МЕТОДИКА РАСЧЕТА НАДЕЖНОСТИ БУРИЛЬНОЙ КОЛОННЫ ПРИ ВНЕЗАПНЫХ ОТКАЗАХ
Внезапные отказы бурильной колонны являются в основном следствием действия на ее элементы нагрузок переменного характера, превышающих по величине допустимые нагрузки.
Рис. 10.7. Зависимость вероятности Р, безотказной работы резьбы бурильной трубы диаметром 50 мм, от запаса прочности V при N= 210® циклов знакопеременного изгиба
Вероятность возникновения усталостной поломки данного элемента бурильной колонны в заданное время зависит от запаса прочности по переменным напряжениям. Чем выше запас прочности, тем меньше вероятность возникновения внезапного отказа элемента в результате усталостной поломки.
На рис. 10.7 и 10.8 представлены результаты экспериментальных исследований надежности трубных резьб — элемента бурильной колонны, в наибольшей степени подверженного внезапным отказом.
Если среднее значение частоты вращения бурового снаряда, применяемое в настоящее время при использовании стандартной бурильной колонны диаметром 50 мм, принять л = = 166 об/мин, то время функционирования бурильной колонны на каждый миллион циклов изменения нагрузки составит
10®
Г = * «г |
= 100 ч.
(60 • 166)
Для обеспечения безотказной работы элементов бурильной колонны (Рт = 1) в течение достаточно длительного времени необходимо, чтобы запас прочности по переменным напряжениям был значительно выше V = 1,2. На практике для бурильных колонн запас прочности устанавливается V = 1,6.
Опыт показывает, что внезапных отказов замков и муфт при своевременном снятии их с работы практически не воз-
Рис. 10.8. Зависимость наработки на отказ 7i резьбы трубы диаметром 50 мм от запаса прочности по переменным напряжениям при вероятности безотказной работы Р, — 0,95
никает. Тогда параметр потока внезапных отказов бурильной колонны по наиболее слабому ее элементу ш(0 в заданное время Тк определится выражением
(10.10)
где X(f) — интенсивность отказов элементов бурильной колонны в заданное время.
В период нормальной эксплуатации? i(f) = const и to(f) = = const, в связи с чем при изменении времени Тк будет изменяться и вероятность безотказной работы элементов бурильной колонны:
(10.11)
Количество внезапных отказов за время Гк
(10.12)
Наработка на внезапный отказ может быть определена по формуле
(10.13) |
2
ffl(f) ^св(^т. СВ **" ^з. св W) ■
Вероятность безотказной работы бурильной колонны как системы последовательно соединенных элементов определится выражением
= Щ Псв(Лтсв2+ Пз-в) = [1 — Ц()ГК] nc-B-(n-IЈL_+ п.±™1. (10.14)
Элементарный анализ формулы позволяет сделать вывод об уменьшении вероятности безотказной работы с увеличением числа элементов бурильной колонн и увеличением продолжительности ее функционирования, что хорошо согласуется с опытными данными.
Пример 2. Определение вероятности безотказной работы бурильной колонны.
Пусть бурильная колонна включает свечей лсв = 30; в каждой ИЗ которых бурильных труб Лт. св = 4 и замков Л3.св = 1.
Определить вероятность безотказной работы элементов Рэ(£) и бурильной колонны Р%Щ за время Тк — Тскв = 500 ч, а также количество внезапных отказов за время Гк = 6000 ч и наработку на внезапный отказ, если из опыта работы в
данных условиях известно, что интенсивность отказов для данного рейса за время Гк составляет k(t) = 2-10-5.
P3(f) = 1 — 2-10~s-500 = 0,99;
/ ч f s 30(4 + l)4)
pit) = 1 — 2 • 10’5 • 500———- = 0,47 ;
NB(t) = 30(4 + l)10-5-6000 = 9;
r = ‘ = — J.°5 _ = 666 4.
о(») 30(4 + 1)
Для оценки качества бурильной колонны по отношению к внезапным отказам большое значение имеет параметр ремонтопригодности — среднее время восстановления Гвв при внезапных отказах.
Обычно затраты времени на восстановление работоспособности бурильной колонны, не превышающие 8 ч называют обрывом. А внезапный отказ, устранение последствий которого превышает 8 ч, именуют аварийным обрывом.
Среднее время восстановления бурильной колонны при внезапном отказе можно представить следующим выражением
г.., = тв. о + ГваРа, (10.15)
где Гво — среднее время ликвидации обрыва для данной глубины скважины, ч; Гва — среднее время ликвидации аварийного обрыва, ч; Рл — коэффициент аварийности — вероятность того, что на данной глубине обрыв может оказаться аварийным.
Коэффициент аварийности может быть установлен только для данного конкретного геологического объекта опытным или экспертным путем.