СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ РАДИОДИАПАЗОНА
В настоящее время крупной и широко развитой областью стала космическая геодезия — определение координат точек на поверхности Земли с помощью космических аппаратов. Эта область тесно смыкается со спутниковой навигацией, особенно при решении задач морской геодезии, когда посредством привязки к искусственным спутникам Земли определяются координаты судна, ведущего морские геодезические работы. В большинстве случаев навигационные и геодезические измерения отличаются лишь по классу точности производимых определений координат. Поэтому целый ряд созданных и создаваемых космических систем предназначается для решения как навигационных, так и геодезических задач, а сами системы называются навигационно-геодезическими.
Космические навигационно-геодезические системы состоят из совокупности искусственных спутников Земли, находящихся на определенных, выбранных для данной системы орбитах, и наземных командно-измерительных средств, позволяющих с высокой точностью определять параметры орбит ИСЗ, контролировать работу бортовой аппаратуры и управлять ею.
Основными измеряемыми параметрами при определении координат наземных точек с помощью таких систем и при опре-
|
||||||||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||||||||
Мир |
СССР |
Импульсная |
Круговая |
80 |
5-10 м |
Для измерений море |
Шоран (совр. вариант) Диджитал Шоран |
США |
» 1 |
» |
320 |
4—8 м |
То же |
Великобри тания |
» |
» |
320 |
2—5 м |
» |
|
Трайспондер |
» |
» |
» |
80 |
3 м |
» |
Силедис |
Франция |
» |
Круговая или гиперболическая |
Более 200 |
5—10 м |
» |
Ультракоротковолновые системы, построенные по принципу радиодальномера
Теллурометр MR В-201 |
Великобри тания |
Фазовая, гетеродинная |
Круговая, |
Более 50 |
1,5 м |
Для измерений на море |
Теллурометр MRB-201 |
» |
То же |
» |
До 150 |
1 м + + 3 мм/ км |
Самолетный вариант системы MR В-201 |
Теллурометр MRD-1 |
» |
» |
» |
Более 50 |
3—5 м |
Для измерений на море Самолетная РГС |
«Изумруд» |
СССР |
» |
» |
250 |
1 м + + 1 см/км |
|
CR-100 |
США |
» |
» |
320 |
1,5 м |
То же |
Ширан |
» |
» |
» |
450 |
3—4 м |
» |
Автотейп |
» |
» |
» |
100 |
0,5 м — f- + 1 см/км |
Для измерений на море |
делении координат самих ИСЗ, входящих в данную систему, являются дальность и радиальная скорость. В данном параграфе мы ограничимся рассмотрением радиодальномерной аппаратуры и методов измерения дальности, принятых в космической геодезии.
Принципиально спутниковая геодезия использует те же методы измерений, которые ранее были разработаны применительно к аэрогеодезическим работам и к навигации летательных аппаратов — прежде всего дальномерный и разностный методы, описанные выше (см. § 21).
Специфика спутниковых измерений этими методами состоит главным образом в больших величинах измеряемых расстояний (тысячи и десятки тысяч километров) и высокой скорости движения ИСЗ, определяющей динамические требования к системам.
К числу первых специализированных дальномерных систем для космической геодезии можно отнести разработанную в 60-е годы в США систему SECOR, представляющую собой фазовый радиодальномер с активным ответом и измерением сдвига фазы на модулирующей частоте. В известной мере принцип действия этой аппаратуры напоминает принцип действия описанного выше дальномера типа «Теллурометр» (см. § 19). Наземная станция системы SECOR излучает на частоте 421 МГц; ответные сигналы бортового радиопередатчика ИСЗ ретранслируются на частотах 449 и 224,5 МГц ^основные частоты лежат, таким образом, в диапазоне дециметровых волн); работа бортового передатчика на двух несущих частотах необходима для уменьшения погрешностей, возникающих при распространении сигналов через ионосферу, о чем подробнее сказано ниже. Несущие частоты передатчиков модулируются четырьмя частотами, на которых производятся фазовые измерения: 585, 533; 36, 596; 2,287 кГц и 286 Гц. Первая из частот, которой соответствует длина волны 512 м, служит для точного измерения дальности, остальные частоты дозволяют определить дистанцию грубо и исключить неоднозначность при точных измерениях.
Система SECOR применялась для работы со спутниками, имеющими высоту орбиты порядка 1000 км, хотя при необходимости дальность действия может быть повышена путем увеличения мощности передатчиков и размеров’ антенн наземных станций. Точность определения расстояний с помощью системы составляла единицы метров. Примерно с такой же точностью при использовании этой системы удавалось определять даль — номерным методом положение наземных пунктов.
