Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Спускоподъемное оборудование буровой установки представ­лено на рис. 3.1.

Буровая вышка предназначена для подъема и спуска бурильной колонны и обсадных труб в скважину, удержания бурильной ко­лонны на весу во время бурения, а также для размещения в ней талевой системы, бурильных труб и части оборудования, необхо-

Рис. 3.1. Спускоподъемное оборудование буровой установки:

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны/ — крон-блок; 2 — вышка; 3 — талевой канат; 4 — тале­вой блок; 5 — крюк; 6 — буровая лебедка; 7 — неподвиж­ный конец талевого каната

димого для осуществления процесса бурения. Буровые вышки раз­личаются по грузоподъемности, высоте и конструкции.

Буровые мачтовые вышки для буровых установок ОАО «Урал- маш» изготавливаются следующих типов: А-образные типа ВМ; П-образные типа ВМП (рис. 3.2, табл. 3.3) и четырехопорные типа

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Рис. 3.2. Буровые вышки мачтового типа: а — А-образные; б— П-образные

Технические характеристики А — и П-образных буровых вышек мачтового типа

Показатели

А-образные вышки

П-образная

вышка

ВМП-45х320

ВМА-45х200

ВМР-45х200У

ВМР-45х320;

ВМА-45х320

Допусти­мая нагруз­ка на крю­ке, кН

2000

2000

3 200

3 200

Рабочая вы­сота (рас­стояния от ротора до подкрон — блочной ра­мы), м

45

45

45

45

Нагружа на крюке при испытании, кН

2400

2 400

3 840

3 840

Расстояние между нога­ми, м

10.3

10,3

10,3

База ниж­няя (расстоя­ние между осями опор­ных шарни­ров), м

2,6х 10,3

Длина све­чи, м

25…27

25…27

25…27

25…27

Диаметр и толщина трубы, мм

140×8

140×8

140×14

Профиль

Уголка

200 x 200×17

Соединение секций меж­ду собой

Пальцевое

Пальцевое

Пальцевое

Фланцевое

Д-1 и на сек­ций, м

11940

11 940

11 940

11 900… 12 750

А-образные вышки

П-образная

Показатели

ВМА-45х200

ВМР-45х200У

ВМР-45х320;

ВМА-45х320

вышка

ВМП-45х320

Размеры се­

1 640×2 440

1 640×2 440

1 640×2 440

1 800×3 000

чения ног

вышки, мм

Размеры, мм:

Н

44 800

44 800

44 800

44 800

6 200

7 200

8 200

8 200

н2

3 550

4 750

5 300

2 400

н,

4 600

4 600

4 600

4 100

н<

16 750

17 250

17 750

17 350

А

10300

10300

10300

10300

А,

2 600 •

В

620

650

630

250 ‘■ 5 250 !

Я,

9 880

9 635

4 450

Масса, кг:

1

секции

3 795

3 483

4 475

7010 1

(макси­

мальная)

вышки

36 290

30766

41 050

69 450 1

Система

Буровой лебедкой с помощью специального

подъема

приспособления

вышки

———— ^

ВУ (рис. 3.3, табл. 3.4). А-образные вышки применяются в буровыз установках классов 3200/200 и 5000/320; П-образные — в буровых установках класса 5000/320; четырехопорные мачтовые вышки — в буровых установках 6500/400 и 8000/500. —

Подъем и опускание вышек осуществляются буровой лебедкой С ПОМОЩЬЮ специальных устройств. Внутри ОДНОЙ НОГИ ВЫШЮ^! имеются лестницы тоннельного типа до подкронблочной плошад^’ ки, внутри второй ноги — лестницы маршевого типа с переход­ными площадками (до платформы верхнего рабочего). ^

Технические характеристики буровых вышек, выпускаемых ОАО^ «Волжский завод буровой техники» (рис. 3.4), приведены в табл. 3.5.

Любую конструкцию буровой вышки следует рассматривать с точки зрения техники безопасности, что прежде всего относит^ к основанию, балкону и лестницам. **

] ;

Рис. 3.3. Четырехопорная мачтовая вышка

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонныНаиболее серьезной опасно­стью при работе на буровых вышках является частичное или полное их разрушение. Основная причина, приводящая к паде­нию или разрушению вышки, — недостаточный надзор за ее со­стоянием в процессе длительной эксплуатации. По этим причинам были введены изменения в пра­вилах безопасности, предусмат­ривающие обязательные периодические проверки вышек, в том числе с полной их разборкой и ревизией деталей, а также испы­тания с нагружением вышек в собранном виде.

Таблица 3.4

Технические характеристики четырехопорных мачтовых вышек

Показатели

ВУ-45х400А.

ВУ-45х450

ВУ-45х500

Допустимая нагрузка на крюке, кН

4 000/4 500

5 000

Рабочая высота (расстояние от ротора до подкронблочной рамы), м

45

45

Нагрузка на крюке при испытании, кН

4 800/5 400

6 000

Расстояние между ногами, м

11×8

11×8

Длина свечи, м

25…27

25 …27

Применяемый профиль уголка: верхней части нижней части

250x250x16

160x160x14

250x250x16

160x160x14

Число секций

12

12

Соединение секций между собой

Фланцевое

на болтах

^Длина секций, м

12 865 …9 925

12 865…9925

размеры сечения ног вышки, мм

1 840×2 340

1 840×2 340

Показатели

ВУ-45х400А,

ВУ-45х450

ВУ-45х500

Размеры, мм:

Н

44 800

44 800

Н

8 200

10200

8 300

10300

Я3

5000

5000

Щ

20 000

20 000 1

н$

1 600

1 900

Нь

4 136

4 950

А

8 000^ 11 000

8000

В

11 000

Масса, кг:

