ТОПЛИВО
§ 18. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ТОПЛИВЕ
Топливом называется природное или искусственно полученное горючее вещество, которое, легко загораясь, продолжает при достаточном притоке воздуха самостоятельно и безостановочно гореть, развивая при этом более или менее значительное количество тепла. Различные виды топлива представляют собой углеродистые и углеводородистые вещества органического, по преимуществу растительного, происхождения.
По физическим свойствам топливо разделяют на твердое, жидкое и газообразное. Дрова, торф, солома, костра, лузга, каменный уголь и т. п.—виды топлива естественного происхождения.
Кокс, древесный уголь, брикеты, нефтяные остатки, генераторный и колошниковый газы — виды искусственного топлива.
Каменные, бурые угли и торф представляют собой различные стадии превращения растительных веществ в минеральные виды топлива. Костра, лузга, солома, дрова — топливо растительного происхождения. Чем старее по возрасту торф и каменный уголь, тем выше его тепловые качества. Старый торф и каменный уголь содержат много углерода и мало кислорода. Углерод, сгорая, выделяет большое количество тепла. Основным качественным показателем ценности топлива служит его теплотворная способность, т. е. количество тепла в ккал, которое может быть выделено 1 кг топлива при его полном сжигании.
Рассмотрим некоторые виды топлив, наиболее часто применяемых для локомобилей.
Дрова для топлива применяются как лиственных, так и хвойных пород. Теплотворная способность дров различных пород имеет незначительные отклонения при одинаковой влажности.
Дрова считаются влажными при содержании влаги 50°/0, полусухими при содержании влаги 35°/0 и сухими при содержании влаги меньше 25°/0.
Содержание золы в дровах 1—2%. Зола тугоплавка (имеет высокую температуру плавления) и шлаков не образует. Сера в дровах совсем отсутствует. Теплотворная способность сухой массы дров равна около 4500 ккал/кг.
Солому как топливо для локомобилей применяют в южной степной части нашего Союза. По своему химическому составу солома приближается к дровам. Содержание волы в ней непостоянно, так как во
время хранения соломы к ней прибавляются посторонние примеси. Зола имеет низкую температуру плавления (850—1000°). Влажность соломы колеблется в пределах 12—20%, но при плохом хранении может достигнуть 30—4 0°/о.
Теплотворная способность сухой массы колеблется в пределах 3900— 4350 ккал/кг. Солома нуждается в большом объеме топочного пространства для сжигания и требует непрерывной загрузки ее в топку, сильно зашлаковывает колосниковую решетку, засаривает уносом дымогарные трубы и дымовую коробку. Отопление соломой требует частых чисток котла.
Костра является отходом производства на заводах первичной обработки льна и пеньки. По своим свойствам костра близка к соломе. Содержание влаги у нее значительно ниже соломы, потому что лен перед обработкой подвергается сушке.
Торф — самый молодой из числа ископаемых видов топлива и поэтому по своему составу он ближе других подходит к дровам. Торф, добытый на месте низовых болот, обычно содержит много золы. Верховой торф содержит меньше золы, и поэтому его теплотворная способность выше.
Содержание золы в торфе колеблется от 2 до 30°/0 и более. Зола торфа может образовывать и шлаки в зависимости от состава минералов, ее образующих. Серы торф почти не имеет.
Влажность торфа средней и северной части СССР колеблется в пределах 15—30%, Для УССР — в пределах 30—35%.
По способу добычи торф разделяется на резной, машинный, фрезерный и гидроторф.
Теплотворная способность торфа зависит от содержания влаги и золы и колеблется в пределах 1500 — 3750 ккал(кг.
Бурые угли — ископаемое топливо, образовавшееся вследствие более древнего процесса разложения торфяной массы. Процессы разложения еще не закончены, и при микроскопическом исследовании в буром угле легко различимы растительные клетки.
Влажность свежедобытого бурого угля достигает 50% и лишь после просушки снижается до 12—25%.
Украинские и подмосковные бурые угли содержат много серы. Зола среднеплавка.
Под высоким давлением и при достаточно высокой температуре из бурого угля прессуются брикеты без добавления связующего вещества. Они подвержены самовозгоранию.
Теплотворная способность бурых углей в зависимости от содержания в них балласта колеблется в пределах 1300—5000 ккал/кг.
Каменные угли значительно старше бурых углей. Они образовались из растений каменноугольного периода. Чем старше уголь, тем больше в нем содержание углерода. Минеральные примеси дают золу, легко сплавляющуюся в шлак.
Влажность их незначительна (2—10%). Теплотворная способность высокая и нередко бывает выше 7000 ккал/кг.
Состав и свойства каменных углей весьма разнообразны.
