Краткие сведения из истории развития техники и технологии буровых работ
Трудно установить, в каком тысячелетии до нашей эры человек впервые стал использовать нефть, но очевидно, что это про-, изошло в очень древние времена. Сначала нефть использовалась как лечебное средство при самых разных болезнях (проказа, воспаление глаз и др.).
Большое значение в древности нефть имела и в качестве осветительного материала. При рабовладельческом строе область применения нефти и естественного битума значительно расширилась. Их использовали уже не только как лечебное средство и осветительный материал, но и как строительный материал. При сооружении стен битум широко употреблялся в смеси с обожженным кирпичом и галькой.
Расширение сферы применения нефти в эпоху рабовладельческого строя вызвало усовершенствование техники ее добычи. Используемый ранее способ собирания нефти в местах ее выхода на поверхность земли уже не мог обеспечить потребность в ней. Возник ямный (или копаночный) способ добычи нефти. Копанки представляли собой неглубокие ямы (до 2 м глубиной), в которые вставлялся плетень для предохранения стенок от обвала. На дне копанки скапливалась нефть, просачивавшаяся через почву. Нефть из копанок вычерпывалась периодически, по мере ее накопления.
Великие географические открытия и расцвет торговых отношений при феодальном строе способствовали значительному росту ряда отраслей промышленности, в том числе и нефтяной. Увеличившийся спрос на нефть привел к разработке новой техники ее добычи. Старый ямный (копаночный) способ уже не мог обеспечить потребности общества в нефти. Появился более совершенный — колодезный способ добычи нефти. Колодезный способ добычи нефти был совершеннее и выгоднее я много (копаночного), так как позволял эксплуатировать более глубокие продуктивные пласты и увеличивать добычу нефти.
Отмена крепостного права устранила большие препятствия на пути промышленного развития феодально-крепостнической России. Значительно возросла в этот период роль нефтяной промышленности в общем индустриальном развитии страны. Для заводов, фабрик, железнодорожного и водного транспорта было необходимо топливо и, в первую очередь, уголь и нефть. Колодезный способ теперь уже не мог удовлетворить потребности общества с новым хозяйственным и политическим укладом. Нужен был более совершенный метод разрушения горных пород, а вместе с ним и новый способ вычерпывания нефти на поверхность земли. Таким методом явилось бурение скважин.
Считается, что первую коммерческую нефтяную скважину в 1859 г. в штате Пенсильвания (США) пробурил Дрейк. В 1864 г. на Кубани в долине р. Кудако буровой мастер Н. А. Новосильцев начат бурить первую нефтяную скважину с применением механического ударного бурения. Полученный им в 1866 г. с глубины 55 м фонтан нефти с дебитом около 200 т/сут принес славу этому нефтеносному району, а механический способ бурения получил признание. Принято считать 1864 г. годом рождения отечественной нефтяной промышленности.
Способ бурения на железных штангах при помощи свободно падающего инструмента (ударно-штанговый) получил широкое распространение на нефтяных промыслах Азербайджана. Ударноканатный способ бурения получил распространение в Грозненском нефтяном районе.
Переход от ручного способа бурения скважин к механическому привел к необходимости решения ряда вопросов механизации буровых работ. Крупный вклад в это дело внесли русские горные инженеры Г. Д. Романовский (1825— 1906) и С. Г. Войслав (1850 — •904). По мере ивеличения глубины нефтяных скважин, которая к
1900 г. достигла примерно 300 м, все более ощутимыми становились недостатки ударного способа бурения. Бурение более глубоких нефтяных пластов потребовало совершенствования техники бурения скважин.
При ударном бурении долото делало от 26 до 40 падений в минуту и через каждые 2 ч надо было поднимать бурильный инструмент для очистки забоя от разрушенной породы. Стенки скважины разрушались, поэтому приходилось крепить их 12… 14 колоннами. На это расходовали огромное количество металла — более 0,5 т на каждый метр проходки. Скорость же проходки при ударном бурении была очень незначительной. В дореволюционное время (до 1917 г.) в штанговом бурении скорость проходки составляла не более 34,6 м/станок-мес при средней глубине скважин 300…400 м, а в Грозненском нефтяном районе она достигала 90 м/станок-мес при средней глубине скважин 600 м.
На смену ударному способу пришло вращательное бурение, в результате чего были устранены указанные недостатки. При вращательном бурении одновременно производятся и проходка скважин, и вынос на поверхность разбуренной породы при помощи бурового раствора (вынос выбуренной породы циркулирующим потоком воды изобрел в 1848 г. французский инженер Фовелль).
С 1901 г., когда впервые в США было применено роторное бурение с промывкой забоя циркулирующим потоком жидко-к сти, начался период развития и совершенствования вращательного способа бурения. В России роторным способом первая скважина глубиной 345 м была пробурена в 1902 г. в Грозненском нефтяном районе.
Одной из труднейших проблем, возникавших при бурении скважин, особенно роторном способе, была проблема герметизации затрубного пространства между обсадными трубами и стенкамш скважины. Решил эту проблему русский инженер А. А. Богушевс — кий, запатентовавший в 1906 г. способ закачки цементного раствора в обсадную колонну с последующим вытеснением его через низ (башмак) обсадной колонны в затрубное пространство; Способ А. А. Богушевского получил быстрое распространение не только в России, но и за рубежом. Однако это не помешало американскому инженеру Перкинсу в 1918 г. взять патент на способ цементирования скважин, повторяющий изобретение инженера A. A. Богушевского.