секции (максимальная)

6 400

6 400

вышки

63 000

63 000

Система подъема вышки

Буровой лебедкой с помощью полиспаста

Кроме того, вышка должна подвергаться тщательному осмотру и проверке каждый раз до начала буровых работ, перед спуском обсадных колонн, перед освобождением прихваченной буриль­ной или обсадной колонны при авариях, а также после сильных ветров (15 м/с — для открытой местности, 21 м/с — для лесной и таежной местностей), а также в случае, когда вышка сооружена № котловане. Вышки мачтового типа монтируются в горизонтальном положении, а затем поднимаются в вертикальное положение при помощи специальных устройств. Транспортирование вышки осу­ществляется в собранном виде вместе с платформой верхового рабочего в горизонтальном положении на специальном транспорт^ ном устройстве. При этом талевая система не демонтируется вме­сте с вышкой. 4

При невозможности из-за условий местности транспортиров«^ ния вышки целиком она разбирается на секции и транспортиру^ ется частями универсальным транспортом. я

В практике бурения кроме вышек мачтового типа продолжали использоваться вышки башенного типа, которые собираются меа тодом «сверху — вниз». Перед началом монтажа вышки по этоМя методу на вышечном основании монтируют подъемник. После] окончания сборки вышки подъемник демонтируют. 4

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Рис. 3.4. Типы буровых вышек, выпускаемых ОАО «Волгоградский завод буровой техники»: а — Б4.01.00.000; б — С6.01/2500ЭУ; в-Б1,Б11,Б12

Одновременно с монтажом буровой установки и установкой вышки ведут строительство привышечных сооружений. К привы — шечным относятся следующие сооружения.

1. Редукторный (агрегатный) сарай, предназначенный для укрытия двигателей и передаточных механизмов лебедки. Его при­страивают к вышке со стороны ее задней панели в направлении, противоположном мосткам. Размеры редукторного сарая опреде­ляются типом установки.

2. Насосный сарай, предназначенный для размещения и ук­рытия буровых насосов и силового оборудования. Насосный сарай или пристраивают сбоку от фонаря вышки редукторного сарая, иди строят в стороне от вышки. Стены и крышу редукторного и насосного сараев в зависимости от конкретных условий обшива­ют досками, гофрированным железом, камышитовыми щитами, резинотканями или полиэтиленовой пленкой. Использование не­которых буровых установок требует совмещения редукторного и насосного сараев.

3. Приемный мост, предназначенный для укладки бурильных, обсадных и других труб и для перемещения по нему оборудова — НИя, инструмента, материалов и запасных частей. Приемные мос­ты бывают горизонтальными и наклонными. Высота установки при — емных мостов регулируется высотой установки рамы буровой выш­ки. Ширина приемных мостов составляет до 1,5… 2 м, длина — до [о м.

к ^Истема УстР°йств для очистки промывочного раствора от ыбуренной породы, а также склады для химических реагентов и ЫпУчих материалов.

Технические характеристики буровых вышек, выпускаемых ОАО. Волгоградский завод буровой техники»

Показатели

Б4.01.00.000

С601/БУ2500ЭУ

Б1.01.00.000 Б11.01.00.000 Б 11.01.00.000-01

Б 12.01.00.000

Б 12.01.00.000-01

Буровые установ­ки, в которых использованы буровые вышки

БУ1600 / І00ДГУ БУ1600/100ЭУ

БУ2900/175ДГУМ1

У2900/175ЭП-М, БУ2900/175ДЭП-1, БУ2900/175ЭК

БУ2900/175ЭПБМ1

БУ2900/

200ЭПК

Допустимая на­грузка на крюке, кН

1 000

1 750

1 750

1 750

2 000

Нагрузка на крюке при испытании, кН

1 200

2 100

2 100

2 100

2400

Рабочая высота (расстояние от стола ротора до подкронблочной рамы), м

38,8

42,1

40,8

41,6

41,6

Длина свечи, м

25 …27

25…27

25…27

25…27

25 …27

Расстояние между ногами, м

7,5

9,0

7,5

6,5

6,5

Сечение ноги 1 вышки

Трехгранное

1 Четырехгранное

Трехгранное

Четырехгранное

Четырехгран — 1 ное

1 Число секций 1 8

8

6 + общий наголовник

6 + общий наголовник

6 + общий наголовник

лиаметр и тол — [ шина трубы, мм

140×6

140×6

140×12

140×12

140×12

Соединение сек­ций между собой

а

Эланцево-хомутовое. Секций — фланцевое,

наголовник на осях

Габаритные раз­меры сечения но­ги, мм

1 640х 1 640х 1 620

1640×2 140

1 640х 1 640х 1 620

1 682×2 183

1 682×2 183

Наличие марше­вых лестниц

+

+

+

Размеры, мм: Н

я,

М

м*

Я5

А

В

38 800 5 300 (8 300) 3 300 (6 300) 3 300 12 800(15 800) 3 030 (6 030) 7 500 5 855

42 400 5 800

3 300

4 100 11 800 2 600 9 000 2 865

40800 5 800 3 300 3 370 15 800 3 030 7500 5 800

41 640 6 000 2 800 4 823 13 900 9 055 6 500 3 300

41 640 8000 4 800 4 823 15900 11 055 6 500 3 300

Масса, кг: секции (мак­симальная) вышки (без механизма подъема)

1 544 15 200

2 520 33 300

1 980 18500… 18 700

4 527 31 250

4 527 31 250

Система подъема вышки

От буровой лебедки через систему специал

ьного полиспаста

5. Ряд вспомогательных сооружений: при бурении на электро­приводе — трансформаторные площадки; при бурении на двига­телях внутреннего сгорания (ЛВС) — площадки, на которых на­ходятся емкости для горюче-смазочных материалов и т. д.

