Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

БУРОВЫЕ СТАНКИ МЕХАНИЧЕСКОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО БУРЕНИЯ

Буровой станок — главный элемент любой бу­ровой технологической установки. Он представляет собой машину, преобразующую механическую энергию вращения двигателя в рабочее давление исполнительного органа, осу­ществляющего технологический процесс.

Буровой станок, как правило, имеет три основных испол­нительных органа: вращатель, передающий вращение колон­не бурильных труб; механизм подачи, осуществляющий пе­ремещение снаряда вдоль оси скважины и формирующий осевую нагрузку на забой; лебедки, посредством которой осуществляются спускоподъемные операции.

Наличие трех относительно независимых исполнительных органов в буровом станке обусловлено сложной структурой технологического процесса вращательного бурения, основные операции и составные части которого (собственно бурение или углубка скважины, наращивание снаряда по мере углуб — ки, спускоподъемные операции) по своему содержанию су­щественно отличаются друг от друга.

На рис. 11.3 представлена функциональная блок-схема бу­рового станка, позволяющая раскрыть назначение и взаимо­связь его отдельных функциональных блоков. Рассмотрим подробнее эту схему.

Двигатель — это обычно электрическая или тепловая ма­шина, реже гидравлическая машина, преобразующая физиче­скую энергию (электрическую, тепловую энергию сгорания топлива) в механическую вращательную, снимаемую с рабо­чего вала двигателя.

Двигатель. Трансформация физической энергии в механическую вращательную

Шпинлель с зажимными патронами Соединение вращения с осевой нагруз­кой и передала их бурильнои колонне

Талевая оснастка Увеличение подъемного уси лия и передача его на снаряд

Упругая

соелинительная

сцепления Предохранитель­ные функции

Гиппт шлинроы полачи Формирование осевого усилия

Врашатель Передача враще­ния бурильной колонне

Лебелка

Формирование

подъемного

усилия

Понижающий, редуктор Снижение частоты вращения и увели­чение крутящего момента до рабо­чего уровня

Маслонасос гидросистемы Трансформация механической энергии в гидрав­лическую

Система

гилооупоавления

Регулирование параметров ра­бочего потока энергоносителя гидросистемы

Коообка отбора мощности Деление меха­нической энер­гии между исполнитель­ными органами

Коробка

0£2емены

передач

Регулирование

параметров

механической

энергии

Рис. 11.3. Функциональная блок-схема бурового станка

К основным технологическим характеристикам относятся мощность (количество энергии, трансформируемой в единицу времени), частота вращения, крутящий момент (тангенциаль­ное усилие на валу, приведенное к единице длины радиуса вала) и перегрузочная способность.

Мощность, частота вращения и крутящий момент у боль­шинства двигателей являются непостоянными, «плавающими» характеристиками. Чем больше нагрузка на исполнительном органе станка, тем выше развиваемая двигателем мощность, тем меньше частота вращения и тем выше крутящий момент на валу. Все три параметра взаимосвязаны выражением

N = КМса, (11.1)

где N — мощность; К — коэффициент, зависящий от выбран­ных единиц измерения мощности; М — крутящий момент; ю — частота вращения.

В качестве паспортных характеристик двигателя исполь­зуются максимальные (предельные) значения N. М и о, а также номинальные значения (развиваемые в усредненных нормальных условиях) и характеристики холостого хода, раз­виваемые при отсутствии нагрузки на исполнительных орга­нах станка.

Интегральным показателем эксплуатационных возможно­стей двигателя является так называемая механическая харак­теристика — кривая зависимости частоты вращения от на­грузки на валу со = /(М).

Большинство двигателей имеют мягкие характеристики, рабочий диапазон которых представлен отрезком пологона­клонной прямой — это асинхронные электродвигатели, дизели и карбюраторные ДВС.

Абсолютно жесткую механическую характеристику, пред­ставленную горизонтальной прямой (частота вращения не зависит от нагрузки на валу) имеют электродвигатели посто­янного тока. Абсолютно гибкие характеристики с очень ши­роким диапазоном изменения частот вращения в зависимости от нагрузки на валу (от тысяч до единиц оборотов в минуту) имеют гидромоторы — эта их особенность эффективно реали­зуется в буровых станках, предназначенных для бурения в резко меняющихся условиях.

Двигатель бурового станка выбирается по мощности N6, расходуемой на бурение скважины. Эта мощность (кВт) скла­дывается из трех основных составляющих:

N6 = N3 + NT + NCT, (11.2)

где N3 — мощность, расходуемая на забое скважины; NT — мощность, расходуемая на вращение колонны бурильных труб; ЛГСТ — мощность, теряющаяся в станке.

