БУРОВЫЕ ВЫШКИ И МАЧТЫ
В практике геологоразведочного бурения для спуско-подъемных операций используются деревянные трех — и четырехногие вышки, металлические вышки и треного, передвижные вышки и буровые мачты для вертикального и наклонного бурения. На рис. 11.11 представлены схемы конструкций основных типов буровых вышек:
башенная вышка (рис. 11.11, а) — разновидность буровой вышки, талевая оснастка которой размещена внутри контура конструкций, образующих ее несущий ствол;
пирамидальная вышка (рис. 11.11, б) — буровая вышка башенного типа, выполненная в виде пирамиды с кронблоком,
Рис. 11.11. Основные типы буровых вышек:
а — башенная; б — пирамидальная; в — буровая мачта; / — несущие опоры; 2 ■ талевая оснастка; 3 — лебедка бурового станка
закрепленным на оси, проходящей через точку пересечения несущих опор вышки;
буровая мачта (рис. 11.11, в) — буровая вышка, талевая оснастка которой полностью или частично вынесена за контур конструкций, образующих ее несущий ствол.
Пирамидальные трех — и четырехногие вышки изготавливают из деревянных бревен или металлических труб. Их транспортируют, как правило, с полной разборкой. Такие вышки применяют для бурения скважин глубиной не более 300 м в труднодоступных районах. Металлические вышки по сравнению с деревянными имеют в 8-10 раз больший срок службы, обеспечивают необходимую для проходки глубоких скважин грузоподъемность, позволяют применять бурильные свечи наибольшей длины.
Основные параметры буровой вышки (мачты) следующие: высота, размер верхнего и нижнего сечений, грузоподъемность и собственная масса.
Высота вышки определяется по формуле
Я = К1, (11.10)
где К — коэффициент, учитывающий необходимую высоту пе-
реподъема, а также высоту (длину) комплекта грузоподъемной гарнитуры (элеватора, талевого блока, труборазворота), обычно К = 1,3+1,5; 1 — рациональная длина свечи, м.
Длину свечи вычисляют, исходя из следующего:
1) из условий устойчивости от действия сил тяжести собственного веса;
2) из условий экономически выгодной длины свечи с учетом затрат на строительство вышки необходимой высоты, ее монтаж и демонтаж при транспортировке от одной рабочей точки (скважины) к другой.
Из условий устойчивости критическую длину свечи можно определить по формуле
(11.11)
где £?ср — средний диаметр бурильной трубы, см.
Расчетная длина свечи берется с учетом коэффициента устойчивости 1 = 4р/&у. Из опыта известно, что коэффициент устойчивости, обеспечивающий достаточную надежность, составляет 1,3.
Для стандартных бурильных труб диаметром 42 мм (с? ср = = 37 мм) критическая длина свечи составляет 20,4 м; для труб диаметром 50 мм (с1ср = 44,5 мм) — 23,0 м; для труб диаметром
63,5 мм (с1ср = 57,5 мм) — 27,3 м; для труб диаметром 73 мм (£|ср = 66 мм) — 30,0 м.
В зависимости от проектной глубины скважины на практике обычно применяют следующие длины свечей.
Глубина скважины, м… < 1000 200-500 500-800 1200-2000 > 2000
Длина свечи, м…………… 4,7 9,5 14,0 18,6 24-32
Экономически выгодную длину свечи можно вычислить по формуле И. А. Сергиенко:
(11.12)
где Сч — стоимость 1 ч работ, связанных со спускоподъемными операциями; Elf — суммарная длина бурильных труб, извлеченных из скважины и опущенных в скважину за период ее бурения; tp = 0,5+0,05 — время при ручном свинчивании и развинчивании одной свечи, ч (с возрастанием глубины скважины значение tp возрастает из-за увеличения усилия затягивания резьбовых соединений); А — усредненная стоимость изготовления 1 м вышки; В — усредненная стоимость сборки и разборки 1 м вышки; К — М/Т — коэффициент обо
рачиваемости; Р = 1,3+1,5 — отношение высоты вышки к длине свечи (большая величина для более высокой вышки); М — срок службы буровой вышки; Г — время бурения скважины.
Значение зависит от углубки скважины за один рейс:
(11.13)
где I — глубина бурения, м; Л — углубка за рейс, м.
Размер нижнего основания буровой вышки выбирают из условий удобства размещения оборудования и инструмента.
Верхнее сечение вышки (ав — ширина верхнего сечения) выбирается с учетом размещения на нем кронблока с зазорами 0,5-0,7 м по обе стороны от него:
(11.14) |
ав = с + 2(0,5+0,7),
где с — максимальный поперечный размер кронблока.
Большое практическое значение имеют монтажеспособ — ность и транспортабельность буровых вышек и мачт. Монта — жеспособность определяется отношением времени, затраченного на строительно-монтажные работы, ко времени, затраченному на бурение скважины. Этот показатель зависит от конструктивной схемы установки, способа монтажа, применяемых транспортных средств и грузоподъемных механизмов.
Транспортабельность буровой вышки оценивается быстротой и экономичностью перебазировки на новую точку. Различают следующие способы организации монтажно-демонтажных работ и транспортировки буровых установок: полная или частичная разборка буровой вышки силами буровой бригады; предварительная подготовка буровых строительно-монтажными бригадами; применение самоходных буровых установок.
Одним из основных факторов, определяющих схему вышки, является расположение бурового станка. Различают две основные схемы расположения бурового станка относительно продольной оси основания (линии симметрии, параллельно длинной стороне прямоугольного основания): продольную и поперечную.
