Традиционное топливо реактивных двигателей
Для небольших винтовых самолетов (частных и рейсовых самолетов местных авиалиний) в качестве топлива используется высокооктановый бензин. Но большинство самолетов гражданской и военной авиации являются реактивными и работают на соответствующем топливе различных сортов. Есть также самолеты, в которых используется турбовинтовой двигатель[14].
Реактивные и турбовинтовые самолеты заправляются смесью высокооктанового бензина и реактивного топлива[15].
ЧТО ТАКОЕ ТОПЛИВО ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ?
В большинстве видов реактивного топлива для реактивных двигателей в качестве основы используется керосин, выделяемый при переработке нефти наряду с бензином, дизельным топливом и другими нефтепродуктами. Керосин можно также получать из угля. Именно так и было в середине XVIII века, когда керосин применялся для газовых ламп, которыми обеспечивалось внутреннее и внешнее освещение до появления электрических ламп.
Керосин имеет различные области применения, не связанные с авиацией. В Японии он используется для отопления домов. На нем работают некоторые портативные печки для туристов и альпинистов. Керосин применяется в индустрии развлечений, так как он горит на открытом воздухе, выпуская эффектные языки пламени. Им можно воспользоваться в качестве растворителя. Керосином можно уничтожать вшей, правда, он вызывает воспаление кожи. Керосин, который используется для особых целей, очищается лучше, чем тот, который берется в качестве основы для реактивного топлива. Он имеет специфический запах, подобный запаху дизельного топлива, который может вызвать у некоторых людей тошноту или головную боль.
Когда керосин очищается для использования в качестве топлива для реактивных двигателей, в нем снижается содержание серы, а также уменьшаются природные коррозийные свойства. Наиболее часто в Америке используется полученное из керосина топливо для реактивных двигателей марки JET А. Оно замерзает при температуре —40 °С (—40 °F) и имеет температуру самовозгорания примерно 425 °С (800 °F). Некоторые другие виды топлива для реактивных двигателей, особенно JET В, замерзают при более низких температурах, но они более летучи, поэтому используются только для полетов в высоких, или полярных, широтах, где температуры экстремально низкие.
В топливо для реактивных двигателей, получаемое из керосина, добавляются присадки, такие как антиоксиданты (чтобы топливо не стало слишком вязким)5; вещества, обеспечивающие нейтрализацию статического электричества (которое может вызвать искру и последующий пожар или взрыв); химические вещества, обеспечивающие понижение коррозийной активности чистого керосина; вещества, замедляющие образование льда, — ингибиторы оледенения
(чтобы предотвратить замерзание трубок, по которым поступает топливо), а также тетраэтилсвинец — антидетонационная присадка, которая ранее вводилась и в автомобильный бензин.
КАК ЭТО РАБОТАЕТ
На рисунке 6.3 иллюстрируется принцип работы реактивного двигателя[16]. Чертеж не стоит воспринимать буквально. Он значительно упрощен, а пропорции не соблюдены, так что какие-то размеры значительно увеличены, а другие, наоборот, уменьшены, чтобы нагляднее показать взаимодействие между основными компонентами.
Воздух поступает в большое отверстие воздухозаборника и засасывается внутрь двигателя благодаря вращению лопаточного колеса компрессора. Сжатый компрессором воздух поступает в камеру сгорания, туда же впрыскивается топливо, и смесь топлива с воздухом загорается. Сильное увеличение температуры вызывает экстремальный подъем давления в камере, и горячие газы вырываются из вы-
ходного отверстия камеры сгорания с большой скоростью[17]. Турбина, вращаясь в этом газовом потоке, обеспечивает вращение лопаточного колеса компрессора (с которым турбина связана через центральный вал), но только после того, как двигатель начинает работать, а вначале компрессор требуется запустить от внешнего источника питания. В первых моделях реактивных двигателей питание компрессора обеспечивалось за счет поршневого двигателя, подобного тому, который установлен в винтовых самолетах.
Выхлопные газы выбрасываются из двигателя через сопло в сторону, противоположную движению. Если скорость выхлопных газов выше, чем воздушная скорость всей конструкции (скорость движения вперед в воздушном потоке), то возникает тяга.
Реактивные двигатели лучше всего работают на больших скоростях полета (более 640 км/ч), потому что в них малые объемы воздуха ускоряются с большим коэффициентом. На меньших скоростях движения винтовые самолеты часто работают лучше, потому что они ускоряют большие количества воздуха с маленьким коэффициентом. Для самолетов, летающих на малых скоростях, хорошо подходят и турбовинтовые двигатели. Вот почему они заменяют винтовые двигатели на небольших и средних рейсовых самолетах местных авиалиний.
ПРЕИМУЩЕСТВА ТРАДИЦИОННОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
У винтовых, турбовинтовых и реактивных двигателей в авиации есть лишь одно неоспоримое преимущество: сейчас им нет никаких альтернатив. Инженеры изучают возможность применения различных альтернативных источников энергии, даже водородной и атомной энергии, для создания новых типов двигателей самолетов, но на сегодняшний день ни одна из исследуемых технологий не готова к тому, чтобы стать серийной.
НЕДОСТАТКИ ТРАДИЦИОННОГО ТОПЛИВА ДЛЯ РЕАКТИВНЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
• При сгорании авиационного топлива (даже при полном!) образуется С02.
• Авиационное топливо может быть пожароопасным при неправильном хранении.
ч/
• Бывали случаи, когда горючее авиационное топливо попадало в кабину самолета или протекало из топливных баков или трубок для подачи топлива и из-за этого возникали пожары или взрывы.
• Выбросы соединений серы, содержащихся в некоторых видах авиационного топлива, могут вызывать «кислотные дожди».
• Обычные авиационные двигатели шумят. В последние годы разработаны малошумящие реактивные двигатели, но если аэропорт расположен в черте города, шум все-таки будет создавать проблемы.
• Самолет с реактивным двигателем может оставлять за собой инверсионный (конденсационный) след, который способен повлиять на естественную динамику верхних слоев атмосферы.
• Некоторые химические компоненты авиационного топлива увеличивают риск возникновения онкологических заболеваний у человека и животных, если непосредственно воздействуют на них в течение определенного периода времени.
• Авиационное топливо получается путем переработки сырой нефти и, естественно, попадает в зависимость от всех рыночных проблем, которые связаны с этим источником энергии.
• Запасы нефти и, соответственно, поставки обычного авиационного топлива рано или поздно закончатся. Вопрос только в том, когда это произойдет.
Задача 6.3
Предположим, что наступил день, когда широкодоступный водород заменил природный газ для отопления домов, а также бензин или дизельное топливо для автомобилей, грузовиков, судов и тепловозов. Будет ли он пригоден и в качестве авиационного топлива?
Решение 6.3
Да, но только если будет найден экономически эффективный и безопасный способ получения, транспортировки и хранения используемого водородного топлива в нужных количествах.