При твердосплавном бурении

N3 = 5,3-10“4ftiI>Cp(0,137 + ц), (11.3)

где Р — осевая нагрузка, даН; п — частота вращения, об/мин; Dcр — средний диаметр коронки, м; ц — коэффициент трения резцов коронки о породу (0,12-0,2 — в глинах, 0,15-0,27 — в сланцах, 0,3-0,4 — в известняках и доломитах, 0,3-0,5 — в пес­чаниках и гранитах).

При алмазном бурении

N3 = 210_4PnDcpi (11.4)

При бескерновом бурении

N3 = (3+4) 10-4PKDcp. (11.5)

Мощность на вращение колонны бурильных труб опреде­ляется по формуле В. Г. Кардыша и К. С. Окмянского

Nr = КхКгК2КА 2,5-10“8(0,9 + 0,028)Dg(ЈJ)-°’V’85I°’75(1 +

+ O,44cos0 + 25 10"7fti), (11.6)

где К — коэффициент, учитывающий вид промывочной жид­кости (для эмульсий — 0,65, для воды — 1, для глинистых рас­творов — 1,1); К2 — коэффициент, учитывающий состояние стенок скважины (в монолитных породах — 1-1,4, в каверноз­ных породах — 1,5-2,0, в обсадных трубах — 0,5); К3 — коэффи­циент, учитывающий тип соединений в бурильной колонне (для ниппельных соединений — 1, для замковых соединений — 1,3); Кл — коэффициент, учитывающий кривизну бурильных труб (для бурильных труб повышенного качества — 1; для труб второй группы — 1,3; для труб третьей группы, изготовленных в экспедиции — 1,6); 8 — зазор между бурильными трубами и стенками скважины, мм; О — диаметр скважины, мм; I — глуби­на скважины, м; 0 — угол наклона скважины, градус; Ш — жест­кость бурильных труб, Н м2; д — вес 1 м бурильных труб, Н.

Характеристики бурильных колонн, используемые в расче­тах затрат мощности представлены в табл. 11.3.

Таблица 11.3

Характеристики бурильных колонн к расчету мощности двигателя бурового станка

Тип бурильных колонн

Я’ н

Ю, 104 Н м2

q^EJ)~0‘l6, Н2/м2

КССК-76

68,6

10,78

86

ССК

65,7

11,36

82

СБТН-50

58,6

4,14

78

ЛБТН-54

29,31

2,3

42

СБТН-42

43,5

2,2

85

ЛБТН-42

17,0

0,85

27

СБТН-33,5

30,1

1,15

47

СБТЗ-50

61

4,14

110,8

СБТЗ-42

46

2,2

64,4

Потери мощности в станке рассчитываются по формуле А. Н. Кирсанова и В. П. Зиненко

АГСТ = А + Вп, (11.7)

где А — коэффициент, учитывающий потери, не зависящие от частоты вращения; В — коэффициент, учитывающий потери мощности, зависящие от частоты вращения; п — частота вра­щения, об/мин.

Значения коэффициентов А и В для некоторых видов бу­ровых станков приведены в табл. 11.4.

Таблица 11.4

Значения коэффициентов к расчету потерь мощности в буровом станке

Тип станка

Мощность при­вода, кВт

Значения коэффициентов

А

В

БСК-2М-100

7,6

0,2

1,1-ИГ3

УКБ-50/100

11

0,4

1,9- КГ3

УКБ-200/300

13

0,7

2,7-10~3

ЗИФ-650М

30

5,1

2,1-10-3

ЗИФ-1200МР

55

1,4

6,4-10~3

В том случае, если значения коэффициентов А и В станка не известны, для приближенного расчета потерь мощности в станке можно воспользоваться следующей формулой:

Кт = А/д(7,5-10-2 + 1,2-КГ4*), (11.8)

где — мощность двигателя, кВт; п — частота вращения, об/мин.

Расчет мощности двигателя привода бурового станка явля­ется проверочным и имеет практическое значение обычно в тех случаях, когда приходится выбирать буровой станок для условий бурения, не совпадающих с паспортными характери­стиками области применения станка.

Существующие технические решения электрических и те­пловых двигателей внутреннего сгорания имеют две особен­ности, не позволяющие использовать их непосредственно в качестве исполнительных органов бурового станка.

Первая особенность заключается в том, что качество выра­батываемой ими энергии тесно связано с размерами двигате­ля. В принципе можно создать двигатель, частота вращения и силовые характеристики которого, будут соответствовать тре­бованиям технологии бурения, но размеры двигателя будут очень большими. Компактный, удобный в эксплуатации дви­гатель при использовании современных электротехнических материалов и схем отличается чрезмерно высокими частота­ми вращения и недостаточными силовыми характеристиками.

