Электробуры
Электробур — это буровая забойная машина, приводимая в действие электрической энергией и сообщающая вращательное движение породоразрушающему инструменту (рис. 8.6).
Электробур с долотом опускается в скважину на бурильных трубах. Колонна бурильных труб служит для поддержания электробура, восприятия реактивного момента, подачи к забою буро-
Рис. 8.6. Схема бурения электробуром: |
/ — токоприемник; 2 — кабель: 3 — буровая лебедка; 4 — пульт управления; 5 —^ бурильная труба с вмонтированными внутрикабельными муфтами; 6 — >лект бур; 7 — лап ото |
Рис. 8.7. Бурильная труба с двухпроводной кабельной секцией:
/ _ двухконтактный стержень; 2 — опора стержня; 3 — ниппель замка; 4 — бурильная труба; 5 — двужильный шланговый кабель: ^ __ муфта замка; 7— сухарь: 8 — опора муфты; 9 — двухконтактная муфта
вого раствора и размещения в нем токоподвода. Вал электробура полый, через него буровой раствор попадает к долоту. Электроэнергия к электробуру подается по кабелю, подведенному к буровому шлангу, соединенному посредством токоприемника с кабелем, вмонтированным в бурильные трубы.
Токоприемник представляет собой систему контактных колец и щеток, которые помещены в герметично закрытом корпусе, предохраняющем их от попадания бурового раствора. Подвод электроэнергии через контактные кольца и щетки позволяет вращать колонну бурильных труб, не нарушая подвода тока к электробуру. Кабель (трех — или двужильный) вмонтирован в бурильные трубы отрезками, которые при свинчивании труб автоматически соединяются специальными муфтами, укрепленными в бурильных замках (рис. 8.7).
Электробур состоит из маслонаполненного асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором и шпинделя (рис. 8.8).
Вращающий момент двигателя передается на вал шпинделя через зубчатую муфту 24. Стык валов уплотняется шарнирной втулкой 23 с резиновыми кольцами. Через центральное отверстие в валах двигателя и шпинделя пропускается буровой раствор.
Для снижения частоты вращения долота и повышения вращающегося момента, подводимого к долоту, применяют редукторы — вставки, устанавливаемые между двигателем и шпинделем.
Технические характеристики основных электробуров приведены в табл. 8.6, а технические характеристики электробуров с ре — Дукторами-вставками — в табл. 8.7.
Каждый электробур, поступающий на буровую, должен быть снабжен рейсовым паспортом. Паспорт является приемосдаточным документом как для буровой, так и для прокатно-ремонтной базы.
Рис, 8.8. Электробур:
/ — корпус статора; 2 — пакет магнитопроводной стали ротори; J — нал двигателя; 4 — верхняя лобовая часть обмотки статора; 5 — верхний клапан двигателя; 6 — верхний сальник двигателя; 7 — верхний соединительный корпус статора двигателя; 8 — цилиндр компенсатора; 9 — пружина; 10 — поршень компенсатора; // — резиновая диафрагма компенсатора двигателя; 12 — переводник под элеватор; 13 — контактный стержень кабельного ввода; 14 — корпус шпинделя; 15 — нижний соединительный корпус статора; 16, 25 — пробка; 17 — нижний сальник двигателя; 18 — нижний подшипник двигателя; 19 — нижняя лобовая часть обмотки статора; 20 — секция ротора двигателя; 21 — промежуточный подшипник двигателя; 22 — промежуточный пакет статора из немагнитного материала; 23 — шарнирная втулка; 24 — зубчатая муфта; 26 — верхний радиальный подшипник; 27 — упорный подшипник; 28 — наружная обойма распреди — лителя осевой нагрузки; 29 — внутренняя обойма распределителя осевой нагрузки; 30 — поршень компенсатора шпинделя; 31 — пружина компенсатора; 32— нижний радиальный подшипник; 33— клапан; 34— сальник шпинделя; 35 — вал шпинделя; 36 — переводник на долото
Тип электро бура |
Диаметр электробура, мм |
Длина, м |
Мощность номинальная, кВт |
Напряжение номинальное, В |
Частота вращения долота, об/мин |
Момент вращения, кН м |
КПД, % |
Cosq> |
Масса, кг |
|
номиналь ный |
максималь ный |
|||||||||
Э290-12 |
290 |
14,020 |
240 |
1 750 |
455 |
5,10 |
1 1,0 |
72,0 |
0,670 |
5 100 |
Э240-8 |
240 |
13,400 |
210 |
1 700 |
690 |
2,97 |
7,6 |
75,0 |
0,660 |
3 600 |
Э215-8М |
215 |
13,930 |
175 |
1 550 |
680 |
2,50 |
6,50 |
72,0 |
0,690 |
2 900 |
Э185-8 |
185 |
12,500 |
125 |
1 250 |
676 |
1,80 |
3,6 |
67,5 |
д.’ббо |
2 050 |
Э170-8М |
170 |
12,145 |
75 |
1 300 |
695 |
1,10 |
2,4 |
63,5 |
0,630 |
1 800 |
Э164-8М |
164 |
12,305 |
75 |
1 300 |
685 |
1,10 |
2,4 |
61,0 |
0,625 |
1 650 |
го чО и> |
Примечание, Максимальный момент указан при длине токоподвода I = 0 с учетом паления напряжения в обмотке трансформатора.
