ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВЫБОРА ТИПОМОДЕЛИ ДОЛОТА
Поскольку в процессе механического бурения одновременно происходит разрушение породы и изнашивание долота, то эффективность этого процесса зависит как от способности долота разрушать породу, так и от его износостойкости. Относительная способность долота разрушать породу характеризуется текущей механической скоростью [см. формулы (8) и (18)], определяемой для интересующих нас состояний долота. Относительная износостойкость долота характеризуется продолжительностью работы долота и интенсивностью падения механической скорости во времени [формулы (8), (18)]; она может характеризоваться также скоростью износа опор долота и скоростью износа его вооружения.
Относительную способность долота разрушать породу можно характеризовать и средней механической скоростью проходки [формулы (17) и (20)]. При прочих одинаковых условиях vc зависит от закономерности изменения текущей механической скорости во времени и продолжительности работы долота [формулы [(20) и (21) и рис. 2], а поэтому в ней отражается также и износостойкость долота. От способности долота разрушать породу и его износостойкости зависит проходка на долото [формулы (9), (14), (20) и (21) и рис. 1]. Тот тип или та модель долота, которые имеют наиболее высокие h и t& при данных условиях бурения, являются наиболее рациональными для этих условий. Если же одному из сравниваемых типов (или моделей) долот соответствует наибольшая проходка на долото, а другому типу (или модели) соответствует наибольшая механическая скорость проходки, то в качестве критерия эффективности этих типов (или моделей) долот должна использоваться рейсовая скорость проходки [формулы (10) и (24) и рис. 3].
При данном значении h величина рейсовой скорости зависит от продолжительности рейса долота tv, а при данном значении — ус — от коэффициента <рР [формула (24)]. Следовательно, при данных значениях показателей работы долота величина рейсовой скорости зависит от времени tv. 0, т. е. от времени на спуск — подъем и смену долота, наращивание бурильной колонны, промывку скважины и другие работы, входящие в рейс долота. Чтобы исключить влияние указанного времени на ур, следует пользоваться так называемой приведенной рейсовой скоростью [31], при вычислении которой принимается, что для сравниваемых долот время tv. о или коэффициент <рр одинаковы и соответствуют средней глубине данного интервала бурения. Приведенное время tp. о. п и приведенный коэффициент <рр. п определяют либо по нормативам, либо на основе промысловых данных для рассматриваемых условий.
При бурении глубоких скважин в осложненных условиях предлагается [29] оценку работы долот вести по скорости оСт, отражающей среднесуточный темп углубления скважины с учетом всех технологически необходимых работ, связанных с работой долот, .
24# .
°* = пт"л-т ль, 1Ь м! сутки, (135)
Ц* б “г * ciichJ Явп — f — ШвкJ Ярем
где Н — общая проходка долотами данного типа (или модели) при рассматриваемых условиях бу^рния в м Тъ — общее время механического бурения в ч; ГСПСн — общая продолжительность спуско-подъемных операций, наращиваний бурильной колонны и смен долот в ч; /вк — средняя продолжительность вспомогательных работ, выполняемых при каждом рейсе долота (промывка
скважины, подготовительно-заключительные работы к спуску и подъему бурильного инструмента и др.) в ч; kBB — коэффициент, учитывающий прочие вспомогательные работы, связанные с проходкой ствола скважины (сборка — разборка бурильного инструмента, профилактика бурового оборудования и др.); п — количество рейсов долот (число долот); &рем — коэффициент, учитывающий ремонтные работы, связанные с проходкой ствола скважины.
В отличие от технической скорости в скорости ист не учитывается время крепления и вспомогательных работ, не связанных с проходкой, но включено время на ремонтные работы, связанные с ней. Учет времени вспомогательных и ремонтных работ дает [29] более точные технико-экономические показатели работы долот, чем при оценке по рейсовой скорости.
Для оценки способности долота разрушать породу Бингхэм предложил использовать так называемый коэффициент эффективности долота Кс — В нашей транскрипции формула для определения этого коэффициента имеет вид
■Kc = blVC’g, (136)
где Ь* и Cg — то же, что и в уравнении (57).