При поперечном расположении станка обеспечивается более компактное размещение промывочного насоса и вспомогательного оборудования. Это позволяет уменьшить размеры бурового здания. Кроме того, поперечное расположение станка повышает устойчивость буровой вышки при наклонном бурении.
Масса буровой вышки приближенно определяется по формуле:
в = К0Кр1, (11.15)
где К — коэффициент удельной металлоемкости несущих элементов мачты, К = 10+15; Окр — масса груза на крюке, кг; I — рабочая высота мачты, м.
Установлено, что мачты с поперечным расположением станка имеют меньшую массу и обладают меньшей относительной металлоемкостью.
При бурении глубоких скважин стационарными буровыми установками вышки монтируются на фундаментах во избежание усадки грунта, перекоса и потери устойчивости вышки. Площадь фундаментных тумб под опоры вышки вычисляют по формуле
¥ = (О0 + Ов + От)4стСЖ1 (11.16)
где Р — площадь основания тумбы, см2; О0 — максимальная нагрузка на кронблок, Н; Ов — вес вышки, Н; От — вес талевой оснастки, Н; стсж — допустимая удельная нагрузка на грунт, Н/см2.
Значения допустимой удельной нагрузки (Н/см2) для различных грунтов приведены ниже.
Трещиноватые скальные породы……………………….. 100-60
TOC o "1-5" h z Щебень…………………………………………………………… 60-40
Дресва…………………………………………………………….. 40-20
Глина:
твердая……………………………………………………….. 60-30
пластичная………………………………………………….. 25-10
Суглинок:
твердый………………………………………………………. 40-25
пластичный…………………………………………………. 25-10
Песок:
сухой………………………………………………………….. 30-20
влажный……………………………………………………… 25-15
водонасыщенный…………………………………………. 25-8
Гравий и галька……………………………………………….. 60-50
Во многих случаях вместо фундамента нижнее основание вышки изготавливают в виде двух полозьев из стальных швеллеров, связанных поперечными поясами. При этом площадь опорной поверхности швеллеров должна обеспечивать удельную нагрузку на грунт не более 10 Н/см2. В комплект вышки входят также маршевые и туннельные лестницы, растяжки, кронблок и промежуточные площадки.
Собирают вышки на земле, на специально подготовленной для этого площадке. Поднимают вышки с помощью лебедки или трактора, применяя для этого подъемную стрелу и тале-
Рис. 11.12. Схема подъема металлической вышки башенного типа:
1 — подъемная петля; 2 — замок; 3, 6 — оттяжки; 4 — стрела подъема; 5 — канат подъема; 7 — блок; 8 — канат полиспаста; 9 — брусья; 10 — канат крепления основания
вую оснастку (рис. 11.12). Предварительно вышка поднимается так, чтобы ее ось заняла горизонтальное положение.
Для удержания вышки от опрокидывания в момент ее перехода через центр тяжести со стороны, противоположной подъему, устанавливают лебедку или трактор. По мере подхода вышки к положению равновесия страховочный канат выбирается. При переходе вышки через центр тяжести постепенным ослаблением страховочного каната и натяжением подъемного каната устанавливают ее в вертикальное положение.
Буровые мачты — более совершенные в инженерном отношении сооружения, чем буровые вышки башенного и пирамидального типов. Они изготавливаются на заводах, имеют высокую степень сборочной готовности (составляются из нескольких легко соединяемых блоков). Некоторые конструкции буровых мачт самоходных и передвижных установок выполняются складными или опускающимися с использованием гидравлических подъемных устройств.
Предметно рассмотреть технические решения буровых мачт можно на примере описания некоторых конструкций буровых мачт, зарекомендовавших себя на практике.
Мачта МРУГУ-2 предназначена для подъема и спуска бурового инструмента и обсадных труб при бурении вертикальных и наклонных скважин глубиной до 500 м. Она представляет собой одноствольную трубчатую конструкцию, шарнирно опирающуюся на портал и два подкоса.
Ствол мачты выполнен из одной трубы диаметром 140 мм, которая поддерживается двумя безраскосными фермами. Для обеспечения свободного перемещения талевого блока вдоль ствола мачты кронблок закреплен консольно относительно ее ствола. Установка ствола мачты для бурения наклонных сква-
жин осуществляется поворотом ее в плоскости, перпендикулярной к продольной оси основания.
Мачта перевозится единым неразборным блоком с укладкой ствола на крышу бурового здания с помощью лебедки бурового станка и монтажной стрелы. Основание мачты и опорные сошки имеют регулировочные домкраты, при помощи которых мачта наклоняется на требуемый угол.
Мачта МРУГУ-3 выполнена по аналогичной конструктивной схеме, но несущий ствол ее выполнен в виде пространственной фермы.
Буровые установки УКБ-4, УКБ-5, УКБ-7 комплектуются мачтами типа БМТ. Особенностью мачт БМТ-4, БМТ-5 и БМТ-7 является наличие вынесенного за пределы рабочей зоны А-образного портала, на который шарнирно опирается трубчатый несущий ствол мачты. Для придания стволу мачты устойчивости он раскреплен двумя подкосами.
Установка мачты на заданный угол осуществляется изменением длины продольного регулировочного подкоса. Для обеспечения беспрепятственного движения талевого блока и элеватора, хорошей просматриваемости их траектории движения ствол мачты наклонен над устьем скважины. Поднимается и укладывается ствол с помощью гидродомкратов. В мачтах типа БМТ принято поперечное расположение бурового станка по отношению к продольной оси основания.
На небольшие расстояния установку перебазируют волоком на полозьях; на большие — на подкатных пневматических тележках. Мачта БМТ-7 для перевозки разбирается на три блока: станочный, насосный и блок-мачту. Подъем и установка этой мачты осуществляется трактором или лебедкой станка.