Тип электро- бура |
Диаметр электробура, мм |
Длина, м |
Мощность номинальная, кВт |
Напряжение номинальное, В |
Частота вращения долота, об/мин |
Момент вращения, кН ■ м |
Передаточное число редуктора-вставки |
Масса, кг |
|
номиналь ный |
максималь ный |
||||||||
Э290-12 |
290 |
15,920 |
228 |
1750 |
145 |
15,30 |
24,60 |
3,15 |
5 700 |
Э240-8Р |
240 |
14,750 |
200 |
1 700 |
230 |
8,50 |
21,50 |
3,00 |
3 900 |
Э215-8МР |
215 |
15,545 |
166 |
1 550 |
230 |
7,10 |
15,00 |
3,00 |
3 200 |
Э215-8Р |
215 |
14,445 |
142 |
1250 |
220 |
6,30 |
10,80 |
3,0(t |
3000 |
Э185-8Р |
185 |
14,400 |
119 |
1 250 |
240 |
4,80 |
10,00 |
2,92 |
2 300 |
Э170-8Р |
170 |
12,925 |
62 |
1 050 |
220 |
2,75 |
5,20 |
3,13 |
1 800 |
Э164-8МР |
164 |
14,090 |
71 |
1 300 |
220 |
3,15 |
7,15 |
3,13 |
1900 |
Примечание. Электробуры могут собираться с двумя последовательно соединенными редукторами-вставками. При этом скорость вращения вала шпинделя снижается в і раз, соответственно повышается вращающий момент на валу. |
NJ ‘Л |
Перед навинчиванием долота на вал электробура проверяется осевой люфт вала шпинделя. Перед каждым спуском в скважину электробур осматривают, проверяют затяжку клапанов, пробок и положение поршня компенсатора в шпинделе по расстоянию между витками пружины, а также давление и наличие масла в компенсаторах двигателя и шпинделя.
Перед каждым спуском электробура в скважину контактный стержень очищают, тщательно промывают касторовым маслом, после чего проверяют сопротивление изоляции обмотки двигателя относительно корпуса. После проверки изоляции на электробур навинчивают устройство контроля изоляции, а затем центратор и УБТ.
Для нормальной эксплуатации электробуров и токоподвода буровая бригада должна быть обеспечена двухнедельным запасом чистого сухого касторового масла; приспособлением для очистки, промывки смазки этим маслом контактных соединений; комплектом инструмента для обслуживания клапанов и пробок; приспособлением для измерения количества масла в электробуре; маслозаправщиком для закачки масла в шпиндель с двухнедельным запасом машинного масла (авиамасла); запасным токоприемником; запасными кабельными секциями ведущей трубы; УБТ; центратором; устройством контроля изоляции; маслозаправщиком для закачки трансформаторною масла в двигатель электробура; болтами и пружинными шайбами для крепления токоподвода; калибрами для проверки контактных соединений.
Бурильные трубы с кабельными секциями, доставляемые на буровую установку, подвергаются (на буровой) профилактическому осмотру, проверке креплений кабельных секций в бурильных трубах и проверке сопротивления изоляции. Трубы с дефектами к бурению не допускаются. При спуске и подъеме необходимо тщательно промывать водой контактные соединения секций кабеля и смазывать их горячим касторовым маслом.
После подъема электробур устанавливают на элеватор для проверки положения поршней в лубрикаторах и сопротивления изоляции двигателя. По разности уровней положения поршней до спуска и подъема электробура определяют расход масла. Положение поршней в лубрикаторах отмечают в паспорте. Без записи о положении поршней нельзя судить о допустимости спуска электробура в очередное долбление. При каждом подъеме электробура проверяют также качество масла в нижней части шпинделя. В случае проникновения промывочной жидкости в шпиндель электробур спускать в скважину нельзя. Правила транспортировки электробуров и турбобуров аналогичны.
Основные особенности бурения электробуром:
•двигатель электробура получает питание непосредственно от бурового трансформатора по кабелю, проложенному внутри ко-
лонны бурильных труб. Электроэнергия подается с малыми потерями вследствие применения высокого напряжения;
• мощность электробура практически не зависит от количества и свойств бурового раствора и глубины погружения электробура;
• частота вращения вала электробура не зависит от количества и свойств бурового раствора и незначительно зависит от нагрузки;
• количество прокачиваемого бурового раствора при электробурении определяется в основном условиями нормальной очистки забоя независимо от мощности, развиваемой электробуром;
• электробур — герметичная маслонаполненная машина, рабочие органы которой не подвержены действию абразивных частиц, содержащихся в промывочной жидкости. Поэтому характеристики электробура неизменны в течение всего срока его службы;
• изменение момента сопротивления на долоте при бурении мгновенно отражается на изменении тока и мощности. Это дает возможность наблюдать по ваттметру за нагрузкой на долото, определять характер его работы, устанавливать степень износа и предупреждать аварии с долотом;
• изменения тока и мощности, отражающие нагрузку на доло — , то, дают возможность автоматизировать процесс бурения при наилучшем использовании мощности, развиваемой электробуром;
• отсутствие вращения бурильной колонны и особенности конструкции электробура позволяют при помощи специальной погружной аппаратуры в процессе бурения наклонных скважин осуществлять контроль за углом наклона и азимутом, а также устанавливать отклонитель в нужном направлении и корректировать его положение в процессе бурения.
Многолетний опыт эксплуатации электробуров позволил определить наиболее целесообразные области их применения для ] бурения:
• глубоких скважин с применением утяжеленных буровых растворов; ‘
• наклонно направленных скважин; 1
• разветвленно-горизонтальных скважин;
• скважин с применением газообразных агентов;
• опорно-технологических скважин.