Вторая особенность — невысокая перегрузочная способ­ность (как правило, не более чем в 2 раза), т. е. невозмож­ность использования двигателя при увеличении нагрузки в

1,5- 2 раза по сравнению с номинальной. С этим связано за­трудненное регулирование частоты вращения рабочего вала двигателя.

Условия же работы бурового станка обычно меняются очень резко и в очень широком диапазоне. Проходка вязких глинистых пород инструментом с большим диаметром при за- буривании скважин требует иных технологических режимов, чем бурение крепких пород алмазным инструментом малого диаметра. Нередко встречаются разрезы с частым чередова­нием горных пород, имеющих резко отличающиеся свойства.

Преодолеть технологическую ограниченность характери­стик двигателя помогает трансмиссия — комплекс различных устройств и механизмов, соединяющих двигатель с исполни­тельными органами станка. Трансмиссия составляет значи­тельную часть всех узлов станка, обусловливает его габариты и массу.

В связи с этим больше преимущества имеют гидромоторы, гибкие механические характеристики которых, обеспечиваю­щие легкость регулирования параметров вращения рабочего вала, позволяют отказаться от трансмиссии. Гидромотор не­посредственно устанавливается на направляющих мачты бу­ровой установки и выполняет роль подвижного вращателя. Это преимущество особенно проявляется в самоходных буро­вых установках, монтируемых на транспортной базе автомо­билей или тракторов.

Однако большинство современных станков механического вращательного бурения имеют трансмиссию в качестве ос­новного элемента конструкции. Устройство и конструктивное исполнение трансмиссии лучше всего характеризует кинема­тическая схема бурового станка. На рис. 11.4 представлена кинематическая схема наиболее типичного по конструктивно­му исполнению бурового станка ЗИФ-1200МР.

Трансмиссия, как правило, включает в себя следующие элементы: упругую соединительную муфту, муфту сцепления (фрикцион), понижающий редуктор, коробку перемены пере­дач и коробку отбора мощности (раздаточную коробку). Рас­смотрим эти элементы подробно.

Упругая соединительная муфта по своему конструктивно­му исполнению представляет собой две фланцевые полумуф — ты, одна из которых с помощью шпоночного соединения ус­танавливается на выходном валу двигателя, а вторая — таким же образом на выходном валу фрикциона. В прорезях (фи­гурных углублениях, располагающихся в полумуфтах друг против друга) помещаются упругие (чаще всего резиновые) пластины, через которые вращение от вала электродвигателя передается на входной вал фрикциона. Таким образом удает­ся компенсировать несоосность валов, неизбежно возникаю­щую при монтаже двигателя на общей раме станка. Двига­тель — сменный элемент бурового станка, изготавливаемый на специализированных заводах. Обеспечить безопасные преде­лы несоосности соединения с высокооборотным двигателем при изготовлении и ремонте станка в случае жесткого соеди­нения чрезвычайно трудно и дорого. Кроме того, прочность резиновых элементов рассчитывается так, чтобы в случае ава­рийного заклинивания колонны бурильных труб и при отказе фрикциона происходило разрушение именно этих легко заме­няемых элементов, а не деталей станка или двигателя.

Муфта сцепления (фрикцион) имеет несколько функций. Во-первых, фрикцион обеспечивает плавное включение стан­ка и позволяет избежать динамических инерциоцных нагру-

БУРОВЫЕ СТАНКИ МЕХАНИЧЕСКОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО БУРЕНИЯ

зок (ударов) на детали бурового станка, а также инерционных нагрузок на двигатель при включении бурового станка в ра­боту.

Во-вторых, фрикцион позволяет включать и выключать бу­ровой станок без остановки и запуска двигателя. Пусковые нагрузки отрицательно сказываются на двигателе, приводят к его преждевременному износу. В то же время необходимость останавливать буровой станок возникает каждый раз при из­менении режима его работы (при переключении передач) и во многих других случаях, неизбежно сопровождающих тех­нологический процесс бурения.

В-третьих, фрикцион является ограничителем крутящего момента, предохраняющим двигатель, станок и буровой сна­ряд от перегрузок.

Представление о принципе конструктивного исполнения фрикциона дает кинематическая схема бурового станка (см. рис. 11.4). Основной элемент фрикциона — набор дисков, по­крытых веществом, имеющим большой коэффициент трения. Одни диски связаны с входным валом, а другие — с выходным валом фрикциона и имеют возможность осевого перемеще­ния друг относительно друга по шлицевым соединениям. Уси­лие прижатия дисков друг к другу регулируется рукояткой включения от нуля до некоторой фиксированной величины. При этом частота вращения ведомого (выходного) вала фрик­циона изменяется пропорционально величине силы трения, возникающей между парами дисков при их прижатии друг к другу от нуля до частоты вращения двигателя.

