ЛОПАСТНЫЕ ДОЛОТА С УГЛОВЫМ СМЕЩЕНИЕМ ЛЕЗВИЙ
При бурении мягких малоабразивных пород изнашивается не только твердосплавное вооружение долота, но и собственно долото при движении абразивного шлама между твердосплавными зубьями. В связи с этим зубья начинают скалываться, что ведет к быстрому снижению работоспособности долота.
С целью снижения преждевременного износа созданы лопастные долота с угловым смещением лезвия (рис. 9.1, г), которые обеспечивают усиленное перекрытие забоя твердосплавными резцами, а также направляют поток бурового шлама вдоль лезвий с последующей его транспортировкой на поверхность. Долото состоит из овального цилиндрического корпуса, с внутренней полостью, в которой располагаются промывочные каналы и замковая резьба. К корпусу долота приварены стальные лопасти, у которых рабочая режущая грань разделена на отдельные лезвия. Последние имеют угловое смещение относительно друг друга, и поэтому между ними образуются свободные пространства, в которые устремляются потоки разбуренного абразивного шлама.
Стальные лопасти и отдельные лезвия имеют наклон к оси долота, составляющий 25-30° для долот типа МС. Расстояние между рабочими лезвиями на каждой лопасти 12-18 мм для двухлопастных долот и 10-15 мм для трехлопастных долот диаметром 132 и 151 мм. Рабочие лезвия армированы твердосплавными резцами прямоугольной формы.
Лезвия в лопастных долотах могут иметь различные направления, а также прямолинейные и криволинейные рабочие грани.
Калибрующее вооружение лопастей из цилиндрических твердосплавных зубков располагается на затылочной поверхности в несколько рядов по высоте.
Промывочные каналы располагаются в корпусе долота впереди рабочих граней лопастей и направляют промывочную жидкость на периферийную и центральную части забоя.