6. Социальные культурные объекты: будка, столовая, вагоны — общежития и т. д.

Буровую лебедку применяют для спуска и подъема бурильной колонны, спуска обсадных колонн, удерживания на весу непод­вижной бурильной колонны или медленного спускания (подачи) ее в процессе бурения. Кроме того, в ряде случаев буровая лебедка используется для передачи мощности от двигателя к ротору, свин­чивания и развинчивания труб, подтаскивания грузов и других] вспомогательных работ. Лебедка является одним из основных аг­регатов буровой установки.

Спуск и подъем бурильных колонн производят много раз. Все операции повторяются систематически в строго определенной последовательности, а нагрузки на лебедку гц5и этом носят цик­лический характер. При подъеме крюка мощность подводится к лебедке от двигателей, а при спуске, наоборот, тормозные уст­ройства должны преобразовывать всю освободившуюся энергию в теплоту. Для лучшего использования мощности во время подъема крюка с переменной по величине нагрузкой приводные транс­миссии лебедки или ее привод должны быть многоскоростными.

Буровая лебедка состоит из сварной рамы, на которой уста­новлены на подшипниках качения подъемный и трансмиссион­ные (один или два) валы, ленточный и гидравлический или элек­трический тормоза и пульт управления. Кроме того, на некоторых^ лебедках монтируются коробки передач, позволяющие сократит^ число валов лебедки. По числу валов буровые лебедки подраздели—‘ ются на одно-, двух — и трехвальные. Кинематическая связь между! валами лебедок осуществляется посредством цепных передач.

Подъемный ва,1 — основной вал буровой лебедки, а в некото­рых буровых лебедках — единственный. На подъемном валу кроме звездочек цепной передачи монтируются барабан для навивки та­левого каната, ленточный тормоз и муфта, соединяющая вал с гидравлическим или электрическим тормозом.

Трансмиссионный и промежуточный (катушечный) валы бу­ровой лебедки осуществляют кинематическую связь между подъем­ным валом и приводом лебедки. Трансмиссионный вал в ряде слу­чаев используется для передачи вращения ротору и присоедине­ния к лебедке автомата подачи долота. На промежуточном валу кроме звездочек цепной передачи для передачи вращения подъем­ному валу в ряде случаев монтируют специальные катушки для! проведения работ по подтаскиванию грузов и свинчиванию и раз­винчиванию труб при спускоподъемных операциях. Для выполне-: ния этих работ применяются вспомогательные лебедки и пневма-;

тические раскрепители. В результате этого упрощается конструк­ция буровой лебедки и повышается безопасность работы по под­таскиванию грузов и вспомогательных работ при спускоподъем­ных операциях.

Пневмораскрепители предназначены для раскрепления замко­вых соединений бурильных труб. Пневмораскрепитель состоит из цилиндра, в котором перемешается поршень со штоком. Цилиндр с обоих концов закрыт крышками, в одной из которых установле­но уплотнение штока. На штоке с противоположной стороны от поршня крепится металлический трос, другой конец которого надевается на машинный ключ. Под действием сжатого воздуха поршень перемещается и через трос вращает машинный ключ. Максимальная сила, развиваемая пневматическим цилиндром при давлении сжатого воздуха 0,6 МПа, составляет 50…70 кН. Ход поршня (штока) пневмоцилиндра — 740…800 мм.

Буровые лебедки ЛБУ37-1100 (рис. 3.5) конструкции ОАО «Уралмаш», имеющие различные приводные системы, характе­ризуются высокой приводной мощностью, оптимальными соот-

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Рис. 3.5. Буровая лебедка ЛБУ37-1100 (общий вид)

Технические характеристики буровых лебедок, выпускаеых ОАО «Уралмаш»

Буровые лебедки

Показатели

ЛБУ22-720

ЛБУ22-670

ЛБУ37-ПОО

ЛБУ2000-ПС

ЛБУ3000М1

ЛБУ-1200

ЛБУ-1200 (Д-1)

ЛБУ-1200 (Д-2)

Максимальное уси­лие в канате, кН

220

220

370

365

460

273

289

289

Расчетная мощ­ность на входном валу, кВт

720

670

1 100

! 475

2 200

710

690

690

Диаметр талевого каната, мм

28

28

35

35

38

32

32

32

Диаметр бочки ба­рабана, мм

650

500

685

835

935

800

800

800

Дій на бочки бара­бана, мм

840

1 180

1 373

1 445

1 540

1 030

1030

1030

Число скоростей лебедки (с учетом коробки скоро — ^стей)/на ротор

4

1

2

і — — —

4

1

2

1_____________

2

5/4

5/4

5/4

—а

-Сь

Подпись: --а -Сь

■^і

Подпись: ■^і (л

Диаметр тормоз­ных шайб, мм

1 1 180

900

1 270

1 450

1 600

1450

1450

» 450

Ширина тормоз­ной колодки, мм

230

230

230

230

260

230

230

230

Тип вспомогатель­ного тормоза

ТЭИ-710-45

ТЭИ-710-45

ТЭИ-800-60

Основной

электродвигатель

УТГ-1450

УТГ-1450

УТГ-1450

Габаритные разме­ры, мм: длина высота ширина

6854 3 208* 2 695

7866 3 100 2 207

8333 3 230* 2 208

8430** 3 480** 2 540**

8 725** 3 464** 2 560**

7 250 3 545 2 865

7407 2 776 2420

7430

2903

2420

Масса, кг

31490

34 000

39050

39 330**

49 200**

26 320

23 875

24450

* Транспортный размер.