Наряду с успешным решением практических задач техники бурения отечественные ученые и инженеры много внимания уделяли вопросам разработки теории. Большую роль в развитии нефтяной техники сыграл «Горный журнал», издававшийся с 1825 г. В журнале печатались работы крупнейших специалистов-нефтя — ников того времени: Романовского, Гулишамбарова, Васильева,,
Соколовского, Тиме, Питерского и др. С 1899 г. в г. Баку начал издаваться журнал «Нефтяное дело».
В 1904— 1911 гг, вышел в свет четырехтомный классический труд одного из крупнейших русских горных инженеров И. Н. Глушкова «Руководство к бурению скважин», который долгое время был настольной книгой всех нефтяников.
В годы Первой мировой и последующей за ней Гражданской войн русская нефтяная промышленность пришла в состояние упадка. Восстановление нефтяной промышленности началось сразу после освобождения нефтяных районов от интервентов и белогвардейцев.
С 1924 г. в нефтяной промышленности СССР началась техническая реконструкция бурения скважин. Важнейшими путями этой реконструкции были следующие:
• замена ударного бурения вращательным;
. использование вместо паровой энергии электрической — наиболее дешевой и менее трудоемкой.
В годы довоенных пятилеток нефтяная и газовая промышленность развивалась форсированными темпами. С 1928 по 1940 г. добыча нефти возросла с И 625 тыс. до 31 121 тыс. т, а проходка нефтяных и газовых скважин с 362 тыс. до 1 947 тыс. м.
В годы Великой Отечественной войны буровики-нефтяники проявили образцы героизма в труде, организуя в трудных условиях военного времени разведку и добычу нефти и газа в восточных районах страны. Этот период характеризуется увеличением доли проходки в разведочном бурении с 23% от общей проходки в 1940 г. до 42 % в 1945 г., причем доля восточных районов в общей проходке по СССР с 21,8 % в 1940 г. возросла до 52,5 % в 1944 г. и 45% в 1945 г.
Пули развития бурения нефтяных и газовых скважин в СССР во многом определил изобретенный в 1923 г. М. А. Капелюшнико — вым, С. М. Волохом и H. A. Корнеевым гидравлический забойный двигатель — турбобур.
В 1923 г. в Азербайджане была пробурена первая в мире скважина с помощью одноступенчатого турбобура, получившего название «турбобур Капелюшникова». Турбобуры Капелюшникова не нашли широкого применения, так как при одноступенчатой турбине жидкость протекала по ее лопаткам по скоростью 50…70 м/с. Такая высокая скорость движения жидкости, несущей абразивные частицы разбуриваемых пород, приводила к исключительно быстрой сработке лопаток турбины. Кроме того, турбобур Капелюшникова имел очень небольшую мощность и низкий КПД U9…30 %). Мощность турбобуров Капелюшникова составляла всего
… 11 кВт.
В 1934 г. группа инженеров во главе с П. П. Шумиловым пред — ложила новый турбобур, принципиально отличавшийся от тур-
бобура Капелюши и кова. В этом турбобуре была предусмотрена ■ специально разработанная многоступенчатая турбина. В новом турбобуре число ступеней доходило до 100… 150, что позволило увеличить мощность турбобура и снизить скорость вращения турбины до 8,3… 11,7 об/с, тем самым устранив необходимость в редукторе.
Первые опыты бурения многоступенчатым турбобуром, про — ; веденные в 1935— 1936 гг., подтвердили все преимущества новой конструкции. Дальнейшая работа по созданию турбобура для бурения скважин в основном проводилась по линии усовершенство — вания конструкции. Эта работа закончилась в 1939— 1940 гг. созданием промышленного типа турбобура.
С 1944 г. турбинный способ бурения получил широкое приме — нение в большинстве нефтяных районов. В послевоенные годы турбинное бурение стало одним из основных видов бурения в Российской Федерации и странах СНГ.
Конструкция турбобуров постоянно совершенствуется. Разрабатываются новые типы гидравлических забЪйных двигателей.
В Пермском филиале ВНИИБТ был создан новый тип гидравлической машины — низкооборотный высокомоментный забойный } двигатель для бурения нефтяных, газовых и геологоразведочных скважин. Работы по созданию винтового много входного двигателя проводились под руководством и при непосредственном участии одного из талантливейших конструкторов-нефтяников 1960—
1980-х гг. С. С. Никомарова.
В 1937— 1938 гг. группой инженеров во главе с А. П. Остров — » ским была разработана конструкция забойного двигателя не гид — , равлического типа — электробура. В 1940 г. на нефтяных промыслах Азербайджана были проведены первые испытания, показавшие: целесообразность его применения при бурении скважин. В дальнейшем конструкция электробура была значительно усовершенствована, что позволило успешно использовать его в некоторых районах страны.
Послевоенные годы (после 1946 г.) были отмечены значительным ростом проходки, улучшением конструкций бурового оборудования и инструмента, увеличением мощности привода буровых установок, дальнейшим усовершенствованием технологии провод-‘ ки скважин и т. д.
Несмотря на то что в настоящее время в Российской Федерации более 90 % от всего объема бурения осуществляется забойны-; ми двигателями, потенциальные возможности роторного бурения далеко не исчерпаны, о чем свидетельствует зарубежный опыт.
Вот уже полтора века человечество занимается бурением нефтяных и газовых скважин. За этот период была достигнута макси — > мальная глубина скважины — более 12 000 м (Российская Федера-‘ ция, Кольская сверхглубокая скважина). Это свидетельствует об
огромных технических трудностях, с которыми приходится сталкиваться по мере углубления в недра Земли. Техника и технология бурения, изложенная в данном справочнике, позволяет достичь глубин 15ООО… 16000 м.