По утверждению Бингхэма, коэффициент эффективности для нового долота Kcs не зависит от свойств горной породы, он определяется геометрическими и конструктивными особенностями долота. В свою очередь, указанные особенности трехшарошечных долот довольно ограничены. Поэтому потенциальную эффективность таких долот можно выразить всего несколькими значениями рассматриваемого коэффициента. ‘
Коэффициент эффективности долота и коэффициент kx в формуле (83) связаны между собой обратно пропорциональной зависимостью.
Па коэффициент Kcs значительно влияет скалывающий эффект, создаваемый рабочими элементами долота: чем больше скалывающий эффект, тем выше значение Kcs■ Наибольшие значения этого коэффициента у лопастных долот, они могут доходить до 0,5 мм/(кГ/см)0’5. Самый большой коэффициент эффективности у исследованных новых шарошечных долот был равен 0,14 мм/(кГ/см)0’5, а самый низкий составил 0,01875 мм/(кГ/см)0’5 — для опытного долота i?=40.
Если значения Si соответствуют рабочей кривой (см. рис. 10), расположение зубьев на шарошках мало влияет на положение этой кривой и на величину отрезка, отсекаемого ею на оси нагрузок. Увеличение количества зубьев в 2 раза не изменило ни величину указанного отрезка, ни саму кривую. Характер зависимости s<,=Sj(gfl) менялся только при изменении смещения осей шарошек. ‘
На положение рабочей кривой. значительно влияет износ зубьев: по мере затупления зубьев величина отрезка OCg увеличивается, а наклон рабочей линии уменьшается. Коэффициент эффективности для изношенного долота Ко» связан с коэффициентом эффективности для нового долота Kcs следующим уравнением:
Kcw = Kcse~™, , (137)
где е — основание натуральных логарифмов; s — константа износа, равная 0,7, и ы — уменьшение высоты зубьев (доли единицы).
Приблизительные значения коэффициента эффективности для различных степеней износа долота приведены в табл. 22.
Таблица 22
|
Если штыри не выпадают, то при износе штыревого долота его коэффициент эффективности не изменяется [для штыревых долот в зависимости от конструкции Kcs колеблется от 0,0325 до 0,05 мм/(кГ/см)0’5].
=. Износ долота влйяет также на положение кривых в области недостаточной очистки забоя. Чем больше скалывающее действие долота, тем выше его начальная способность разрушать породу, но тем интенсивнее оно изнашивается и тем быстрее уменьшается текущая механическая скорость проходки. В результате долота с меньшим коэффициентом Kcs могут оказаться более выгодными.
Для экономической ‘оценки эффективности долот пользуются так называемой экономической скоростью проходки va [формула (25)] и рейсовой стоимостью 1 м проходки
TOC o "1-5" h z Ср1 = Сч*р+Сд = *l; (138)
. h v3
Экономический эффект от ускорения проходки скважин обычно определяют по формуле
Эуд = счАТ — f СдДл, (139)
в которой АТ и Ап — экономия времени и долот соответственно.
Однако при бурении глубоких скважин в осложненных условиях
значительная доля затрат приходится на промывочную жидкость и износ бурильных труб, которые зависят от работы долот. Без учета этих затрат зйачительно искажается фактическое влияние долот на стоимость бурения. Поэтому при оценке экономической эффективности долот следует учитывать также экономию от снижения указанных затрат [29].
Важным показателем эффективности долот является удельная объемная энергоемкость разрушения породы 9V [формула (45)]. Для сравнительной оценки типомоделей долот можно вместо 9V пользоваться величиной 9Vд [формула (51)].
Очень большое влияние на показатели бурения скважин оказывают людские факторы [31], а поэтому при решении различных вопросов рациональной отработки долот необходимо принимать во внимание эти факторы и стремиться к тому, чтобы при проходке скважины как можно меньше затрачивалось живого труда и как можно меньше выполнялось трудоемких, операций. При одинаковых технико-экономических показателях обычно следует отдавать предпочтение той типомодели долота, тому режиму или способу бурения и т. д., при использовании которых время /р. 0 оказывается меньше.
В настоящее время нет методики, полностью учитывающей комплексное влияние работы долот на технико-экономические показатели бурения скважин. Разработка такой методики является актуальной задачей.