** Параметры приведены без основного электродвигателя.

ношениями диаметра бочки барабана и талевого каната. Они обо­рудованы надежными тормозными системами и регуляторами по­дачи долота на забой, а также механизмами для правильной ук­ладки талевого каната на барабане (табл. 3.6 ).

Тип лебедок означает следующее: ЛБУ22-720 — лебедка буро­вая ОАО «Уралмаш»; натяжение ходового конца талевого кана­та — 22 т (220 кН); расчетная мощность на входном валу лебедки — 720 кВт. В некоторых шифрах указывается только расчетная мощ­ность (например: ЛБУ3000).

Тип вспомогательного тормоза означает следующее: ТЭИ-710- 45 — тормоз электрический индукционный; расстояние от осно­вания лебедки до оси — 710 мм, максимальной тормозной мо­мент — 45 кН м; УТГ-1450 — уралмашевский тормоз гидродина­мический, активный (максимальный) диаметр — 1450 мм.

Регуляторы подачи долота (РПД) позволяют автоматически поддерживать заданную бурильщиком скорость подачи инструмента (табл. 3.7) и в случае необходимости могут бь^ь использованы в качестве аварийного привода для подъема бурильной колонны, а также при подъеме и опускании буровой вышки. Параметры буро­вых лебедок, выпускаемых ОАО «Волгоградский завод буровой техники», приведены в табл. 3.8.

Талевая (полиспастовая) система буровых установок предназ­начена для преобразования вращательного движения барабана лебедки в поступательное (вертикальное) перемещение крюка и уменьшения нагрузки на ветви каната. Через канатные шкивы крон — блока и талевого блока в определенном порядке пропускается; стальной талевый канат, один конец которого крепится непод­вижно (этот конец каната часто называют мертвым концом). Дру­гой конец, называемый ходовым (ведущим), крепится к барабан^ лебедки.

По грузоподъемности и числу ветвей каната в оснастке тале­вые системы подразделяют на различные типоразмеры. В буровых установках грузоподъемностью 50… 75 т применяется талевая сис­тема с числом шкивов 2×3 и 3×4; в установках грузоподъемно-] стью 100…300 т применяют число шкивов 4×5, 5×6, 6×7. В обо­значении системы оснастки первая цифра означает число канатч ных шкивов талевого блока, а вторая цифра — число канатньця шкивов кронблока.

Кронблок представляет собой раму, на которой смонтированы оси и опоры со шкивами. Иногда рама выполняется за одно целое с верхней частью вышки. I

Талевый блок представляет собой сварной корпус, в которой помещаются шкивы и подшипниковые узлы, как и в кронблоках. а В буровых установках применяют талевые блоки двух типов: крю — коблок для ручной расстановки свечей и для работы с подвешен­ным автоматическим элеватором, применяющимся в комплєксЄ|

Технические характеристики регуляторов подачи лолота

Показатели

Буровые установки

БУ3200/200 с ди­зель-гид равличе — ским и электри­ческим (перемен­ного тока) при­водами

БУ3200/

200ЭУК-ЗМА

БУ5000/

320ДГУ-1

БУ5000/ 320ЭР-0, БУ5000/ 320ЭУК-Я, ‘ БУиЫОС320ДЕ

БУ5000/

320ЭР

БУ6500/

400ЭР

БУ8000/

500ЭР

БУШОС5(Х)ДЕ

Мощность электродви­гателя, кВт

55

90

53/55

90

90

90

75

90

Номиналь­ная частота вращения вала элект­родвигателя, об/мин

1 120

1 ООО

1 000

1 000

1 000

1 180

630

1 000

Передаточ­ное число редуктора

31,5

25

50

105

50

50

50

50

Максималь­ное усилие, развиваемое на канате бу­ровой лебед­ки, кН

1 800

2 200

3 200

3 200

3 200

3 400

3 400

3 400

Буровые установки

Показатели

БУ3200/200 с ди­зель-гидравличе­ским и электри­ческим (перемен­ного тока) при­водами

БУ3200/

200ЭУК.-ЗМА

БУ5000/

320ДГУ-1

БУ5000/

320ЭР-0,

БУ5000/

320ЭУК-Я,

БУШОС320ДЕ

БУ5000/

320ЭР

БУ6500/

400ЭР

БУ8000/

500ЭР

БУиГМОСЭООДЕ

Скорость по­дачи инст­румента, м/с

0,02

0,035

0,024

0,027/0,135

0,024

0,02

0,023

0,023

Габаритные размеры, мм:

длина

ширина

высота

1 762 1 587 1 427

2 400

3 150 1 980

2 295 1 610 955

1 890 1 782 1 728

1 890 1 782 1 728

2 100 2 175 1 633

2 355 2 185 1 275

2 100 2 175 1 663

Масса, кг

1 462

4 555

1 951

3 240

3 265

5 470

5 243

5470

Табл и ца 3.&

Технические характеристики буровых лебедок, выпускаемых ОАО «Волгоградский завод буровой техники»