Фрикционы делятся на постоянно замкнутые (прижатие дисков обеспечивается силовой пружиной фрикциона при ра­боте станка, а расцепление — усилием рукоятки управления) и постоянно разомкнутые — прижатие дисков друг к другу обес­печивается усилием рукоятки управления.

Понижающий редуктор используется в станках механиче­ского вращательного бурения, оснащаемых нерегулируемыми асинхронными электродвигателями и двигателями внутренне­го сгорания. Как правило, это одно-, двухступенчатый цилин­дрический редуктор, передача вращения в котором от входно­го (ведущего) вала на промежуточный и выходной (ведомый) осуществляется через пары цилиндрических зубчатых колес, закрепленных на валах неподвижно посредством шпоночных соединений. В каждой паре зубчатых колес вращение переда­ется от колеса с меньшим числом зубьев к колесу с большим числом зубьев. Этим достигается общее уменьшение частоты вращения, увеличение передаваемого крутящего момента и приближение параметров механической вращательной энер­гии к значениям, необходимым для осуществления процесса бурения.

Коробка перемены передач — элемент конструкции станков со ступенчатым регулированием частоты вращения. Станки с тиристорным приводом (СКБ-7 и СКБ-8), а также установка с подвижным вращателем на основе гидродвигателя не имеют коробки передач в своем составе.

Конструктивно коробка перемены передач представляет собой цилиндрический редуктор с переменным передаточным числом. Изменение передаточного числа достигается включе­нием в работу разных пар зубчатых колес путем перемеще­ния по шлицам выходного (ведомого) вала коробки муфт включения той или иной пары зубчатых колес.

Коробка отбора мощности (раздаточная коробка) также представляет собой систему валов и зубчатых колес — редуктор с несколькими выходными валами, вращение каждого из кото­рых обеспечивает привод одной из подсистем бурового станка и в конечном счете обеспечивает привод одного из исполни­тельных органов бурового станка: барабана лебедки, шпинделя вращателя и конструктивно связанных с ним силовых гидроци­линдров подачи. Схема раздаточной коробки пока показана на общей кинематической схеме (см. рис. 11.4). Нередко коробка передач и раздаточная коробка выполняются единым блоком.

Таким образом, трансмиссия бурового станка механиче­ского вращательного бурения представляет собой систему зубчатых передач, обеспечивающих трансформацию, регули­рование параметров и распределение механической враща­тельной энергии.

Основной исполнительный орган бурового станка враща­тель. Тип конструкции вращателя определяет эксплуатацион­ные возможности и область рационального применения буро­вого станка. Конструкции вращателей разнообразны.

В табл. 11.5 приведена классификация вращателей буро­вых станков. Как следует из этой классификации, основными типами вращателей являются шпиндельный роторный и под­вижный.

Кинематическая схема бурового станка, представленная на рис. 11.4, дает представление о конструктивном решении вра­щателя шпиндельного типа. По сути, это механизм — кониче­ский редуктор, передающий вращение через пару конических шестерен от раздаточной коробки и коробки перемены пере­дач полому или сплошному шпинделю, соединяемому посред­ством зажимных патронов с бурильной колонной.

Классификация вращателей буровых станков V

Особенности

конструкции

Тип вращателя

Шпиндельный

Роторный

Подвижный

Основные элемен­ты

Шпиндель и при­водная втулка

Приводная втулка с вкладышами

Редуктор в сборе

Разновидности основных элемен­тов

Шпиндель

Ведущая труба

Ведущий вал

Про­

ходной

Непро­

ходной

Извле­каемая из рото­ра

Неиз-

влекае-

мая

Про­

ходной

Непро­

ходной

Полый

Сплош­

ной

Полый

Сплош­

ной

Соединение с бу­рильной колонной

Патро­

ном

Резьбо­

вое

Резьбовое или фланцевое

Патро­

ном

Резьбо­вое или патро­ном

Способ освобож­дения из устья скважины

Отодвигание стан­ка или поворот вращателя на шар­нире

Освобождение проходного от­верстия ротора, отодвигание или поворот его на шарнире

Подъем, отодвига­ние или поворот на шарнире

Конические шестерни являются основным элементом шпиндельного вращателя. Установка конических пар с раз­ным передаточным числом позволяет расширить диапазон частот вращения бурового станка, что имеет большое значе­ние при ступенчатом регулировании скорости вращения.

На кинематической схеме бурового станка (см. рис. 11.4) показано принципиальное устройство гидромеханического за­жимного патрона, закрепленного на шпинделе и соединяю­щего шпиндель станка с бурильной колонной.

