ДЕЙСТВИЕ СИЛ В КРИВОШИПНО-ШАТУННОМ МЕХАНИЗМЕ
Преобразование поступательного движения ползуна в непрерывное вращательное движение коренного вала происходит за счет усилий,, передаваемых механизмом.
Движущей силой кривошипно-шатунного механизма является сила давления пара на поршень. Величина этой силы зависит, как это было видно по индикаторным диаграммам, от положения поршня и выражается следующим уравнением:
Р = РкРк ~ РвРе кг, (338)
где рк и рв — текущие значения давления пара в полостях цилиндра со стороны крышки и со стороны вала в кг,1 см2′,
FK я Fe — величины рабочих площадей поршня со стороны крышки и со стороны вала в см2.
Текущие значения давления пара определяются по соответствующим индикаторным диаграммам для заданных положений поршня.
Направление силы Р зависит от относительных величин сил давления пара на соответствующие стороны поршня.
Сила Р, действующая на поршень, передается по штоку (фиг. 148) на ползун, отмеченный точкой В.
Схема кривошипно-шатунного механизма, приведенного на фиг. 148, относится к положению кривошипа СМ, повернутого на угол ср к линии мертвых точек. Соответственно с этим шатун АВ отклонился на угол 8 от траектории ползуна (поршня).
Так как ползун двигается между направляющими и в точке В шарнирно соединяется с шатуном АВ, то усилие Р может передаваться только шатуну и направляющим ползуна.
При передаче усилий считают, что шатун АВ представляет собой стержень, шарнирно соединенный в точке В с ползуном, а в точке А с кривошипом, и, следовательно, все усилия, воспринимаемые и передаваемые шатуном, могут быть направлены только вдоль его оси, т. е. по линии АВ. Пренебрегая в первом приближении незначительными
Фиг. 148. Схема передачи усилий в кривошипно-шатунном механизме. |
силами трения, считают, что направляющие ползуна могут воспринимать усилия, только перпендикулярные к своей поверхности, т. е. перпендикулярные к траектории точки В. Поэтому раскладываем силу Р на две составляющие:
1) на силу N, нормальную к траектории точки В и равную
N = PtgB кг; (339)
2) на силу Q, действующую вдоль шатуна и равную
Q — —кг. (340)
^ COS tt v
Давление ползуна на направляющие — сила N меняет свою величину в зависимости от положения кривошипа и от силы давления пара на поршень. В крайних положениях ползуна, т. е. при ср = 0 и ср = 180°, давление его на направляющие всегда равно нулю, так как tgO° = Q и tgl80°=0. Наибольшее значение сила N получает около середины хода, потому что наибольшее значение угла 0 соответствует повороту кривошипа на угол ср = 90°. Увеличение отношения X также вызывает увеличение угла 6, а следовательно, и силы N. По величине силы N определяется опорная поверхность башмаков ползуна.
Необходимо отметить, что каждому направлению вращения кривошипа соответствует определенное направление действия силы N (исключение составляет только конец сжатия, когда направление силы N меняется на обратное). Например, давление ползуна на нижнюю направляющую (фиг. 148) происходит при вращении кривошипа в направлении часовой стрелки независимо от направления движения ползуна.
Силу Q, действующую по оси шатуна, можно перенести вдоль линии ее действия из точки В в точку А. В точке А,, в которой осуществлено шарнирное соединение кривошипа с шатуном, шатун силой Q действует на кривошип ОА.
Силу Q, приложенную теперь к точке А кривошипа, раскладываем на два направления: одно перпендикулярное кривошипу (сила Т), а второе вдоль кривошипа (сила К).
Так как угол между линией действия силы Q (линией АВ) и кривошипом ОА равен сумме углов ® и 0 (как внешний угол треугольника ОАВ, не смежный с его внутренними углами ср и 0), то не представит труда выразить значения сил Т и К следующими уравнениями:
Qsin(cp+0) = Р Sinc(oyst e) кг (341)
К = Q cos (ср + 9) ^ Р С05с(0^6) кг. (342)
Сила К производит растяжение или сжатие кривошипа, а момент силы Т вызывает вращение кривошипа и коренного вала.
Величина момента следующая:
М = T-R = P-R кгМт (343)
cos в ‘
Так как сила Т направлена касательно к траектории точки А, то ее называют тангенциальной или касательной силой.
Величина тангенциальной силы Т не остается постоянной, а все время меняется, так как в зависимости от положения ползуна меняют свою величину углы ср и 0, а также и сила давления пара на поршень. При ср = 0° и ср = 180° угол 0 и крутящий момент М равны нулю. Как показывает опыт, максимальное значение крутящего момента получается при повороте кривошипа на угол <p = 50-f-80°.