Показатели

Буровая лебедка

Б7.02.00.000

С6.02/ЛБ-750

Б1.02.300.000

Б12.02.02.000

Б12.02.02.000-01

М 12.02.02.000

Буровые установки, в которых примене­ны буровые лебедки

БУ 1600/100Д ГУ, БУЇ 600/100ЭУ

БУ2900/

17ДГУМ1

БУ2900/175ЭП-М, БУ2900/175ЭП-2, БУ2900/175ЭПК

БУ2900/ 175ЭПБМ1

БУ2900/

200ЭПК

БУ 1600/ 100ДММ

Расчетная мощность на входном валу подъемного агрегата, кВт

300

550

550

550

550

300

Максимальное уси­лие в канате, кН

145

225

335

225

250

145

Диаметр каната, мм

25

28

28

28

32

25

Диаметр бочки бара­бана, мм

550

700

550

560

560

550

Длина бочки бара­бана, мм

800

1 200

1 200

1 071

1 071

640

Число скоростей (с учетом трансмисии): прямых обратных

4/2

4/-

4

2

2

2

2

2

2

2

1

Число скоростей на ротор

4/2

4

3/1

Показатели

Буровая лебедка

Б7.02.00.000

С6.02/ЛБ-750

Б 1.02.300.000

Б12.02.02.000

БІ 2.02.02.000-01

М 12.02.02.000

Диаметр тормозных шайб, мм

I 180

1 180

1 180

1 180

1 180

1 180

Ширина тормозной колодки, мм

230

230

230

230

230

230

Вспомогательный

тормоз

Г идромат Ф1000

ТЭП-45-У1

ТЭП-45-У1

ТЭП-45-У1

ТЭП-45-У1

Г идромат Ф1000

Мощность вспомо­гательного привода, кВт

22

37

37

37

37

22

Габаритные разме­ры, мм:

длина

4 570

4 620

4 980

12 000 (с приводом)

12 000 (с приводом)

ширина

3 175

2 040

3 190

ч 3 230

3 230

высота

2 187

1 895

2 130

3 150

3 150

Масса, кг

12 000

12 200

21 000

20940

20940

ОС

о

Подпись: ОС о

механизмов типа автоматов спуска-подъема (АСП) для автомати­зации и механизации спускоподъемных операций.

В талевых системах буровых установок применяют стальные круглые шестипрядные канаты тросовой конструкции, которые получаются в результате двойной свивки: проволок в пряди и пря­дей в канаты. Пряди свивают в канат вокруг органического или металлического сердечника. Пряди талевых канатов изготалива — ются с числом проволок от 19 до 37. Для изготовления талевых канатов используется высокоуглеродистая и высокомарганиеви — стая канатная проволока. Канаты изготаливаются с металлическим сердечником (МС); органическим трехпрядным сердечником (ОС); пластмассовым стержневым сердечником (ПС). Канаты с метал­лическим сердечником обладают повышенным разрывным уси­лием и высокой поперечной жесткостью, благодаря которой воз­растает их сопротивляемость раздавливанию.

Талевые канаты бывают прямой и крестовой свивки. В талевых системах применяют канаты крестовой свивки. При крестовой свив­ке проволоки вьются в пряди в одну сторону, а сами пряди в канате вьются в противоположную сторону. Канаты крестовой свив­ки изготавливают правого и левого напраапений с одним сер­дечником. Канаты правой свивки свивают по часовой стрелке, левые — против часовой стрелки. В соответствии с принятым в буровых лебедках местом крепления ходового конца каната и на­правлением его намотки на барабан талевые канаты должны быть правой свивки. В отдельных технически обоснованных случаях до­пускается изготовление канатов левой крестовой свивки, а также комбинированной правой или левой свивки (пряди чередуются по направлению свивки).

В буровых установках применяются нераскручиваюшиеся кана­ты, у которых проволоки и пряди каната освобождены от внут­ренних напряжений, так как они по сравнению с обыкновенны­ми канатами обладают большей гибкостью, усталостной прочно­стью и меньшим стремлением к вибрации и вращению вокруг своей оси. Наружный слой проволок в прядях имеет большой ди­аметр, что предохраняет канат от быстрого износа, а внутренний слой сделан из проволок меньшего диаметра, что придает канату большую гибкость.

Все стальные талевые канаты имеют условные обозначения. Так, канат с металлическим сердечником диаметром 32 мм, марки I, правой крестовой свивки, маркировочной группы по временному сопротивлению разрыву 1568 МПа (160 кгс/мм2) обозначается следующим образом:

•правой крестовой свивки — канат МС-32-1-1568 (160) ГОСТ 16853-71;

•левой крестовой свивки — канат МС-32-1-Л-1568 (160) ГОСТ 16853-71.

Наиболее распространены канаты с органическим и пластмас­совым сердечниками диаметрами 28,0 и 32,0 мм. При больших глубинах, когда нагрузки на буровую установку близки к макси­мальным, следует пользоваться канатами с металлическими сер­дечниками. Расход каната на 1 м проходки скважины в зависимо­сти от условий бурения составляет от 0,5 кг до нескольких кило­граммов.

По мере углубления скважины вес груза непрерывно увеличи­вается. Так как двигатель для лебедки подбирается исходя из усло­вий подъема или спуска груза максимального веса, очевидно, что в процессе бурения скважины он используется не эффективно^ Полная мощность двигателя используется только по достижении проектной глубины скважины и только при подъеме первых све­чей. Поэтому стремятся подобрать такой полиспастовый механизм, который потребовал бы меньшей мощности. Это достигается при­менением различных оснасток талевой системы: 2×3; 3×4; 5×6 и 6×7[4].

Исходя из этого следовало бы начинать бурение при оснастке 2×3, а затем последовательно, в зависимости от глубины, пере­ходить на оснастки 3×4, 4×5 и т. д. Однако процесс переоснастки] талевой системы буровой установки трудоемок и занимает много времени, поэтому многократное изменение оснастки целесооб-1 разно только в том случае, если время, затраченное на ее осуще­ствление меньше времени, которое будет выиграно в про­цессе подъема и спуска инструмента (г||с). Если же /и0 > /11С, то целесообразно с самого начала применить более сложную оснас­тку.

