Некоторые особенности бурения морских нефтяных и газовых скважин
Функции бурения в условиях моря и суши эквивалентны. Однако имеется ряд отличий, которые охватывают в основном круг вопросов, связанных с конструкцией скважин в верхней (подводной) части, забуриванием ствола скважины, оборудованием противовыбросовыми устройствами устья скважины и др.
Технология бурения морских нефтяных и газовых скважин в основном не отличается от бурения скважин на суше. Вместе с тем бурение скважин с буровых установок, находящихся на плаву (самоподъемные плавучие буровые установки, буровые суда, по — лупогружные плавучие установки) во время проводки скважины, имеет некоторые особенности.
Буровое судно во время бурения перемещается относительно подводного противовыбросового устьевого оборудования, размещенного над устьем бурящейся скважины и закрепленного на морском дне. Для компенсации вертикальных перемещений бурильной колонны между талевым блоком и крюком устанавливается специальное устройство — компенсатор вертикальных перемещений. Горизонтальные перемещения судна компенсируются специальным устройством — водоотделяющей колонной (стояком), устанавливаемым между подводным противовыбросовым оборудованием и палубой установки.
Буровая вышка испытывает дополнительные динамические нагрузки, возникающие во время качки, как при бурении, так и при переходе с оконченной бурением скважины на новую точку.
Циркуляционная система промывки скважины, очистки и приготовления бурового раствора выполняется закрытой и замкнутой, так как применение открытой желобной системы из-за качки затруднено.
При бурении морских нефтяных и газовых скважин, как правило, применяют комплекс механизмов для механизации и частичной автоматизации спускоподъемных операций. Особенность работы механизмов АСП на буровых установках, находящихся на плаву, прежде всего связана с качкой плавучего бурового средства. Возникает необходимость в участии дополнительных механизмов: компенсаторы вертикальных перемещений, нижнего захвата, нижнего магазина и других механизмов.
Выполнение спускоподъемных операций с применением механизмов АСП при волнении моря является сложным технологическим процессом. Совмещение операций свинчивания и развинчивания свечей с операциями спуска и подъема бурильной колонны требует от буровой вахты четкости и слаженности в работе.
Для обслуживания работ в море в процессе строительства и эксплуатации объектов нефтяных и газовых месторождений применяют плавучие средства различного назначения, позволяющие осуществлять следующие работы:
• перевозка опорных блоков и модулей верхнего строения морских стационарных платформ и установка их на месте эксплуатации;
• установка подводных трубопроводов;
• снабжение стационарных платформ и специальных плавсредств необходимыми материалами и инструментами на всех этапах освоения месторождения;
• очистка акватории моря от загрязнения;
• работа по борьбе с авариями и пожарами, которые могут возникнуть на объектах морского месторождения.
Плавучие средства обслуживания включают в себя:
• плавучие краны и крановые суда с набором соответствующего комплекса сваебойного оборудования и оборудования для производства погрузочно-разгрузочных работ;
• суда снабжения обычного типа, в том числе с ледовым подкреплением;
• морские буксиры, транспортные баржи, трубоукладочные баржи;
• суда по борьбе с пожаром, суда по очистке акваторий от загрязнения;
• другие плавсредства обслуживания (пассажирские суда по доставке обслуживающего персонала, эвакуации персонала в случае аварий);
• вертолеты обслуживания объектов в море^
[1] БУ2900/175ДЭП-3 оснащена циркуляционной системой безамбарного бурения на базе импортного оборудования и центрифугой. Предусмотрена утилизация бурового шлама (БШ).
[2] По заказу потребителей.
[3] Синхронный или асинхронный (АВК) привод.
[4] Первая цифра означает число работающих роликов талевого блока, а вторая — кронблока.
[5] Существуют понятия «плотность тела» и «удельный вес тела». В нервом случае это отношение массы тела к его объему, во втором — отношение веса тела к его объему. До внедрения Международной системы единиц (СИ) применявшиеся системы единиц позволяли считать удельный вес численно равным плотности, так как веса небольших (по сравнению с Землей) тел можно считать пропорциональными их массам. Переход к системе от килограмм-силы к ньюто — | ну исключило термин «вес* там, где имеется в виду масса. Теперь плотность и | удельный вес имеют рахчичные размерности, и это разграничило оба понятия?; Если раньше, измеряя плотность глинистого раствора, называли эту величину? удельным весом, то теперь этого делать нельзя. Поэтому в дальнейшем вместо привычного термина «удельный вес промывочной жидкости* мы будем применять термин «плотность промывочной жидкости*. Размерность плотности в системе СИ — кг/м3.
[6] Термин «вода* в данном случае применяется условно, так как при использовании технической воды для промывки скважин образуется водная суспензй| мелкодисперсных частиц выбуриваемых горных пород, которая служит промывочной ЖИДКОСТЬЮ. )
[7] Под маслом подразумевается любое органическое вещество (в частности, нефть и ее продукты).
[8] Не распространяется на отверстие дросселирующей пары регулируемого дросселя.
[9] В некоторых нефтяных районах (например, в Татарстане. Башкортостане и ЛР ), где глубины скнажин сравнительно небольшие, производят цементирование без нижней пробки.