлической мощности, срабатываемой на долоте, Q и соотношения между Q и vw. Очевидно,
и
№дг = Гдг. под = №дд. г — №пот. г, (142)
где ИРД. под — подводимая к долоту механическая мощность; №дд— мощность поверхностных двигателей для привода долота; И^пот — потери мощности при передаче ее от указанных двигателей к
долоту; ЦРдт. под — подводимая к долоту гидравлическая мощ
ность; АРдд. г — мощность поверхностных двигателей для циркуляции промывочной жидкости; №Пот. г — потери мощности при циркуляции промывочной жидкости.
Из формул (141) И (142) ВИДНО, ЧТО МОЩНОСТИ ТСд-под и И^дг. под зависят от технической оснащенности буровой и способа бурения, т. е. способа передачи энергии от поверхностного оборудования к породе. От указанных факторов зависят также абсолютные значения подводимого к долоту вращающего момента, скорости вращения долота, Q и ои и соотношения между вращающим моментом и п и между Q и о„. -‘
Для получения объемного разрушения горной породы необходимо, чтобы зубья долота создавали определенное контактное давление на нее и чтобы продолжительность контакта зубьев с породой была не менее определенного значения. Как указанное давление, так и продолжительность контакта зависят при данных условиях от площади опорной поверхности и других показателей вооружения долота. Механическая прочность долота и его износоустойчивость определяют максимальную допустимую осевую нагрузку на него и максимальную допустимую скорость его вращения. В то же время, на осевую нагрузку на долото и скорость вращения долота могут накладываться те или иные ограничения используемым способом бурения и технической оснащенностью буровой.
Осевая нагрузка на долото (а в роторном бурении и скорость вращения долота) может ограничиваться прочностью бурильных труб и УБТ. В связи с переходом к бурильной колонне мецынего диаметра осевую нагрузку на долото обычно приходится уменьшать. Указанные параметры режима бурения могут ограничиваться из-за недостаточных вращающего момента ра долоте и мощности-буровой установки.
При данных били прочих одинаковых условиях бурение роторным способом можно вести только до глубины
т _ ГСдб. у — [ain + агПъ + а3 (М0 + MyG) п + сунуж1ук(1^нп1V7] , ,
•^доп,9 17 Ун’
■ (143)
где Гдб. у — мощность двигателей, используемых для вращения
бурильной колонны; ст и сун — коэффициенты, зависящие от угла искривления скважины (соответственно для бурильных труб и для утяжеленного низа); /ун — длина утяжеленного низа; 5ун — наружный диаметр утяжеленного низа; dB — наружный диаметр бурильных труб; ai, а2 и а3 — коэффициенты пропорциональности [97].
При достижении указанной глубины придется снизить осевую нагрузку на долото или скорость вращения долота, или и то и другое. Учитывая степень влияния G и п на показатели работы долот и на мощности WK и И7П0Т, а также характер изменения свойств горных пород с глубиной, приходим к выводу, что значительно^
целесообразнее снижать п. Возможное варьирование скорости вращения бурильной колонны определяется механической характеристикой буровых двигателей и конструктивными особенностями трансмиссии. ,
Допускаемую глубину бурения LHOn можно несколько увеличить, применив долото с меньшими значениями Л40 и Му.
Скорость вращения бурильной колонны не должна превышать величин, допускаемых условиями нормальной работы бурового оборудования и безаварийной работы бурильных труб и УБТ.
В турбинном бурении существуют следующие соотношения между характерными значениями осевой нагрузки на долото:
^нес > GM > Gw, (144)
Gt>Gw>Gb или Gx < Gw < GB, (145)
где GHec=2G *ec—нагрузка на долото, обусловленная несущей способностью упорного подшипника турбобура (G*^. — несущая
способность указанного подшипника, G*ec>GB); GM — максималь
ная нагрузка на долото, при которой еще возможно вести бурение и при превышении которой турбобур останавливается; Gw — нагрузка на долото, соответствующая максимальному значению мощности на долоте; GT — нагрузка, соответствующая работе турбины в оптимальном режиме; GB —нагрузка на вал турбобура от перепада давления на нем, в долоте и маховике плюс вес всех вращающихся элементов турбобура, а также вес долота и маховика [2, 96, 97].
•: „ 2Мт — Ь-[ПМ ^ (0вЛ4Пу ± ЛГпо)—М0
; —: <ш>.
Gw =———————— 4———— ^—————— — . (147)
, 2 (My Т Мпу) , v ‘
В формулах (146)*;й (147) верхние знаки при G<GB и нижние знаки при G>GB; Мщ* — прирост адомента сил сопротивления в пяте турбобура при увеличении нормальной нагрузки на пяту на 1 тс (удельный момент трения в пяте); М
по — составляющая МО* мента сопротивления в пяте, не зависящая от нормальной нагрузки на пяту; Мт — вращающий момент турбины турбобура, развиваемый, ею при работе в оптимальном режиме; пм — минимально возможная скорость вращения долота (соответствует GM); Ьт — величина, характеризующая динамичность турбины турбобура,
b? = — = ~lTL = 4K^r(} = y*z-f-Q’ (148)
пт пх /±п яп
где лт— соответствует Мт и GT; Ай, Ап и Амi — параметры турбины; 2 — число ступеней; Мтр — тормозной момент турбины,
пх — скорость вращения турбины при работе в холостом режиме.