Изменение величины крутящего момента в зависимости от положения кривошипа будет подробно рассматриваться при изучении неравномерности вращения вала машины. Необходимо только отметить, что в однокривошипной машине крутящий момент М направлен в сторону вращения вала за исключением промежутков времени, когда поршень подходит к своим крайним положениям и когда за счет противодавления сжимаемого пара знак силы Р, а следовательно, и направление момента М меняются на обратные.
Пар, находящийся в цилиндре машины, с одинаковой силой давит как на поршень, так и на крышку цилиндра. Поэтому можно считать, что к цилиндру машины приложена сила —Р кг, равная по величине силе Р кг, приложенной к поршню, и противоположная ей по направлению (фиг. 148).
К оси коренного вала машины (в точке О) приложим две равные по величине и противоположные по направлению силы Q кг и—Q кг.
Величина этих сил берется равной силе Q кг, действующей вдоль шатуна.
Получившаяся пара сил Q, —Q (сила Q приложена к точке А, а сила — Q к точке О) с плечом, равным Ц sin (<р + 6), производит вращение кривошипа и вала машины. Момент этой пары сил, как и следовало ожидать, равен моменту силы Т, приложенной к пальцу кривошипа (точке Л), т. е.
М = Q-R sin (? + 6) = Р-/? ^+9). кгм.
Полученное выражение совпадет с формулой (343).
Оставшуюся силу Q кг, приложенную к точке О, разложим на две составляющие: по направлению оси цилиндра и перпендикулярную к ней. Так как вектор силы Q составляет угол б с траекторией поршня, то слагаемая этой силы по оси цилиндра будет равняться силе Р кг, а по направлению, перпендикулярному к оси, — N кг. Знак минус показывает, что эта сила, равная по величине давлению ползуна на направляющую, по направлению противоположна ей.
Таким образом, при работе паровой машины происходит действие следующих сил:
1) на цилиндр машины действует сила давления пара —Р кг;
2) к подшипникам коренного вала в направлении оси цилиндра приложена сила Р кг, также равная давлению пара на поршень;
3) кривошип приводится во вращение парой сил Q, — Q;
4) давление ползуна на направляющие—сила N кг;
5) сила — N кг, действующая на подшипники коренного вала, перпендикулярна оси цилиндра.
Рассматривая вышеперечисленные силы, можно отметить следующее.
1. Чтобы предотвратить передачу сил Р и —Р на основание (фундамент, а для локомобиля — кронштейны котла, служащие для установки цилиндра и вальной подставки), требующее усиления крепления, необходимо соединить цилиндр и вальную подставку посредством рамы. Тогда цилиндр и подшипники будут принадлежать одной жесткой системе и силы Р и — Р будут взаимно уравновешиваться, не передаваясь на опоры.
Во всех новейших конструкциях паровых машин (в том числе и локомобильных) цельнолитая рама, объединяющая направляющие ползуна с подшипниками коренного вала, позволяет производить сборку машины до постановки ее на основание (фундамент) и упрощает крепление машины на фундаменте.
Кроме того, отдельное крепление цилиндра и вальной подставки на фундаменте потребует учета дополнительного воздействия на опоры сил N и — N.
2. При наличии цельнолитой рамы, объединяющей направляющие ползуна и подшипники коренного вала, силы N и — N составляют пару сил, которая стремится повернуть раму машины в сторону противоположную действию момента пары сил Q, — Q.
22 Гарькуша и Юшииа. 649
Плечо пары сил Л/, — N изображается отрезком ОВ (фиг. 148). Момент этой пары сил равен
М’ = N’PsOB = Р tg б-р-50В.
Плечо пары может быть выражено через длину шатуна и кривошипа следующим образом:
OB = ОА cos © — f АВ cos 0, но
ОА sin © = АВ sin 0 и АВ — ОА -^5-?-.
‘ sin о
После подстановки величины АВ в выражение плеча момента пары сил получаем
ОВ = ОА cos © -> О A — S12i cos 0;
‘ sin 0 ’
ОА
ОВ = -^-0- (sin 0 cos © — f sin f cos 0)
и окончательно
OB^OAs^p},
sin 6 *
или
sln (? + e)
sin о
Определив величину плеча пары сил, можно написать выражение лля нахождения момента пары сил N, —IV:
М’ = Ptg 0fv ОВ = Ptg 0 R
и окончательно
М — Р — R———- „—- гсгм. (344)
cos О у
Сравнение формул (343) и (344) показывает, что моменты пар сил Q, — Q и N, — N равны друг другу, но имеют противоположное направление, т. е. М = —М’.