Патрон нормально замкнутый — зажимные плашки усили­ем силовой пружины заклинивают ведущую бурильную трубу во вращателе. Раскрепление патрона при перехвате бурового снаряда в ходе углубки скважины, а также при наращивании бурильной колонны и спускоподъемных операциях осуществ­ляется гидравлической системой.

В конструкциях буровых станков используются чисто гид­равлические патроны (зажим и раскрепление их осуществля­ется гидравлической системой) и чисто механические зажим­ные патроны, аналогичные по своему устройству зажимным патронам токарных металлообрабатывающих станков. Враща­тель через траверсу связан с силовыми гидроцилиндрами по­дачи — часто изготавливается с ними единым конструктивным блоком и помещается в едином корпусе.

Траверса служит для передачи осевого усилия от штоков гидроцилиндров подачи шпинделю бурового станка и от него через зажимные гидропатроны бурильной колонне.

Траверса представляет собой горизонтальную балку, жест­ко закрепленную центральной своей частью на шпинделе станка, а концами — на рабочих штоках гидроцилиндров пода­чи.

Таким образом, шпинделю бурового станка через пару ко­нических шестерен передается вращение от привода, а через траверсу — осевые усилия перемещения от гидроцилиндров подачи. Зажимные патроны передают вращение и осевое уси­лие от шпинделя бурильной колонне.

Роторный вращатель также представляет собой механизм редукторного типа. Однако основным его рабочим элементом является не шпиндель с парой конических шестерен, а гори­зонтально расположенный дискообразный ротор с относи­тельно большим центральным проходным отверстием и зубча­тым венцом, выполненным по его наружному диаметру.

Зубчатый венец ротора воспринимает вращение от транс­миссии бурового станка и передает его бурильной колонне через сменную приводную втулку, шестигранное или четы­рехгранное центральное отверстие которой соответствует размерам и форме поперечного сечения ведущей бурильной трубы. Ротор обычно не имеет жесткой конструктивной свя­зи с механизмом подачи, является самостоятельным механиз­мом и для мощных буровых установок изготавливается от­дельным блоком.

Подвижный вращатель, как правило, состоит из двух ос­новных частей — гидромотора и двухступенчатого цилиндри­ческого редуктора с переменным передаточным числом, ана­логичным по своему устройству коробке перемены передач. Наличие такого редуктора в подвижном вращателе позволяет до предела расширить диапазон условий его эффективного применения.

Отличия конструктивного исполнения вращателей разных типов — прежде всего размеры приводной втулки или анало­гичного конечного звена кинематической цепи — определяют принципиальные особенности эксплуатационных качеств вра­щателя.

Шпиндельный вращатель по сравнению с вращателями других типов обеспечивает повышенные частоты вращения снаряда (до 1500 и даже 2000 об/мин), что необходимо при алмазном бурении скважин малого диаметра в крепких поро­дах. В то же время шпиндель обеспечивает относительно не-

высокие значения крутящих моментов, что ограничивает воз­можность применения вращателей данного типа при бурении скважин большого диаметра, прежде всего эксплуатационных скважин. "

Роторный вращатель, наоборот, характеризуется относи­тельно невысокими значениями обеспечиваемой частоты вра­щения и высокими значениями силовых характеристик. По­этому роторные вращатели наиболее эффективны при про­ходке скважин большого диаметра (до 0,5 м и более), а также при проходке скважин предельной глубины (2000 м и более).

Подвижный вращатель на основе гидромотора обладает чрезвычайно гибкой рабочей характеристикой, что наиболее важно при бурении скважин среднего диаметра (93-225 мм) в сложных условиях (в рыхлых отложениях, глинистых пуча­щихся породах, в плывунах и т. д.). Однако технические реше­ния современных подвижных вращателей не обеспечивают передачи на забой больших мощностей. Поэтому их примене­ние пока ограничивается бурением скважин небольшой глу­бины (до 300 м, в ряде случаев — до 500 м).

Лебедка — один из основных функциональных блоков бу­рового станка — представляет собой механическую систему планетарного типа. На кинематической схеме (см. рис. 11.4) показано ее принципиальное устройство, основные элементы конструкции и их взаимодействие.

Принцип работы планетарной лебедки следующий. Цен­тральная солнечная шестерня 2С неподвижно закреплена шпоночным соединением на рабочем валу лебедки, получаю­щем вращение от раздаточной коробки через коробку пере­мены передач. В непрерывном зацеплении с ней находятся три шестерни сателлитов 2С&Т, имеющие возможность вра­щаться как вокруг собственной оси, так и обегать вокруг сол­нечной шестерни, получая вращение от нее через зубчатое зацепление. Оси сателлитов закреплены на водиле — массив­ном стальном диске, свободно сидящем на валу лебедки. Од­новременно сателлиты 2сат находятся в постоянном зацепле­нии с внутренним зубчатым венцом и могут вращать его, оставаясь на месте, либо обегать его и солнечную шестерню, если заторможен (остановлен) зубчатый венец. При обегании сателлитами зубчатого венца и солнечной шестерни водило начинает вращаться. При остановке (торможении) водила на­чинает вращаться, получая вращения от солнечной шестерни через сателлиты, зубчатый венец, а вместе с ним и барабан лебедки, жестко соединенный с ним.

