Тандем - 2, шлакоблочные станки, бетоносмесители


Производство оборудования и технологии
Рубрики

Основные правила организации работ при ликвидации аварии

Ликвидация аварий с бурильными трубами н долотами. Успеш­ная ликвидация аварий с бурильными трубами в большой степе­ни зависит от того, как скоро замечен момент слома труб. При обнаружении аварий с бурильными трубами бурильщик подни­мает их с максимальной скоростью. Поднятый конец сломанной части бурильной колонны на поверхности очищают, промывают и осматривают с целью выяснения характера слома. Затем под­считывают число свечей, оставшихся в скважине, определяют глу­бину, на которой находится верхний конец поломанной колонны труб, и намечают мероприятия по ликвидации аварии.

Работы по ликвидации аварии (любой) в скважине ведутся буровым мастером под руководством старшего инженера (масте­ра) по сложным работам или главного (старшего) инженера бу­рового предприятия (разведки, участка) в зависимости от слож­ности работ.

Перед спуском в скважину ловильного инструмента составля­ется эскиз обшей его компоновки и ловильной части с указанием основных размеров. Для ловли бурильной колонны применяют ловитель (шлипс) с промывкой, метчик или колокол. Эти инст­рументы позволяют после захвата оставшейся колонны буриль­ных труб производить «расхаживание» и промывку скважины. Длина спускаемого в скважину инструмента для ловильных работ долж­на подбираться с таким расчетом, чтобы крепление ловильного инструмента производилось ротором с пропущенной через стол ротора ведущей бурильной трубой.

Ловитель (шлипс) применяют для ловли как за замок, так и за грубу. Для извлечения колонны ловителем дают натяжку, включа­ют буровой насос, восстанавливают циркуляцию, после чего при­ступают к ее подъему. Если колонна не поднимается, то ее «расха­живают» без вращения.

Метчик обычно спускают с направляющей трубой большего диаметра, оканчивающейся воронкой. Спущенный на бурильных трубах метчик покрывает оборванный конец трубы воронкой и конусом входит внутрь трубы до тех пор, пока не упрется в кром­ку трубы. Приподняв немного бурильную колонну, чтобы осла­бить давление на оборвавшийся конец трубы, поворачивают ее по часовой стрелке на 90°, затем обратно на 45° и опять на І/4 оборо­та по часовой стрелке. При постепенном опускании бурильной колонны вниз метчик врезается в трубы и закрепляется в них. Зап­рещается окончательно закреплять ловильный инструмент на сломе до восстановления циркуляции бурового раствора через долото. После этого пробуют поднять колонну. В случае прихвата ее «рас­

хаживают». При «расхаживании» Коломны необходимо помнить, что подъемные усилия выше допустимых вызывают срыв ловиль — ного инструмента, обрыв бурильных труб, обрыв талевого каната или разрушение вышки. Если циркуляцию восстановить не удает­ся, то метчик под натяжкой срывают.

Аналогично ведутся работы по извлечению оставшейся колон­ны при помощи колокола.

При сильном отклонении конца колонны от центра скважины ее отводят к центру посредством отводного ключа и лишь после этого спускают метчик или колокол. Когда даже после восстанов­ления циркуляции не удается «расхаживанием» освободить колон­ну, прибегают к нефтяной ванне или принимают другие меры. Если все попытки освободить инструмент безрезультатны, при­ступают к развинчиванию его по частям левым метчиком или ко­локолом на левых трубах. Иногда вместо отвинчивания по частям офрезерованную часть оставшегося инструмента вырезают при помощи наружной труборезки. При этом отрезанная часть извле­кается из скважины вместе с труборезкой.

Основной инструмент для извлечения оставшихся в скважине деталей долот — магнитный фрезер, который спускают в сква­жину на бурильных трубах. Не доходя до забоя 6… 7 м, начинают промывку, вращая ротор на малой скорости. Дойдя до забоя, при небольшой осевой нагрузке фрезер собирает оставшиеся де­тали в центр забоя, коронка магнитного фрезера забуривается в породу, нижний полюс сближается с оставшимися на забое де­талями и удерживает их. Затем промывка прекращается и на­чинается подъем бурильной колонны. Нив коем случае не следу­ет продолжительное время работать на оставшихся металличе­ских деталях — это в большинстве случаев приводит к осложне­нию аварии. Магнитный фрезер используют также для ловли все­возможных мелких металлических предметов, упавших в сква­жину.

Ликвидация аварий с турбобурами. Аварии, вызванные срывами резьбы турбобура, ликвидируются довольно быстро калибром (в качестве калибра обычно используют переводник турбобура), на­винчиваемым на сорванную резьбу корпуса, либо специальными ловителями, захватывающими турбобур за контргайку пяты, или специальным метчиком, пропускаемым внутрь верхнего отверстия вала. Большие затруднения при турбинном бурении вызывает зак­линивание долота. В данном случае отбивка долота вращением колонны бурильных труб при помощи ротора исключается, так как долото и колонна бурильных труб соединяются через под­шипники турбобура и вращение бурильных труб приводит к вра­щению только корпуса турбобура. Поэтому, прежде чем отбить долото вращением, нужно расклинить вал турбобура в корпусе. Для этого необходимо забросить в трубы мелкие металлические предметы. Забрасывание этих предметов следует производить с про­качкой бурового раствора, для того чтобы гарантировать попада­ние мелких металлических предметов в турбину турбобура. При прокачивании бурового раствора и медленном вращении буриль­ной колонны ротором металлические предметы, попадая между верхними лопатками верхних ступеней турбины, разрушают эти лопатки, которые, в свою очередь, попадают в следующие ступе­ни и вызывают заклинивание статоров и роторов.