Момент М кгм пары сил Q, — Q или, что то же, силы Т уравновешивается моментом сопротивления машины-орудия, получающего энергию от паровой машины, а момент М’ кгм — опорным моментом основания машины.
Указанные соотношения сил и моментов не зависят от расположения оси цилиндров машины, следовательно, будут иметь место в машине с горизонтальным, вертикальным и наклонным расположением цилиндров.
§ 12. МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Приведенное в предыдущем параграфе действие сил возможно в идеальной машине (при отсутствии сил трения) только в состоянии покоя или равномерного движения, когда сумма всех внешних сил, приложенных к данной системе, равна нулю.
В действительности даже при равномерном вращении кривошипа движение остальных звеньев (деталей) кривошипно шатунного механизма — шатуна и ползуна (поршня) — происходит с меняющимися скоростями.
При неравномерном движении отдельных частей механизма необходимо затратить некоторую работу для изменения ик кинетической энергии. Ввиду этого для каждого отдельного момента времени сумма всех внешних сил, приложенных к механизму и к отдельной детали, перестает быть равной нулю.
Так как движение отдельных деталей механизмов (машин) является периодическим с возвращением их к концу периода в исходное положение и возвращением скоростей к их начальной величине, т. е. ^>кон= ^’нан, то полная затрата работы на изменение кинетической энергии детали за период движения будет равна нулю. Следствием этого будет равенство работ касательной силы Т и силы давления пара на поршень Р, отнесенных к одному обороту вала машины (при отсутствии сил трения).
Решение динамических задач, т. е. задач, исследующих движение деталей машины (механизма) с меняющимися скоростями под действием сил, производится различными методами, а именно методами динамики и методами кинетостатики.
Решение задач методами динамики характеризуется тем, что к каждой детали прикладываются все реальные силы, действующие на нее, и величина ускорения центра тяжести данной детали получается как частное от деления значения равнодействующей всех приложенных сил на массу детали. Направление ускорения определяется направлением равнодействующей силы 2 А Величина ускорения центра тяжести определяется следующим уравнением:
jn. rn =— м/сек2, (345)
где 2^*—равнодействующая всех внешних реальных сил, действующих на данную деталь, в кг: m — масса данной детали в кгсек2/м
Решение задач методами динамики не искажает физической сущности явлений, происходящих в данном процессе. Динамический метод поэтому является более прогрессивным, так как позволяет сознательно и правильно подойти к решению всех поставленных задач, учитывая физическую сущность всех явлений
Более распространенным является применение методов кинетостатики, заключающихся в решении задач динамики методами статики. В этом случае совершенно нельзя говорить о физической сущности явлений, так как при решении задач методами кинетостатики движущиеся детали условно останавливают и прикладывают к ним
і Применение методов динамики для решения задач механики излагается в разделе механики элементариого учебника физики под редакцией акад. Г. С. Ландсберга, т. I, ОГИЗ — Гостехиздат, М. — Л. 1948.
фиктивные силы инерции, равные произведению величины м. ссы детали на ускорение ее центра тяжести и направленные в сторону, противоположную ускорению центра тяжести, и выражаемые следующим уравнением:
Ра=-тп-іц. т кг. (346)
Так как приложение к центру тяжести детали фиктивной силы инерции делает задачу статической, то сумма всех внешних сил, приложенных к данной детали, включая силу инерции, должна равняться нулю:
2р + Р„ = 0. (347)
Для упрощения исследования кривошипно-шатунного механизма массу шатуна, совершающего сложное движение, заменяют двумя сосредоточенными массами, помещенными в точках А и В шатуна, причем массу тА, помещенную в точку А, присоединяют к массе кривошипа, а массу тв, помещенную в точку В, — к поступательно движущимся массам.
Так как кривошипная головка шатуна больше ползунной, то в точке А сосредоточивается 67—75°/0всей массы шатуна а остальная — в точке В, т. е.
тл — (0,67 ~0,75)тш кгсек2/м и
тв = (0,25 — г — 0,33) тш кгсек2м.
Таким образом, масса поступательно движущихся частей кривошипно-шатунного механизма паровой машины будет состоять из масс поршня, штока, ползуна и части массы шатуна, помещенной в точку В шатуна.
Например, для машины локомобиля П-25, где вес поршня со штоком G„ = 6,6 кг; вес ползуна GK = 10,5 кг; вес шатуна Gm = 17,1 кг, масса поступательно движущихся частей будет равна
Сила инерции поступательно движущихся масс кривошипно-шатунного механизма будет выражаться
1 Более точное распределение масс производится подобно определению опорных реакций для балок, т. е. обратно пропорционально расстояниям от центра тяжести шатуна (точки С) до точек А н В
ВС
тА=тшдв кгсек-fM
тв = тш ДД кгсек*1м.
