Измерение больших расстояний методом пересечения створа
Как упоминалось на стр. 244—245, радиогеодезические системы могут применяться не только для определения координат, но и для измерения больших расстояний. Следует подчеркнуть, что для таких измерений наиболее удобны круговые системы, которые работают в варианте радиодальномера, т. е. измеряют непосредственно сами расстояния, а не приращения расстояний. Такими системами являются либо импульсные круговые системы, либо фазовые системы, построенные по принципу УКВ радиодальномера.
С появлением импульсной круговой системы «Шоран» — первой из радиогеодезических систем—был разработан метод измерения больших расстояний, получивший название «метод пересечения створа». Этот метод в настоящее время широко используется для измерения расстояний высокоточными самолетными УКВ системами, построенными по принципу теллурометра («Изумруд», «Аэродист», «Ширан»),
При этом методе две неподвижные ведомые станции помещаются на концах измеряемой линии 1—2, а самолет с ведущей станцией, летя с постоянной скоростью, пересекает плоскость створа этой линии под‘некоторым углом (рис. 93) . При приближении самолета к створу периодически (через 1—3 с) выполняются одновременные измерения двух наклонных расстояний от самолета до наземных станций. — Очевидно, что сумма этих наклонных расстояний будет минимальной, если самолет находится точно в. створе линии, и, значит, задача сводится к отысканию этой минимальной суммы. Как правило, ни один из моментов измерений не совпадает с моментом нахождения самолета точно в створе (в плоскости створа, проходящей через наземные станции), и минимальную сумму находят из обработки измерений (см. § 26).
Изложенный метод — это метод внутреннего пересечения створа, применяемый при измерении больших расстояний. При измерении более коротких линий (до ~ 100 км) может использоваться метод внешнего пересечения, когда самолет пересекает продолжение измеряемой линии за одной из наземных станций (рис. 94). В этом случае вычисляются не суммы, а разности наклонных расстояний от самолета до наземных станций, и момент пересечения створа соответствует максимальной разности расстояний, к нахождению которой сводится обработка измерений.
При методе пересечения створа определяют высоту самолета, необходимую для редуцирования (при помощи радиовысотомера со статоскопом или радиопрофилографа). Высоты наземных станций также должны быть известны. На самолете и наземных станциях выполняют также метеоизмерения для введения соответствующих поправок в измеренные наклонные дальности.
Рис. 93. Рис. 94.
Измерение расстояний методом Схема внешнего пересечения пересечения створа створа
Краткие сведения о разработанных радиогеодезических системах
К настоящему времени в различных странах разработано большое количество радиогеодезических систем различных типов. Основные данные наиболее распространенных современных систем приведены в табл. 11. Большинство из них, как видно из табл. 11, используется для измерений на море (морская геодезия для обеспечения гидрографических и геофизических работ). Более полные сведения о них сообщаются в курсе морской геодезии [8].