В случае заклинивания вала в корпусе турбобура долото отби­вают так же, как и в роторном бурении, путем вращения колон­ны бурильных труб, так как при этом вращение бурильных труб будет обеспечивать и вращение долота.

Аварии при бурении одной и той же скважины могут возник­нуть при замене турбобуров меньших диаметров турбобурам боль­ших диаметров. Это объясняется тем, что в стенках скважины в местах перехода из одних пород в другие образуются уступы, оп­ределяющие проходимость данного типоразмера турбобура при определенном диаметре долота.

Уход в сторону от оставшегося в скважине инструмента. Когда оставленную в скважине бурильную колонну не удается поднять или когда извлечение ее требует слишком много времени, следу­ет уходить в сторону, т. е. бурить новый (второй) ствол скважины выше места, где находится конец оставшегося инструмента.

Если в стволе скважины нет сильно искривленного участка, откуда удобнее всего забуриваться, над оставшейся колонной ста­вят цементный мост и после его затвердения начинают забуривать новый ствол роторным или турбинным способом.

Торпедирование скважин. Работы по ликвидации аварий в сква­жинах иногда длятся долго и не дают положительных результатов. В этих случаях целесообразно торпедировать колонну, оставшу­юся в скважине, а затем бурить второй ствол до проектной глуби­ны. Торпедирование заключается в том, что в скважину на опре­деленную глубину спускают взрывчатое вещество, которое, взры­ваясь, разрушает оставшуюся в скважине колонну.

Для успешного раздробления больших металлических кусков или для загона их в раздробленном состоянии в стенки скважины снаряд со взрывчатым веществом (торпеду) устанавливают в не­посредственной близости к предмету, подлежащему разрушению. Для этого тщательно прорабатывают долотом место, где должен быть установлен снаряд, опускают сначала шаблон, а затем спус­кают снаряд со взрывчатым веществом.

Для взрывов внутри прихваченных бурильных труб следует при­менять торпеду, диметр которой должен быть на 10 мм меньше диаметра проходного отверстия бурильных труб. Торпеду нужно взрывать напротив муфты или замка, иначе в трубе от взрыва может получиться только продольная трещина, которая будет бес­полезна, потому что не удается поднять верхнюю часть бурильной колонны.

Аварии с обсадными трубами. Наиболее распространенный вид аварий с обсадными трубами — отвинчивание башмака колонны и протирание обсадных труб. Башмак колонны отвинчивается в том случае, когда нижняя часть колонны не закреплена, напри­мер, когда цемент закачан выше башмака или не схватился у баш­мака. При дальнейшем бурении, особенно роторным способом, незацементированный башмак от трения муфт бурильных труб отвинчивается. Чтобы определить расположение отвинтившегося башмака, в скважину обычно опускают печать, выполненную из куска обсадной трубы. Нижняя часть печати имеет воронкообраз­ную форму. В эту часть вставлена деревянная пробка, в которую забиты гвозди; гвозди оплетены проволокой и залиты гудроном или свинцом. Печать опускают до отвинченного башмака. По от­печатку судят о том, как расположен башмак в скважине. Такую аварию ликвидируют при помощи пикообразнь^х долот, которы­ми стремятся поставить башмак вертикально, чтобы долото пол­ного размера свободно проходило через него.

Лучшим средством против возникновения таких аварий явля­ется упрочнение нижних труб кондуктора и технических колонн сваркой. При длительной работе бурильные трубы своими муфта­ми и замками иногда совершенно протирают обсадные трубы. Средством предохранения от протирания служат предохранитель­ные кольца. Протирание обсадных труб будет значительно интен­сивнее в искривленной скважине.

Когда против протертого места обсадной колонны имеется це­ментный стакан, в колонне в процессе бурения не происходит ; никаких осложнений. Если цементный стакан отсутствует, то при ; бурении обсадные трубы могут рваться лентами, что затрудняет проход долота. Если за трубами будут обваливающиеся породы, то ; протирание может осложниться смятием. Во всех этих случаях един­ственная мера ликвидации аварии — спуск и цементировка про — . межуточной обсадной колонны меньшего диаметра.

Ловильные работы и ликвидация прихватов — очень ответ — | ственные операции, неумелое ведение которых может привести к серьезным поломкам бурового оборудования и вышки, гибели скважины и нечастным случаям. Поэтому о возникновении ава — ; рии бурильщик обязан немедленно известить бурового мастера, ■] а в случае его отсутствия — руководителя участка или разведки, не приостанавливая проведения первоочередных мер по ликви — , дации аварии. В случае затянувшейся ликвидации аварии, но не позднее чем через пять дней с момента ее возникновения, со­ставляется план ликвидации аварии, утверждаемый руководством бурового предприятия. Все мероприятия по ликвидации аварии (прихвата) необходимо выполнять быстро и организованно; чем

дольше находится инструмент в скважине, тем труднее будет его извлечь.

При ликвидации аварий в скважинах допускаются повышен­ные нагрузки на буровое оборудование, отдельные его узлы и бу­рильную колонну. Для предупреждения несчастных случаев с пер­соналом, участвующим в ликвидации аварии, необходимо строго руководствоваться «Правилами техники безопасности в нефтяной промышленности» и «Едиными техническими правилами веде­ния работ при строительстве скважин на нефтяных, газовых и газоконденсатных месторождениях».

Оставить комментарий