Аппаратурные погрешности системы SECOR вызываются теми же причинами, что и рассмотренные выше погрешности других фазовых радиодальномеров, с активным ответом, например типа «Теллурометр», и могут быть при необходимости сделаны весьма малыми. Точность измерений в конечном счете определяется внешними погрешностями — влиянием атмосферы и ионосферы на скорость распространения радиоволн. Влияние атмосферы в данном случае (как и в других спутниковых системах) сравнительно невелико вследствие того, что большую часть пути сигналы проходят за ее пределами, в космическом пространстве, а на атмосферном участке среднюю величину показателя преломления можно определить с достаточной для практики точностью при измерении метеорологических факторов в точке расположения наземной аппаратуры; зато влияние ионосферы, не сказывающееся на работе наземных и аэрогеодезических систем, здесь играет важную роль.
При распространении радиочастотных сигналов через ионосферу скорость распространения определяется эффективным значением показателя преломления среды, которое зависит от концентрации электронов и от частоты сигнала; таким образом, имеет место дисперсия, как и при распространении оптических сигналов через атмосферу. Знание формы дисперсионной кривой, т. е. уравнения, связывающего значение показателя преломления с частотой сигнала, позволяет, как это делается в светодальномерах-рефрактометрах (см. § 8, стр. 78 и § 15, стр. 185), определить интегральное значение показателя преломления путем измерения дальности на нескольких достаточно далеко разнесенных несущих частотах. Практически достаточно двух частот, как это сделано в системе SECOR, чтобы свести ионосферную погрешность к пренебрежимо малой величине. Технически дело сводится к следующему.
Полная величина фазового сдвига <р, приобретаемого несущим колебанием за время распространения от ИСЗ до наземной станции, с учетом среднего значения показателя преломления пи ионосферы выражается формулой, которая может быть представлена в виде ряда, где членами высших порядков можно пренебречь:
Ф = 2я-^- f n„(D)dD = 2n-!-D +-$-+ • • . (4.77)
со С I
Здесь D — расстояние от ИСЗ до наземной станции; с — скорость света в вакууме и f — частота колебаний волны, излучаемой бортовым передатчиком.
Измерив два значения сдвига фаз на частотах /і и f2 (применительно к системе SECOR fi = 449 МГц и /2=224,5 МГц), получим систему двух уравнений, позволяющую найти коэффициент р и измеряемое расстояние D.
Система SECOR к настоящему времени уже может считаться морально устаревшей. Примером современной навигационно-геодезической системы, построенной на дальномерной основе, является спутниковая глобальная система определения местоположения GPS (Global Positioning System), известная также под названием NAVSTAR.
Система NAVSTAR рассчитана на высокоточное определение пространственных координат и вектора скорости движения определяющегося объекта в любой момент времени и в любой точке земного шара (включая околоземное космическое пространство). Получение таких качеств с помощью системы на основе низкоорбитальных ИСЗ весьма затруднительно — потребовалось бы слишком большое количество спутников. Поэтому в системе NAVSTAR используются ИСЗ на высоких круговых орбитах с периодом обращения 12 ч (высота орбиты над земной поверхностью при этом составляет 20 165 км). Полный комплект космической системы должен насчитывать 18 ИСЗ, располагаемых на трех орбитах с наклонением 63° (по 6 ИСЗ на каждой), восходящие узлы которых смещены друг относительно друга на 120°. Для наглядности на рис. 95 показано взаимное расположение ИСЗ системы NAVSTAR. При таком расположении в поле зрения любого наблюдателя всегда находится не менеё четырех ИСЗ. Все ИСЗ имеют весьма точные эфемериды, периодически корректируемые при помощи наземных измерительных комплексов и закладываемые в память бортовой аппаратуры. Излучение бортовых передатчиков СВЧ диапазона волн вместе с навигационными сигналами, о которых будет сказано ниже, несет потребителю информацию об эфемеридах данного ИСЗ.
Система работает на основе беззапросного метода, при котором с борта ИСЗ излучаются сигналы с высокой точностью привязки к шкале времени, для чего необходимо иметь на ИСЗ генераторы с весьма высокой стабильностью частоты. В системе NAVSTAR это достигается применением бортовых квантовых стандартов частоты с относительной нестабильностью порядка 10—13, периодически сверяемых по радиолинии с наземными эталонами. Абонент (потребитель, определяющий свои координаты), выбрав четыре наиболее удачно расположенных ИСЗ из числа находящихся в данный момент в зоне видимости, измеряет до них так называемые псевдодальности — величины, определяемые временем распространения сигналов от данного ИСЗ до абонента, умноженным на скорость света. Значения псевдодальностей г, связаны с координатами абонента системой уравнений вида
■ +*)(£.;-*)+Ь, (4.78)
где X — вектор, направленный из центра Земли в точку расположения абонента; S* — вектор, направленный из центра Земли в точку расположения і-го ИСЗ и Ь — уход частоты генератора опорного сигнала («часов») абонента (т. е. разность между ее номинальным значением и фактическим значением в момент измерения), умноженный на скорость света с.