Водило и зубчатый венец снабжены тормозными колодка­ми, воздействуя посредством рычага на которые можно за­тормозить (остановить) их вращение. Затормозив водило ры­чагом тормоза подъема, мы заставляем барабан лебедки вра­щаться. Происходит наматывание ходового конца каната та­левой оснастки на барабан лебедки и формируется усилие подъема. При торможении зубчатого венца и барабана рыча­гом тормоза спуска фиксируется неподвижность талевой ос­настки (буровой снаряд или грузоподъемная гарнитура фик­сируются в подвешенном состоянии). При отпускании обоих рычагов’ происходит сматывание каната с барабана лебедки под действием веса снаряда или грузоподъемной гарнитуры.

Торможение обоими рычагами одновременно не допуска­ется. В конструкциях лебедок имеются различия, но принцип действия планетарного механизма является общим для боль­шинства из них.

От раздаточной коробки, кроме вращателя и лебедки, во многих случаях осуществляется привод гидравлической систе­мы станка. В некоторых станках (СКБ-5, СКБ-7, СКБ-8) гидро­система станка снабжена индивидуальным электроприводом.

Технические решения гидросистем буровых станков раз­нообразны. Общее устройство и принцип действия гидравли­ческой системы бурового станка в первом приближении мож­но представить упрощенной схемой, представленной на рис.

11.5.

Гидросистема станка включает следующие основные эле­менты: маслонасос; маслобак; систему трубопроводов всасы­вающей, напорной и сливной магистрали; дроссель; золотник управления; силовые гидроцилиндры.

Маслонасос выполняет роль приводного двигателя: он формирует поток энергоносителя, обеспечивает давление масла в напорной магистрали. Чаще всего используются шес­теренчатые маслонасосы, формирующие рабочее давление путем переноса частиц масла из всасывающей магистрали в напорную магистраль в межзубном пространстве находящих­ся в зацеплении и вращающихся с высокой частотой зубча­тых колес.

Маслобак служит резервуаром, из которого масло по­ступает в гидросистему и в который сливается из напорной магистрали, а также из полостей гидроцилиндров.

Дроссель (регулируемое гидросопротивление) предна­значен для управления рабочим давлением в гидросистеме. В зависимости от того, где устанавливается дроссель — в напор­ной или сливной магистрали — различаются типы гидросистем и принципы их работы.

11.5. Схема гидравлической подачи буровых станков в различных режимах работы

и

«5

Подпись: 11.5. Схема гидравлической подачи буровых станков в различных режимах работыБУРОВЫЕ СТАНКИ МЕХАНИЧЕСКОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО БУРЕНИЯ

Й й «г с

 

БУРОВЫЕ СТАНКИ МЕХАНИЧЕСКОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО БУРЕНИЯ

Зодотник управления предназначен для подключения напорной магистрали к нижним или верхним рабочим полос­тям силовых гидроцилиндров, а также для соединения напор­ной и сливной магистралей. Тем самым обеспечивается управление работой силовых гидроцилиндров. Во многих кон­струкциях станков используются автоматические реверсив­ные золотники, осуществляющие переключение по достиже­нии поршнем крайних точек.

Силовые гидроцилиндры являются исполнительным органом, преобразующим рабочее давление в гидросистеме в усилие подачи и энергию потока масла в гидросистеме в ра­боту поступательного перемещения штоков гидроцилиндров под нагрузкой.

Рассмотрим принцип действия гидросистемы бурового станка при различных условиях бурения, пользуясь упрощен­ной схемой, представленной на рис. 11.5.

Гидравлическая система буровых станков из двух непод­вижных цилиндров 1, в которых передвигаются поршни 2 со штоками 3. Верхние концы штоков траверсой 6 связаны со шпинделем 7, посаженным на упорных шарикоподшипниках. Для усиления жесткости конструкции к траверсе 6 прикреп­лены два направляющих штока 5, перемещающихся в бронзо­вых втулках, установленных на приливах 4 к цилиндрам 1 на одном из направляющих штоков нанесены деления, позво­ляющие наблюдать за скоростью подачи.