На практике 1я а > ГТ) С, поэтому глубокие скважины бурят либо при одной оснастке талевой системы 4×5 (5×6), либо при двух (в последнем случае на некоторых глубинах с оснастки 4×5 (5×6) переходят на оснастку 5×6 (6×7). При любой схеме оснастки ос­новное условие нормальной эксплуатации талевого каната — со­хранение талевым блоком строго фиксированного положения при его подъеме и спуске.

Канат в талевом механизме может быть заправлен по различ­ным схемам. При всех используемых схемах оснастки нужно гак навивать канат на барабан лебедки, чтобы витки каната на бара­бан лебедки были уложены равномерно и полностью исключалось прение талевого каната о фланцы барабана, реборды шкивов крон — блока и отдельных ветвей каната между собой.

При бурении скважин широко используется крестовая оснаст­ка талевой системы (рис. 3.6), при которой ось кронблока должна

Рис. 3.6. Схемы оснастки талевой системы:

^ — оснастка 4×5; // — оснастка 5×6; /// — оснастка 6×7; /К — оснастка 5×6 Для вышек с АСП-3; НК — неподвижный конец; ХК — ходовой конец

хк

ПНК^“д£«осі-*

■’ БаРабан с канатом

£’ь оснастки: °’2-г-4-ХК

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Н^Л/еЛОВаГельНост;> г^

НК-*-а — /-д-5-б-2 * ^"ктки:

*г~4-<*-з-хк

 

г д

 

Последовательность оснастки: Н К — 7-а — 1-в-б-б-2-д- 5-е-З-г-4-ХК

 

Поел

 

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

быть параллельна оси барабана лебедки, а ось талевого блока при этом располагается перпендикулярно оси кронблока. Это позво­ляет значительно снизить стремление каната к закручиванию та­левой системы и обеспечить правильную навивку каната на бара­бан лебедки. Оснастку осуществляют следующим образом. Бухту устанавливают на металлическую ось и при помощи пенькового каната, привязанного к талевому канату, последовательно про­пускают коней каната через ролики кронблока и талевого блока. Затем конец каната, называемый ходовым, закрепляют в специ­ально предусмотренном на барабане лебедки устройстве, после чего наматывают на барабан 8… 10 витков, опускают талевый блок на пол буровой и зажимают неподвижный (мертвый) конец в специальном механизме. Для закрепления неподвижного конца талевого каната и проведения в процессе эксплуатации его пере­пуска буровые установки оснащаются специальными механизма­ми.

Талевый канат в процессе работы изнашивается неравномерно (под износом талевого каната понимается усталостный обрыв про­волок). Наиболее быстро изнашивается ведущая ветвь, от которой износ уменьшается по направлению к неподвижной ветви.

В производственных условиях очень трудно установить срок служ­бы талевого каната, потому что отсутствуют надежные способы определения действительных величин напряжений и усилий, вос­принимаемых канатом.

В процессе эксплуатации за состоянием талевого каната уста­навливается тщательный надзор: перед началом каждой смены его осматривает старший по смене (бурильщик). Талевый канат заме­няют, если при его осмотре обнаруживается один из следующий дефектов:

• оборвана одна прядь каната; |

• на шаге свивки каната диаметром до 20 мм число оборванных проволок составляет более 5 %, а каната диаметром более 20 мм — более 10% от всего числа проволок в канате;

• одна из прядей вдавлена вследствие разрыва сердечника ка­ната;

• канат вытянут или сплюснут и его наименьший диаметр со­ставляет 75 % и менее от первоначального;

• на канате имеется скрутка («жучок»); I

• износ (коррозия), достигший 40% и более от первоначаль­ного диаметра проволок.

Для правильной эксплуатации каната нужно избегать передачи на него резких нагрузок. Размеры канавок на шкивах блока и крон — блонка должны соответствовать диаметру каната. При спуске и подъеме талевого блока наблюдается вибрация ведущей ветви ка­ната, вызванная изменением скорости движения и направления укладки витков каната на барабане лебедки при переходе на пос — ледуюший ряд навивки. В целях устранения вибрации и ее вредных влияний на ведущей ветви устанавливают специальное приспо­собление для наматывания каната на барабан лебедки.

В случае необходимости смены каната раскрепляют неподвиж­ный конец старого каната и соединяют его с концом нового кана­та. При вращении барабана лебедки старый канат постоянно снимется с талевой системы и наматываться на барабан лебедки. Одновременно с этим новый канат, разматываясь со своего бара­бана, следом за концом старого каната переходит через шкивы талевой системы. Когда конец нового каната, пройдя талевую си­стему, намотается на барабан лебедки поверх старого каната, дру­гой — свободный — конец нового каната крепят как неподвижный конец. Затем разматывают конец нового каната с барабана лебедки и отсоединяют его от старого каната. После этого старый канат сматывают с барабана лебедки, а конец нового каната присоеди­няют к барабану и наматывают на барабан в обычном порядке.

Буровые крюки изготавливают в виде отдельных крюков или крюков, соединенных с талевым блоком (кркжоблоки). Они слу­жат для подвешивания при помощи штропов с элеватором бу­рильной и обсадной колонн в процессе спускоподъемных работ, в процессе бурения для подвешивания вертлюга с бурильной ко­лонной, а также для подъема, спуска и подтаскивания грузов при буровых и монтажно-демонтажных работах. По конструкции крю­ки бывают одно-, двух — и трехрогие. В настоящее время трехрогие крюки почти полностью вытеснили двурогие и однорогие крюки. Наличие трех рогов позволяет штропы, подвешенные на боковые рога крюков в начале бурения, не снимать до конца бурения сква­жины. В результате облегчается труд буровой бригады и ускоряется время, затрачиваемое на вспомогательные операции. По способу изготовления крюки бывают кованными, составными пластинча­тыми и литыми.