В турбинном бурении скорость вращения долота является функцией осевой нагрузки на него [14, 17, 97]:
(149) |
п = пх — cG,
где
(150) |
Г~ (К + -^по ± -^пу^в)
ьт у
и с — сброс турбобуром числа оборотов при увеличении осевой нагрузки на долото на 1 Г:
При одной и той же скорости вращения долота бурение может вестись при тем большей G, чем меньше с, и наоборот. Поэтому с характеризует приемистость турбобура к осевой нагрузке на долото [16].
Приемистость турбобура ухудшается с ростом М0 и Му; она зависит от типоразмера и модели долота. С увеличением шага и высоты зубьев приемистость турбобура к осевой нагрузке снижается, и наоборот, с уменьшением шага и высоты зубьев — повышается. Максимальная приемистость турбобура при прочих одинаковых условиях наблюдается для долот с коэффициентом еколь — жения kz> равным нулю. Однако это не означает, что всюду должны использоваться долота с &z=0, с низкими зубьями и небольшим шагом: при бурении мягких и средней крепости пород обычно хорошие результаты получаются с долотами, имеющими высокие зубья с большим шагом и большим kz [13, 15, 96]. Но если приемистость турбобура недостаточна, то приходится переходить на долота с меньшим kz, с зубьями меньшей высоты и меньшего шага.
Повышение динамичности турбины (путем, например, увеличения Q или z) позволяет разбуривать те же породы долотами с зубьями большей высоты и большего шага и с большим коэффициентом скольжения; в ряде же случаев удается успешно переходить на лопастные долота [18, 24].
Следовательно, между техническими характеристиками турбобура и долота существует определенная зависимость [14]. Так, удельный момент сопротивления на долоте MyW, при котором турбобур при данных условиях бурения будет работать в режиме максимальной мощности на валу, определяется по формуле
SHAPE * MERGEFORMAT
2Мх — (Л1По Ч — 2М0) i (2G — GB) Мпу 4ё |
где |
(152)
Б = |
(153)
Между характерными значениями чисел оборотов в турбинном бурении существуют следующие соотношения:
«х > Пр > nw > пм, пт < nw < пв, nT>nw> flB, (154)
где яр — разгонное число оборотов турбобура; nw и пв соответст
вуют Gw и GB.
При бурении — электробурами отмечаются следующие соотношения между характерными значениями осевой нагрузки на долото и характерными значениями чисел оборотов долота [21, 22]:
GH < GM < GMm < GHec, Gt^Gh, Gt<Gm (155)
и
A2M ^ ftp ^ ft’ ^ Яр? (156)
где GH и ян — соответствуют номинальному режиму работы двига
теля электробура; GM и пм — соответствуют критическому режиму; Омш — максимально допустимая осевая нагрузка на долото, обусловленная допускаемым крутящим моментом для шпинделя; GHeс — допускаемая осевая нагрузка на долото, обусловленная несущей способностью упорного подшипника шпинделя (табл. 24); G — и пх — соответствуют допустимому установившемуся перегреву обмотки статора; яр — разгонное число оборотов электробура; «х—скорость вращения двигателя электробура при холостом ходе.
Допускаемая осевая нагрузка на долото GMm определяется по формуле
G, H>= ‘ О57)
где Л4МШ — допускаемый крутящий момент для шпинделя электробура (табл. 24). Таблица 24
|
Для установившегося режима работы электробура в процессе бурения справедливо равенство
Мдэ = Мд + Л4пш + Мпд9, (158)
где Мптгя — потери момента в двигателе электробура и Мпш —потери момента в шпинделе:
МПщ — Мпшр + Л4пшу = Мпшр + Муш | G — GJ. (159)
127
В формуле (159) Мпшр — момент на преодоление сопротивлений в шпинделе, не зависящих от осевой нагрузки на долото; Мпту — момент на преодоление сопротивлений в шпинделе, зависящих от осевой нагрузки на долото; Муш — прирост момента сопротивлений в шпинделе электробура при увеличении G на 1 тс [21]; GB— вес долота и вращающихся частей шпинделя плюс гидравлическая нагрузка за счет перепада давления в шпинделе и долоте.
Решая совместно уравнения (158), (159) и (36) относительно G, получаем
мдэ Л1ОШд ± мушав
° = М,?Муш <160>
где верхние знаки —при G<GB и нижние знаки — при G>GB,
^ошд = + Мпшр + — Мпдэ — (161)
Подставляя в формулу (160) значения Мдэ для различных режимов работы двигателя электробура, можно определить соответствующие этим режимам осевые нагрузки на долото (GH, Gx, Gu) [21,22].