Из уравнения (4.78) следует, что значение г, отличается от истинной дальности между t-ым ИСЗ и абонентом на величину b = cAf, что и породило термин «псевдодальность».
Решив систему из 4-х независимых уравнений вида (4.78), полученных при одновременном измерении четырех псевдодальностей, можно найти три пространственных координаты абонента и момент времени, к которому они относятся (поскольку определяется поправка к частоте А/ и, следовательно, сдвигу меток времени в электронных «часах» абонента).
Навигационные сигналы передаются с борта ИСЗ на двух несущих частотах—1575 и 1227 МГц. Одновременные измерения на двух разнесенных частотах позволяют практически исключить ошибки, вносимые изменением скорости распространения сигналов при их прохождении через ионосферу, о чем говорилось выше применительно к системе SEGOR. Выбор более высоких несущих частот по сравнению с системой SECOR существенно уменьшает остаточную ионосферную поправку, обусловленную членами высших порядков при разложении в ряд в формуле (4.77), так как показатель преломления пи ионосферы в любой ее точке зависит от частоты f распространения колебаний в соответствии с формулой
(4.79)
где К — постоянный коэффициент, величина которого определяется физическими константами (зарядом и массой электрона, диэлектрической постоянной вакуума), а N — концентрация электронов в данной точке (число свободных электронов в 1 см3).
Несущие частоты бортовых передатчиков, одинаковые для всех ИСЗ системы, модулируются по фазе псевдошумовыми сигналами; иными словами, производится скачкообразное изменение фазы несущих частот по определенному закону, имеющему очень большой период повторения и на коротких интервалах времени напоминающему случайный. Фаза модулирующего сигнала «привязана» к меткам времени высокостабильных бортовых часов. Законы модуляции для всех ИСЗ различны, что позволяет принимать и разделять в аппаратуре абонента эти сигналы одновременно, несмотря на одинаковость несущих частот.
В аппаратуре абонента фазы принятых и демодулирован — ных псевдошумовых сигналов сравниваются с фазами сигна
лов, вырабатываемых в аппаратуре абонента и синхронизированных с находящимся в ней кварцевым генератором. Входящая в состав аппаратуры абонента портативная ЭВМ позволяет непосредственно получать значения координат, привязанных к шкале времени. Разработан ряд вариантов аппаратуры абонента, различающихся по сложности, габаритным характеристикам и точности измерений. Наиболее точная аппаратура дает возможность определять местоположение объекта со средней квадратической погрешностью порядка единиц метров, причем наибольший вклад в эту погрешность дает неточное знание эфемерид ИСЗ в момент измерений; эта погрешность по мере совершенствования методов прогнозирования эфемерид (в частности, накопления знаний о гравитационном поле Земли) будет снижаться, что приведет к росту точности определения координат. Другие компоненты общей погрешности, связанные с параметрами аппаратуры, также могут быть в дальнейшем уменьшены; в частности, предусматривается создание еще более стабильных бортовых квантовых стандартов частоты, уменьшение влияния шумов за счет совершенствования приемной и передающей аппаратуры и т. п.
На рис. 96 изображена общая структура системы NAVSTAR с указанием наземных средств, обеспечивающих ее функционирование и проверку.
Система NAVSTAR не единственная, хотя и наиболее универсальная из современных спутниковых навигационно-геодезических систем. Наряду с ней ведется разработка более специализированных систем для морской и воздушной навигации. Следует отметить также создаваемую во Франции навигационно-геодезическую спутниковую систему GEOLE, в которой также предусматривается использование фазового дальномерного метода (совместно с измерением радиальной скорости по доплеровскому сдвигу частоты). Отличительной чертой системы GEOLE является применение ИСЗ с высотой орбиты 4000 км и периодом обращения 4 ч. Измерение дальности производится при помощи активной ретрансляции излучаемых сигналов с использованием ряда поднесущих частот для исключения неоднозначности при фазовых измерениях. Система должна обеспечивать высокую точность определения местоположения (~10 м), однако измерения могут выполняться лишь периодически из-за ограничения зон видимости спутников при высоте орбиты 4000 км и небольшого общего числа ИСЗ.