Штропы бурильные являются соединяющим звеном между бу­ровым крюком и элеватором, на котором подвешивается буровой инструмент или колонна обсадных труб. Штропы бывают грузо­подъемностью 0,25 (25); 0,50 (50); 0,75 (75); 1,25 (125); 2,00 (200) и 3,00 (300) МН (т). Штропы грузоподъемностью 0,25, 0,50 и 0,75 МН предназначены для ремонта скважин, но могут быть использова­ны и для буровых установок соответствующей грузоподъемности. По конструкции штропы бывают двух типов: одно — и двухструн­ные (рис. 3.7).

Штропы изготавляют цельнокатными, цельнокованными, а иногда сварными, нормальной (ШБА) и укороченной (ШБУ) Длины.

Для производства спускоподъемных операций буровая бригада Должна быть оснащена, во-первых, инструментами для захвата и подвешивания колонны труб (в качестве такого инструмента при-

Рис. 3.7. Штропы для подвески эле­ваторов:

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

а

Подпись: а

б

Подпись: ба — двухструнные; б — однострунные

27 + 2 ных и обсадных труб (машинные.

Подпись: 27 + 2 ных и обсадных труб (машинные.меняются элеваторы, клинья и слайдеры — элеваторы с пла- шечными захватами), во-вто­рых, инструментом для свинчи­вания и развинчивания буриль-

ключи, круглые ключи и т. д.).

Устройства для захвата и под­вешивания колонн различаются

по размерам и грузоподъемности. Обычно это оборудование вы­пускается для бурильных труб размером 60, 73, 89, 114, 127, 141, I 169 мм с номинальной грузоподъемностью 75, 125, 140, 170, 200, 250, 320 т. Для обсадных труб диаметром от 194 до 426 мм приме — | няют клинья четырех размеров: 210, 273, 375 и 476 мм, рассчи­танные на грузоподъемность от 125 до 300 т.

Элеватор служит для захвата и удержания на весу колонны бу­рильных (обсадных) труб при спускоподъемных операциях и дру­гих работах в буровой. Применяют элеваторы различных типов, 1 отличающиеся размерами в зависимости от диаметра бурильных или обсадных труб, грузоподъемностью, конструктивным испол­нением и материалом для их изготовления. Элеватор при помощи, штропов подвешивается к подъемному крюку.

Клинья для бурильных труб используют для подвешивания бу­рильного инструмента в столе ротора. Они вкладываются в конус­ное отверстие между собой и вкладышами ротора. Применение | клиньев ускоряет работы по спускоподъемным операциям. Широ — : ко применяются автоматические клиновые захваты с пневмати­ческим приводом — ПКР (в этом случае клинья в ротор вставля — ; ются не вручную, а при помощи специального привода, у правде — ] ние которым вынесено на пульт бурильщика).

Для спуска тяжелых обсадных колонн применяют клинья с неразъемным корпусом. Клинья устанавливают на специальны* подкладках над устьем скважины. Клин состоит из массивного корпуса, воспринимающего вес обсадных труб. Внутри корпуса находятся плашки, предназначенные для захвата обсадных труб и удержания их в подвешенном состоянии. Подъем и опускание пла — ’ шек осуществляется поворотом рукоятки в одну или другую сто­рону вокруг клина, что достигается наличием наклонных неправ — |

ляюших вырезов в корпусе, по которым при помощи рычага пе­рекатываются ролики плашек.

Для свинчивания и развинчивания бурильных и обсадных труб применяется специальный инструмент — различные ключи. Одни из них предназначены для свинчивания, а другие — для крепле­ния и открепления резьбовых соединений колонны. Обычно лег­кие круговые ключи — для предварительного свинчивания — рассчитаны на замки одного диаметра, а тяжелые машинные клю­чи — для крепления и открепления резьбовых соединений на два, а иногда и более размеров бурильных труб и замков.

Операция крепления и открепления резьбовых соединений бу­рильных и обсадных колонн осуществляется двумя машинными ключами; при этом один ключ (задерживающий) неподвижный, а второй (завинчивающий) — подвижный. Ключи подвешивают в горизонтальном положении. Для этого у полатей на специальных пальцах укрепляют металлические ролики и через них перекиды­вают стальной тартальный канат или одну прядь талевого каната. Один конец этого каната прикрепляют к подвеске ключа, а дру­гой — к противовесу, уравновешивающему ключ и облегчающему перемещение ключа вверх или вниз.

На основе создания ряда механизмов для автоматизации и ме­ханизации отдельных операций спускоподъемных работ был со­здан автомат спуска-подъема. Комплекс механизмов АСП (табл.

3.9) предназначен для механизации и частичной автоматизации спускоподъемных операций. Он обеспечивает:

• совмещение во времени подъема и спуска колонны труб и незагруженного элеватора с операциями установки свечей на под­свечник, выноса ее с подсвечника, а также с развинчиванием или свинчиванием свечи с колонной бурильных труб;

• механизацию установки свечей на подсвечник и вынос их к центру, а также захват или освобождение колонны бурильных труб автоматическим элеватором.

Механизмы АСП на буровой располагаются следующим обра­зом (рис. 3.8). На кронблочной площадке установлены амортиза­торы I4 и верхний блок / или кронштейн поворотный 13 меха­низма подъема, направляющие каната 2 центратора, магазин 15, нижний блок 4 механизма подъема, центратор 3, механизм рас­становки свечей //, механизм захвата свечей 10, канат механизма подъема 12. На площадке буровой расположены подсвечник 7, блок цилиндров механизма подъема 6, автоматический буровой ключ /7, ротор 16 с пневматическими клиньями. К талевому бло­ку подвешен автоматический элеватор 5. Пост АСП <?размещен на площадке подсвечника. Бурильные свечи 9устанавливаются на под­свечник.