Лопастный маслонасос 9 подает масло из маслобака 8 в на­гнетательный маслопровод 12, в который включены коробка обратных клапанов 12, предохранительный клапан 13 и дрос­сель 14. Параллельно маслонасосу 9 подключен ручной ава­рийный маслонасос 10. Далее масло подается или в цилиндры подачи бурового инструмента, или по маслопроводу 21 в ци­линдр перемещения станка.

Регулировка давления масла в цилиндрах подачи осуществ­ляется дросселем 14. Давление контролируется манометром 17. Нагрузка на забой — дриллометром 19.

С помощью распределительного крана 16 можно верхнюю или нижнюю полости цилиндров 1 сообщать через маслопро­воды 17 и 18 с нагнетательной линией 20.

Если вес бурильной колонны недостаточен для создания необходимой нагрузки на колонку, масло под давлением на­правляется в верхние полости цилиндров, для чего кран 16 ставят в положение I.

По мере углубления скважины и увеличения веса буриль­ной колонны надо уменьшать давление масла в верхней по­лости цилиндров с помощью крана 16. Если колонна буриль­ных труб собственным весом будет создавать нагрузку на за­бой больше требуемой, необходимо произвести разгрузку ко­лонны путем нагнетания масла в нижние полости цилиндров. Для этого распределительный кран 16 устанавливают в поло­жение IV. Если дроссель 15 закрыть, поршни будут поднимать инструмент от забоя. При бурении необходимо через дрос­сель 14 сбрасывать все масло, нагнетаемое насосом 9 и вытес­няемое опускающимися поршнями 2, и, регулируя скорость истечения масла, создавать тем большее давление под порш­нями, чем больше разница между весом бурильной колонны и требуемой нагрузкой на забой. Бурение с разгрузкой можно вести и при выключенном насосе за счет дросселирования вытесняемого из нижних полостей цилиндров масла.

Для быстрого подъема ненагруженного шпинделя распре­делительный кран устанавливается в положение II. В этом случае жидкость из маслонасоса направляется в обе полости цилиндров. Так как площадь поршня снизу больше, чем свер­ху (из-за штоков), то и сила, действующая снизу будет превы­шать силу, действующую сверху, что заставит поршни подни­маться.

Для остановки подачи кран устанавливается в положение

III, перекрывающее движение масла как в напорной, так и в сливной магистрали, его истечение из цилиндров и поступле­ние в них.

Для отката станка от скважины кран 22 устанавливают в положение V, при котором масло закачивается в ближнюю к шпинделю полость 23 горизонтального перемещения. При движении станка к скважине осуществляется установкой кра­на 22 в положение VI.

Недостаток гидравлической подачи, представленной на рис. 11.5, заключается в том, что скорость ее колеблется в по­родах, перемещающихся по крепости. Это ухудшает процесс кернообразования, приводит к самозаклиниванию керна и преждевременному износу коронок.

Для станков алмазного бурения целесообразно использо­вать схему гидравлической подачи с дополнительным регули­рованием потока масла, истекающего из нижних полостей цилиндров (рис. 11.6).

При бурении с дополнительной нагрузкой дополнительным дросселем создается дополнительное противодавление под поршнями, что повышает плавность подачи инструмента, уменьшает вибрацию бурильной колонны и увеличивает ра­ботоспособность коронок.

БУРОВЫЕ СТАНКИ МЕХАНИЧЕСКОГО ВРАЩАТЕЛЬНОГО БУРЕНИЯ

Рис. 11.6. Принципиальная схема гидравлической подачи с дополнитель­ным дросселированием в сливной магистрали:

I, 2 — основной и дополнительный дроссели соответственно

Гидравлические и механические системы в буровых стан­ках взаимосвязаны и конструктивно, и функционально: ха­рактеристики гидросистемы способствуют более полному рас­крытию возможностей кинематической схемы.

Современные буровые станки механического вращатель­ного бурения имеют достаточно узкую технологическую спе­циализацию; особенности их конструктивного исполнения со­ответствуют определенным областям эффективного использо­вания.

Буровые станки БСК-2М2-100 предназначены для колонко­вого бурения алмазными и твердосплавными коронками раз­ведочных скважин из подземных горных выработок, а также в стесненных условиях на поверхности земли.

Основные узлы станка следующие: приводной двигатель, четырехскоростная коробка перемены передач с встроенным масляным фрикционом, вращатель с механическим зажим­ным патроном и гидроцилиндрами подачи, гидросистема, верхняя и нижняя рамы, штангоподъемник. К особенностям станка относятся отсутствие лебедки и осуществление подъе­ма инструмента посредством механизма подачи и штанго — подъемника с автоматическим перехватом, а спуска снаряда в скважину — с помощью постоянно замкнутого тормоза.