Обычно G^$>GB, и поэтому в числителе формулы (160) последним членом можно пренебрегать; в таком случае
г Мдэ Мошд /1йО
С = М, + М, ш — <1в2>
Важным параметром, характеризующим двигатель электробура, является его удельный вращающий момент Муэн, т. е. момент, приходящийся на 1 а тока статора при работе двигателя в номинальном режиме [21],
Муэн= 1,685G3 Т1дзн^3<Рн, ‘ ‘ (163)
где £/3— напряжение на зажимах двигателя электробура в в;’ *Пдэн — к — п — Д — двигателя электробура; cos фн — коэффициент мощности двигателя; индекс «н» указывает на номинальный режим.
Аналогичным параметром для электробура является удельный момент на выходном конце вала электробура, т. е. на долоте,
Муэбн = 1,685U9 %бяС05-^ -, (164)
п
где т|эбн — к. п. д. электробура при работе его двигателя в номинальном режиме; п — скорость вращения долота (для редуктор-
ного электробура л</гн, а при отсутствии редуктора п=па).
TOC o "1-5" h z Чем выше Мудн (или Л1уЭбн), тем больший момент развивает двигатель (или электробур) при одной и той же силе тока статора. . .
Скорость вращения вала двигателя электробура находится по формуле ‘
n = tii( ■— s), (165)
где tii — синхронная скорость вращения и s — скольжение. 128
Подставляя в формулу (165) значения s для различных режимов работы двигателя, определяем соответствующие этим режимам скорости вращения вала двигателя (пн, п-т, пм) [22]. При наличии редуктора скорость вращения долота будет зависеть от передаточного числа этого редуктора.
При прочих одинаковых условиях GH, GM, GT, пп, tiM и пх зависят от М0 и Му, а следовательно, от типомодели долота и свойств разбуриваемых пород.
Очевидно, как в турбинном бурении, так и при бурении электробурами работать при G>GM и, значит, при п<пы невозможно.
В ряде случаев осевая нагрузка на долото и скорост’ь вращения долота ограничиваются недостаточной очисткой забоя и ствола скважины [20]. При прочих одинаковых условиях подача промывочной жидкости может обусловливаться мощностью установленных двигателей к насосам ТРдн. у или допускаемым давлением нагнетания ртах [12, 19, 96]:
-V-.
Уж ("4рЭб + Ц + Яц^т)
ИЛИ
Г |
(167) |
V |
7ж (Лр36 + Ьц + Оц^-т) |
Р тая |
где т]н — к. п. д. насосов; т)пн — к. п. д. трансмиссии, соединяющей насосы с их двигателями; Лааб—параметр, учитывающий перепад давления в забойном двигателе и в кольцевом пространстве за ним; Ьц и ац — коэффициенты потерь давления в циркуляционной системе буровой; Lr — длина бурильных труб.
Предельная глубина бурения при данной подаче промывочной жидкости из условия полного использования мощности Wm. y определяется по формуле
£пРед — ~ ГДН^-?~ — *« ~ Л"6) + > (168).
а из условия допускаемого давления нагнетания — по формуле i»p« =-^ (-gg—4‘°)+ (169)
где /ад — длина забойного двигателя.
Очевидно, для случая роторного бурения Лааб =0, а потому ‘в роторном бурении можно при прочих одинаковых условиях иметь большую Q, чем при бурении забойными двигателями, а при данной Q бурить до большей глубины. ‘
Эффективность очистки забоя и удаления выбуренных частиц, породы в кольцевое пространство сильно зависит от расположения промывочных отверстий в долоте и направления струй промывоч-
5 В. Г. Беликов, С. А. Посташ ‘ 129
ной жидкости, высоты зубьев и их расположения на шарошках, количества шарошек и других факторов. Раньше при конструировании долот стремились обеспечить чистоту их вооружения. В настоящее время обычно стремятся получить возможно более совершенную очистку забоя скважины, направляя струю на забой перед рабочими элементами долота или сзади них и приближая выходные отверстия промывочных устройств к забою на определенное расстояние.
Чем больше высота зубьев и их шаг, тем больше просвет, образующийся между телом шарошки, зубьями и поверхностью забоя, тем лучше условия для выноса выбуренных частиц породы из-под долота в кольцевое пространство.
С увеличением числа шарошек уменьшается время, необходимое для движения выбуренной частицы от забоя в затрубное пространство без подмятая ее набегающей шарошкой.
Чем больше тупизна зубьев, тем значительнее отрицательно* влияние давления промывочной жидкости на забой на механиче скую скорость проходки.
Таким образом, при выборе типомодели долота для конкретных условий необходимо принимать во внимание техническую оснащенность буровой, и способ бурения. Область применения того или иного типа или модели долота может значительно расширяться или сужаться в зависимости от применяемых режимов бурения [13—15, 18, 96]. Так, при наличии достаточного вращающего момента на долоте зачастую оказывается более рациональным применить в тех же пор’одах долота с зубьями большей высоты и большего шага, а в некоторых случаях даже выгоднее заменить шарошечные долота типа М лопастными долотами. С другой стороны, при ограниченном вращающем моменте на долоте лучшие результаты могут дать долота с меньшими зубьями, а при применении лопастных^ долот может оказаться более рациональным перейти на использование шарошечных долот.