В работе комплекса механизмов типа АСП-ЗМ1, АСП-ЗМ4, АСП-ЗМ5 и АСП-ЗМ6 используются ключ АКБ-ЗМ2 и пневмати-

Технические характеристики механизмов автомата спуска-подъема

Показатели

АСП-ЗМ1

АСП-ЗМ4

АСП-ЗМ5

АСП-ЗМ6

Буровая установка

БУЗ 200/200

БУ5000/3 20

БУ6500/400

БУ8000/500

Длина свечи, м

23…29

23…29

23…29

23 …29

Автоматический

элеватор

ЭА-400

ЭА-400

ЭА-400

ЭА-500

Г рузоподъемность механизма подъ­ема свечи, кН, в зависимости от давления воздуха:

0,3 МПа

25

25

25

25

0,7 МПа

58

58

$8

58

1,0 МПа

82

82

82

‘ 82

Максимальный ход стрелы меха­низма расстанов­ки свечей, мм

3 940

5 620

5 620

5 620

Максимальный ход тележки вле­во и вправо, мм

2 200

2 750

3 480

3 480

Мощность элект­родвигателя для привода тележки и стрелы, кВт

3,5

3,5

3,5

3,5

Диаметр стальных труб, на работу с которыми рассчи­таны механизм захвата свечи и автоматический элеватор, мм:

бурильных

89… 146

89… 146

89… 146

89… 146

утяжеленных

108… 178

108… 178

108… 178

108… 178

ческий клиновой захват БО-700 (кроме АСП-ЗМ6, для которого применяется захват ПКРБО-700).

При спускоподъемных операциях (СПО) необходимо соблю­дать ряд основных положений.

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Рис. 3.8. Схема расположения на буровой механизмов АСП:

Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны Буровые вышки и оборудование для спуска и подъема бурильной колонны

Б-Б

Подпись: Б-Б

15

Подпись: 15

В-В

Подпись: В-В

1~

верхний блок; 2 — направляющие каната; З — центратор; 4 — нижний блок; ^ — элеватор; 6 — блок цилиндров; 7 — подсвечник; 8 — пост АСП; 9 — буриль­ные свечи; 10 — механизм захвата свечей; I! — механизм расстановки свечей; канат механизма подъема; 13 — кронштейн поворотный; 14— амортизатор; 15 — магазин; 16 — ротор; 17 — буровой ключ;

Спускоподъемные операции (скорости спуска и подъема, мо­мент начала подъема, проработки и другие операции) должны производиться в соответствии с режимно-технологической кар­той (техническим проектом на строительство скважины) или ука­занием бурового мастера, начальника буровой, инженерно-дис — петчерской службы, руководства Районной инженерно-техниче­ской службы (РИТС) или разведки.

Для проведения работ по спуску, подъему и наращиванию бу­рильной колонны буровая установка должна быть оснащена ком­плектом механизмов и приспособлений малой механизации. В про­цессе бурения и после окончания долбления ведущую трубу и первую свечу следует поднимать из скважины на первой скорости. Запрещается раскреплять резьбовые соединения свечей буриль­ных труб и других элементов компоновки бурильной колонны при помощи ротора. Также запрещается останавливать вращение ко­лонны бурильных труб включением обратного хода ротора.

При спуске утяжеленных бурильных труб (УБТ) и бурильных труб в скважину резьбовые соединения следует докреплять ма­шинными и автоматическими ключами, контролируя зазор меж­ду соединительными элементами и соблюдая по показаниям мо­ментомера величину допустимого крутящего момента, установ­ленную действующей инструкцией.

При спуске бурильной колонны запрещается включать клино­вой захват до полной остановки колонны.

Посадка бурильной колонны на ротор во время СПО должна производиться плавно, без толчков и ударов. При появлении по­садок во время спуска бурильной колонны в местах посадок сле­дует производить промывку или проработку ствола скважины. До­пустимые величины посадок и затяжек бурильной колонны зави­сят от различных технических и геологических условий и должны определяться в каждом отдельном случае буровым мастером или технологической службой.

Запрещается работать без приспособления для правильного наматывания талевого каната на барабан лебедки.

При подъеме из скважины труб и других элементов компонов­ки колонны их наружные поверхности должны очищаться от ос­татков бурового раствора с помощью специальных приспособле­ний.

Колонна бурильных, обсадных труб и УБТ, захватываемая пнев­матическим клиньевым захватом, установленным в роторе (ПКР), должна быть составлена с учетом допустимых нагрузок на нее, приведенных в инструкции по эксплуатации ПКР. Запрещается во время работы клинового захвата находиться на роторе членам бу­ровой бригады, поднимать или спускать колонну труб при не пол­ностью поднятых клиньях, вращать стол ротора при поднятых, клиньях, работать с деформированными бурильными или обсад — ньіми трубами, оставлять устье скважины открытым. Необходимо устанавливать устройство, предупреждающее падение посторон­них предметов в скважину.

При вскрытии газоносных и склонных к поглощению бурового раствора пластов спуск и подъем бурильной колонны следует про­изводить при пониженных скоростях с целью снижения ВОЗМОЖ­НОСТИ возникновения гидроразрыва проницаемых горизонтов и вызова притока из пласта.

При подъеме бурильной колонны из скважины следует произ­водить долив в скважину бурового раствора с теми же показателя­ми свойств, что и у раствора, находящегося в ней.

Комментарии запрещены.