Масло в гидроцилиндры подачи в процессе бурения нагне­

тается шестеренным маслонасосом НШ-32В, а в процессе спускоподъемных операций — лопастным маслонасосом Н-400. Коническая пара зубчатых колес на вращателе сменная, благодаря чему обеспечивается два диапазона частот враще­ния шпинделя (от 200 до 1250 об/мин). На шпинделе располо­жена сменная центрирующая втулка под бурильные трубы диаметром 33,5 и 42 мм. Механизм подачи снабжен дроссель­ным регулятором скорости на линии слива из гидроцилинд­ров, обеспечивающим улучшенные условия работы алмазной коронки в трещиноватых неоднородных по прочности горных породах. Для автоматизации изменения направления движе­ния траверса вращателя при спускоподъемных операциях в механизме подачи предусмотрен автоматический реверсив­ный золотник.

Использование гидроцилиндров подачи при бурении гори­зонтальных и наклонных скважин для выполнения спуско­подъемных операций облегчает и ускоряет их.

Станок обеспечивает бурение скважин глубиной 50-120 м диаметром от 36 мм до 93 мм.

Буровые станки ЗИФ-650М и ЗИФ-1200МР предназначены для бурения вертикальных и наклонных скважин твердо­сплавными и алмазными коронками и шарошечными долота­ми глубиной соответственно 800 и 2000 м при конечном диа­метре скважины 59 мм.

Особенностями данных станков являются: широкий диапа­зон ступенчатого регулирования частоты вращения шпинделя и барабана лебедки; наличие пружинно-гидравлического за­жимного патрона с дистанционным управлением; герметично закрытый планетарный редуктор лебедки, работающий в мас­ляной ванне; постоянно разомкнутая сухая фрикционная двухдисковая муфта сцепления; водяное охлаждение шкива тормоза спуска; автономный электропривод маслонасоса гид­росистемы.

Буровой станок СКБ-4 с вращателем шпиндельного типа имеет моноблочную конструкцию с продольным расположе­нием лебедки и единым приводом на вращатель и лебедку. К особенностям станка относятся: высокая частота вращения шпинделя и рациональное распределение диапазона скоро­стей; плавность подачи бурового инструмента гидросистемой с напорным золотником и дросселем на сливе; возможность бурения снарядами со съемным керноприемником, для чего увеличен диаметр проходного отверстия шпинделя. В станке использованы автомобильная коробка перемены передач и муфта сцепления автомобиля ЗИЛ-131.

Аналогичное устройство гидросистемы имеет и станок СКБ-5. Однако в нем коробка перемены передач и разда­точная коробка выполнены единым блоком, а в качестве муфты сцепления использован сухой постоянно разомкнутый дисковый фрикцион. Вращатель оснащен двумя гидромеха­ническими патронами, обеспечивающими автоматический перехват снаряда по мере углубки скважины без останов­ки вращения. Привод лебедки схемного керноприемника осуществлен механической трансмиссией от коробки пере­мены передач и имеет механический ограничитель крутяще­го момента.

Буровой станок СКБ-7 выполнен с продольным расположе­нием лебедки и групповым приводом механизмов вращателя и лебедки. Станок комплектуется плавно регулируемым элек­троприводом ТП-1200/1200УЗ, состоящим из реверсивного и нереверсивного агрегатов, релейного шкафа и пульта управ­ления. Вращатель оборудован двумя гидроцилиндрами подачи и двумя зажимными патронами: верхним — пружинно-гидрав­лическим и нижним — гидравлическим. Подача инструмента, регулирование осевой нагрузки, управление патронами, а так­же операции перемещения станка по раме от устья скважины и обратно обеспечиваются электрогидравлической системой управления. Все элементы и механизмы гидросистемы станка собраны в отдельный блок.

Планетарный редуктор лебедки станка собран в литом стальном корпусе, расположенном слева от барабана лебедки и закрепленном на станине. Управление лебедкой осуществ­ляется командоаппаратом, установленным на выносном пуль­те управления.

Буровая установка УКБ-8 состоит из отдельных конструк­тивно независимых блоков: блока ротора, блока лебедки, бло­ка подачи, блока насосной установки, блока гидросистемы и пр.

Блочная конструкция буровых установок предназначена для бурения предельно глубоких скважин. Также не име­ют буровых станков в их классическом виде и легкие са­моходные установки, роль бурового станка у которых выпол­няет подвижный вращатель на базе гидромотора, размещае­мый непосредственно на направляющих мачты буровой уста­новки.

Семейство буровых станков многочисленно и разнообраз­но — знакомство с принципами и вариантами технических ре­шений, предложенное здесь позволит самостоятельно разо­браться в любой конструкции.

Комментарии запрещены.