Расчет показателей эффективности процесса бурения
Подход к расчету таких показателей эффективности бурения, как проходка на долото, рейсовая скорость, стоимость 1 м проходки, зависит прежде всего от особенностей конструкции породоразрушающего инструмента. Для современных буровых долот, большинство типов которых оснащается вставными твердосплавными зубцами, без серьезных погрешностей можно считать, что в течение всего времени бурения скорость проходки остается постоянной и равной начальной скорости. Время работы долота на забое определяется стойкостью опоры, либо сменой пачки горной породы, требующей соответственно замены типа породоразрушающего инструмента. В этом последнем случае специальный расчет проходки за рейс не требуется. В тех случаях, когда используются долота с фрезерованным вооружением, может потребоваться знание законов износа зубцов в различных условиях.
Проходку на долото за рейс нетрудно определить по известному соотношению
H = ]vMex(i)dt. (6.1)
о
Рассмотрим сначала вопрос о времени Т работы долота на забое при выходе его из строя по причине сработки опор шарошек. Исследования советских и зарубежных специалистов позволили установить общий вид зависимости темпа износа опоры от параметров режима бурения. Зависимость эта может быть представлена как
at
тде W — относительная величина текущего износа опоры по отношению к полному износу, при котором отработка долота прекращается; таким образом, конечное значение WK= 1; Aw — коэффициент, учитывающий тип долота и свойства промывочного раствора.
Из формулы (6.2) следует, что темп износа опоры остается постоянным и, следовательно, при неизменных условиях буре
ния в течение всего рейса величина W пропорциональна времени*
Различные исследователи предлагают разные варианты функций i|)i(G) и ф2(я). Заметим, что вид этих функций меняется при совершенствовании конструкций опорных элементов шарошек. Большинство исследователей [42, 46, 51, 54] для долот с негерметизированной опорой считают, что функция ^i(G) является степенной, а фг(я) линейной. Таким образом, время работы долота Т, соответствующее износу опор 1FK=1, можно- записать как
‘ (6.3),
nGa
где а — коэффициент, зависящий от свойств промывочной жидкости, который для обычных глинистых растворов может быть принят равным 1,5; k — коэффициент, зависящий не только от состава промывочной жидкости, но и от конструкции долота.
Коэффициенты, входящие в формулу (6.3), не зависят от механических свойств горных пород и могут быть определены: стендовыми испытаниями или получены обработкой результатов бурения долотами данного типа в любом районе.
В тех случаях, когда в процессе бурения имеет место износ вооружения, его закономерности могут быть учтены уравнением типа
Фз («) -j — = Алф! (G) ф2 (п), (6.4>
ас
где и — относительная величина текущего износа вооружения;: А и — коэффициент, зависящий от типа долота, условий промывки и абразивности разбуриваемых пород.
Уравнение износа вооружения отличается тем, что темп износа зависит от его абсолютной величины. Функции <pi(G), Фг(п) и фз(«) Для роторного бурения хорошо изучены и табулированы до скорости вращения л=400 об/мин в работах [42, 54].
Коэффициент Ли определяется по результатам промысловых испытаний долот данного типа при бурении пород с аналогичным уровнем абразивности. Характеристики абразивности пород следует устанавливать по кернам, проходящим лабораторные испытания при подготовке данных для моделирования. Таким образом, и для определения коэффициентов уравнения износа вооружения не требуется учитывать различия в бури — мости горных пород. При расчете времени работы опор долота по формуле (6.3) следует контролировать величину износа вооружения по уравнению (6.4). При и> 1 время Т рассчитывается, исходя из условия ик= 1 в соответствии с уравнением
(6.4).
Для вычисления проходки за рейс Н по уравнению (6.1) остается определить изменение скорости проходки со временем v(t). Проинтегрировав уравнение (6.4), получим зависимость величины износа u(t). Следовательно, для любого момента времени бурения по величине относительного износа и можно вычислить высоту изношенных зубцов и соответствующую ей величину площадки притупления. После этого с помощью математической модели просчитывается новое значение скорости проходки v(t).
Интегрирование соотношения (6.1) выполняется на ЭВМ с ■обращением к программе расчета углубления гтах и скорости v в следующем порядке. Прежде всего устанавливаем конечную величину износа зубцов, которая равна ик= 1, если долото вышло из строя по износу вооружения, и ык<1, если предельного износа достигла опора, т. е. U7K=1. В последнем случае, использовав функцию u(t), найдем ик(Т), т. е. конечный относительный износ зубцов.
Определив контактные площадки зубцов, соответствующие ик, можно просчитать конечное значение скорости бурения vK. В зависимости от требуемой точности расчета диапазон времени Т разбивается на несколько участков, для каждого подсчитывается соответствующая средняя величина Vi и проходка за рейс определяется как Я=20гД^.
i
Можно, однако, поступить и иначе. Для обычных долот с фрезерованными зубцами шарошек закономерность изменения скорости проходки по времени бурения носит довольно стабильный характер. Без существенных погрешностей можно
принять, что
TOC o "1-5" h z v (t) = -,V° о. (6.5)
w (1-И)р
Нетрудно получить значения коэффициента р
In —
Р = . (6.6)
к 1п(1 + Г)
При таком подходе величину проходки можно записать в виде конечной формулы
/r = — i^-[(l+7)*-P—l]. (6.7)
Значение рейсовой скорости подсчитываем по обычной формуле
где ten — время спуско-подъемных и вспомогательных операций.
Поскольку при выборе оптимального технологического ва
рианта нужны сопоставимые данные по показателям бурения, величина ^Сп берется в соответствии с существующими нормативами.
Зная рейсовую скорость и нормативные стоимостные показатели, можно определить стоимость 1 м проходки
где Cv — стоимость проката оборудования, зарплата и другие расходы, связанные со временем проведения буровых работ; Сн — затраты на углубление ствола скважины на величину проходки за рейс.
При расчете показателей бурового процесса пр и С нормативные данные по стоимостным показателям, времени спускоподъемных и вспомогательных операций должны выбираться таким образом, чтобы результаты расчетов были сопоставимы, т. е. с учетом способа и цели бурения, типов буровых установок и оснастки, размеров труб и т. д.
Приведенные выше расчеты основаны на вычислении времени работы долота Т с помощью уравнений (6.2) и (6.4). Вид функций tJ^i^G), г|)2(н), <pi(G), ф2(л) надежно установлен до сравнительно небольших скоростей вращения. Для высокооборотного бурения эти зависимости требуют уточнения. Одним из путей получения закономерностей изменения времени работы долота от параметров режима является математическая обработка промысловой информации по отработке долот (см. главу 7).
Рис. 65. Расчетные зависимости рейсовой скорости от осевой нагрузки: 1 — п=40 об/мин; 2 — л=100 об/мин |
Рис. 64. Расчетные зависимости проходки на долото от осевой нагрузки: 1 — п = 40 об/мин; 2 — п=- 100 об/мин |
Рис. 66. Расчетные зависимости стоимости 1 м проходки от осевой нагрузки: 1 — п = 40 об/мин; 2 — я = 100 об/мин |
Что касается математической модели процесса, то она, как инструмент, естественно, никакими ограничениями по режимным параметрам не связана.
В качестве примера на рис. 64—66 приведены зависимости проходки на долото, рейсовой скорости и стоимости 1 м проходки от осевой нагрузки, рассчитанные по математической модели с использованием эмпирических уравнений износа долот.
Подобные расчеты могут быть выполнены для любой пары «долото—-порода» с заданными условиями бурения и служат основой для дальнейшей оптимизации бурового процесса.