К да льномерным спутниковым радиосистемам можно отнести также радиоальтиметры (радиовысотомеры), установленные на ряде ИСЗ. Измерение высоты над земной поверхностью позволяет уточнять как параметры самой орбиты, так и характеристики геопотенциала (распределение значений ускорения силы тяжести по поверхности геоида). Обычно для этих целей используются импульсные радиоальтиметры, работающие в диапазоне сантиметровых волн. В целях повышения точно-
Рис. 96. Структурная схема системы NAVSTAR |
сти измерений длительность импульса стараются сделать минимальной или прибегают к дополнительной модуляции параметров импульса за время его излучения (в частности, линейной частотной модуляции). Оба эти способа расширяют частотный спектр импульса и требуют применения максимально высокой несущей частоты, ограниченной сверху затуханием радиоволн в атмосфере и возможностями современной техники генерирования сверхвысоких радиочастот.
Чтобы свести к минимуму влияние рельефа подстилающей поверхности на точность определения высоты, радиоальтимет — рические измерения обычно производятся над океанами. Не вдаваясь в подробности технического устройства радиоальтиметров на различных ИСЗ, которые существенно отличаются друг от друга, укажем, к примеру, что для одной из наиболее совершенных систем этого класса — радиоальтиметра, установленного на борту ИСЗ SEASAT, аппаратурная точность измерения высоты достигает ±0,1 м. При этом аппаратурная ошибка соизмерима с ошибкой, возникающей за счет неточного знания фактической скорости распространения радиоволн через атмосферу в момент измерения.
Кроме радиосистем дальномерного типа, большую роль в спутниковой радиогеодезии сыграли (и продолжают играть) доплеровские радиоизмерения. Они основаны на определении доплеровского сдвига частоты излучения, принимаемого от передатчика, перемещающегося относительно приемника. Так, если передатчик на борту ИСЗ излучает сигнал с частотой колебаний /, то наземный приемник зарегистрирует излучение
с частотой /Пр, смещенной на величину А/г> = /пР—/=——- —D,
. С
где с —скорость распространения радиоволн и D — радиальная скорость ИСЗ относительно наземного приемцика.
На практике при выполнении доплеровских измерений производится обычно подсчет числа периодов доплеровской частоты ДfD за некоторый промежуток времени Д/=^—1, где
11 и t2— моменты начала и конца измерения. При этом определяется интегральная величина
f? г
J (fo fnp) dt = I (f0—f—Дfo) dt = (f0—f) (t2 — ^i) H—— (Dt—Di),
t ii C
(4-80)
где fo — частота колебаний опорного генератора наземной станции, значение которой должно быть возможно более стабильным во времени (выбор номинального значения /0 определяется техническими соображениями и принципиального значения не имеет); величина (D2^D{) представляет собой разность радиальных расстояний между ИСЗ и наземной станцией в моменты t2 и t.
Очевидно, что из формулы (.4.80) можно найти (D2 — D{), так как остальные величины в этой формуле являются либо известными, либо измеренными.
Построенные на основе данного принципа доплеровские спутниковые системы технически проще описанных выше даль — номерных систем и получили довольно широкое распространение. К их числу относятся, например, системы TRANSIT, GEOS и др. Излучаемые спутниковыми радиопередатчиками колебания лежат в диапазонах дециметровых и метровых волн; для уменьшения ошибок, связанных с влиянием ионосферы на скорость распространения радиоволн, применяются одновременные измерения на двух частотах подобно тому, как это осуществляется в описанных выше дальномерных спутниковых системах.
Высоты орбит ИСЗ, предназначенных для доплеровских измерений, обычно лежат в пределах 800—1500 км; число одновременно функционирующих спутников в системе составляет 4—6 (TRANSIT). При использовании нескольких последовательных измерений координаты неподвижного пункта в любой точке земного шара могут быть найдены с точностью, достигающей ± 10 м. Однако по оперативности измерений доплеровские системы уступают описанной выше системе NAVSTAR, позволяющей получать координаты любой точки в произвольный момент времени, поскольку не всегда в «поле зрения» наземной станции имеется соответствующий ИСЗ и для высокоточного определения координат к тому же требуются измерения при нескольких прохождениях ИСЗ мимо наземной станции. Поэтому предполагается, что в будущем произойдет постепенный переход от использования доплеровских навигационно-геодезических систем к разностно-дальномерным системам типа NAVSTAR.
Еще одним новым методом точного определения координат при помощи ИСЗ следует считать использование радиоинтерферометров с очень большой длиной базы (радиоинтерферометрия со сверхдлинной базой — РСДБ) [22].