ИЛИ
Ра = — mm2R (cos <р + X cos 2ср) кг. (349)
Для машины локомобиля П-25 при т =2,18 кгсек21м; п = 300 об/мин; to = 31,4 х/сек; R = 0,115 м и X = 75,5 = 0,182 будем иметь:
1) при ср = 0 и 2о = 0 получим cos о = 1; cos 2ср = 1;
7 = 987-0,115(1 + 0,182) = 113,51-1,182 = 134,2 л/сек2;
Ра = — tnj = — 2,18- 134,2 = —292,5 кг;
2) при ср = 90° и 2ср = 180° получим coscp = 0; со? 2® = — 1; у = 987-0,115- —0,182 = 113,51 — — 0,182 =—20,7 MjceK2;
Ра = — mj = — (2,18—20,7) = 45,0 кг;
3) при ср = 180° и 2ср = 360° получим coscp = — 1; cos2cp = 1;
7 = 987-0,115 (—1+0,182) = 113,51 •-0,818 = —92,9 м сек2;
Pa= — mj=— (2,18- —92,9) = 202,5 кг.
Подсчеты показывают, что наибольшее значение ускорения посту- пательно-движущиеся массы имеют в мертвом положении со стороны крышки, в противоположном же несколько меньшее.
В начале движения поршня направление ускорения и скорости одинаковы, так как поршень движется ускоренно. Нулевое значение ускорения будет при повороте кривошипа на угол, меньший 90°. Be шчина этого угла зависит от отношения X. Далее ускорение получает знак минус, что означает замедленное движение поршня за счет изменения направления ускорения. При ср = 90° ускорение уже отрицательное.
При исследовании уравновешивания машины величину силы инерции поступательно движущихся масс раскладывают на два слагаемых:
1) силу инерции первого порядка, изменяющуюся пропорционально косинусу угла поворота кривошипа ср, равную
Р’а = — tma2R coscp кг; (350)
2) силу инерции второго порядка, пропорциональную косинусу двойного угла 2ср, равную
= + mm^RX cos 2ср кг. (351)
Знак минус ставится при отсчете угла ср от мертвого положения со стороны крышки, а плюс — со стороны вала.
Для поступательно движущихся частей машины локомобиля П-25 величины этих составляющих сил инерции следующие:
1) при ср = 0 и 2<р = 0
Р’и = —2,18-987-0,115-1 = —
И
Ра =—2,18-987.0,115-0,182-1 =—45,0 кг)
2) при ® = 90° и 2® = 180°
Ри = 0 и
Р"и = — 2,18.987.0,115.0,182. — 1 = 45,0 кг;
3) при ® = 180° и 2® = 360°
р’ = — 2,18- 987 -0,115. — 1 = 247,5 кг и
Ра = — 2,18.987-0,115.0,182-1 = — 45.0 кг.
Формула (350) и подсчеты показывают, что величина силы инерции первого порядка може г быть представлена проекцией вращающегося с угловой скоростью ш 2/сек вектора, длина которого пропорциональна величине /иш2/?. Период Изменения силы инерции первого порядка определяется полным оборотом вала, т. е. углом ® = 360°.
Аналогично этому сила инерции второго порядка согласно формуле (351) изображается проекцией вектора, представляющего величину тш2АХ и вращающегося с удвоенной угловой скоростью 2и> Период изменения силы инерции второго порядка соответствует половине оборота вала, т. е. ® = 180°.
Как уже указывалось в предыдущем параграфе, действие сил в кривошипно-шатунном механизме (фиг. 148) разбиралось без учета инерции поступательно движущихся масс.
Если определять силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме, методом кинетостатики, то необходимо учесть силы инерции поступательно движущихся масс. Тогда к силе давления пара прибавляют силу инерции этих масс и на точку В будет действовать сила Р’, равная
Р = Р+Ракг, (352)
причем учитывается направление обеих сил. Силы считаются положительными, если они направлены в сторг ну движения. При пользовании формулами (348) и (349) значения силы инерции получаются вместе со знаком.
Для получения правильных значений сил N, Q, Т и К и момента М, выражаемых формулами (339) — (343), необходимо вместо величины Р подстав ять силу Р’ кг, определяемую по формуле (352).
В результате всех уточнений оказывается, что теперь на цилиндр действует сила — Р кг, на подшипники коренного вала сила Р+ Ри кг. Следовательно, фундамент или основание машины должны будут воспринять через крепление разность этих сил, равную силе инерции поступательно движущихся масс Р.
Методы кинетостатики будут в дальнейшем применены при решении ряда частных вопросов, например, при определении момента инерции маховика, уравновешивания машины, расчета регулятора и др.
ГЛАВА IV