Характеристика топлив
|
(по данным ВТИ)
|
Месторождение и сорт |
Обо значе ние марки |
Горючая масса топлива |
|||||||
Сг |
нг |
*1 |
°г |
«7 |
лг |
||||
в % |
в "/„ |
в % |
в °/„ |
в % |
в ккал/кг |
в % |
|||
Ископаемые |
|||||||||
Грузинская ССР |
|||||||||
Ткварчельский парович- |
|||||||||
ный жирный……………………. |
пж |
81 |
5,8 |
2,0 |
1,7 |
9,5 |
7830 |
35 |
|
Тквибульский газовый. |
г |
77,5 |
5,8 |
2.4 |
1,5 |
12,8 |
7380 |
40 |
|
Казахская ССР |
|||||||||
Берчогурский газовый. |
г |
77 |
6,5 |
5,4 |
1,4 |
9,7 |
7500 |
47 |
|
Леигеровский бурый |
|||||||||
рядовой………………………….. |
БР |
74,5 |
5 |
3,6 |
1 |
15,9 |
6880 |
40 |
|
Мангышлакский бурый |
|||||||||
рядовой………………………….. |
БР |
76 |
4 |
4.3 |
1 |
14,7 |
6900 |
32 |
|
Киргизская ССР |
|||||||||
Кизылкийский бурый. |
Б |
76 |
4,2 |
1,8 |
1 |
17 |
6730 |
33 |
|
Сулюктииский бурый. |
Б |
77,5 |
4 |
0,7 |
0,8 |
17 |
6780 |
30 |
|
Кокяигакский газовый. |
Г |
77 |
5 |
2,5 |
1 |
14,5 |
7170 |
35 |
|
Ташкумырский газовый |
Г |
79 |
4,9 |
0,6 |
1,2 |
14,3 |
7300 |
35 |
|
Таджикская ССР |
|||||||||
Шурабский бурый ря- |
|||||||||
довой……………………………… |
БР |
74 |
4,4 |
2,8 |
0,8 |
18 |
6640 |
40 |
|
Дальний Восток |
|||||||||
Кивдинский бурый ря- |
|||||||||
ДОВОЙ……………………………………………… |
БР |
71 |
4,3 |
0,3 |
1,2 |
23,2 |
6150 |
41 |
|
Райчихииский бурый |
|||||||||
рядовой………………………….. |
БР |
70 |
4,3 |
0,3 |
1,1 |
24,3 |
6100 |
41 |
|
Артемовский бурый ря- |
|||||||||
ДОВОЙ…………………………………………….. |
БР |
71,5 |
5,5 |
0,6 |
1,5 |
20,9 |
6630 |
49 |
|
Сучанский паровичный |
|||||||||
жирный…………………………… |
ПЖ |
86 |
5 |
0,6 |
1,4 |
7 |
8000 |
32 |
|
Прочее |
|||||||||
Торф кусковой…. |
57.8 |
6 |
0.3 |
2,5 |
33,4 |
5240 |
70 |
||
„ фрезерный. . |
57,8 |
6 |
0,3 |
2,5 |
33,4 |
5240 |
70 |
||
Дрова…………………………. |
51 |
6.1 |
— |
0,6 |
42,3 |
4510 |
85 |
||
Мазут малосериистый. |
87,5 |
10,7 |
1 |
0,8 |
— |
9700 |
|||
, миогосериистый. |
84 |
11,5 |
4 |
0,5 |
— |
9700 |
_ |
||
Отдубииа……………………. |
51,7 |
6 |
0,1 |
0,9 |
41,3 |
4560 |
75 |
||
Стебли хлопчатника. . |
49 |
6,1 |
0,1 |
о. ь |
44,2 |
4360 |
60 |
||
Солома……………………. |
50 |
6,2 |
0,1 |
0,6 |
43 1 |
4450 |
|||
Подсолнечная лузга. . |
51,5 |
5,9 |
02 |
0.! |
41,9 |
4570 |
80 |
||
Рисовая шелуха…. |
50,3 |
6,1 |
0,1 |
0,7 |
42,8 |
4460 |
80 |
Сухая |
Рабочая масса топлива |
Температура плавления |
ЗОЛЫ |
||||||
масса |
|||||||||
Ас |
Ар |
QP |
Р |
max |
начала деформации h |
размягчения ^2 |
жидколлав- кого состояния и |
||
в % |
в °/о |
в % |
в ккал/кг |
— |
в % |
в °С |
в °С |
в °С |
|
угли |
|||||||||
30 |
27,9 |
7 |
5060 |
0,140 |
18,4 |
1150—1400 |
1400—1500 |
1400—1500 |
|
30 |
26,5 |
12 |
4470 |
0,133 |
18,5 |
1400—1500 |
>1500 |
||
40 |
37,4 |
6 |
4200 |
0,165 |
18 |
1300-1400 |
1400—1500 |
>1500 |
|
22 |
16,7 |
24 |
3930 |
0,100 |
19,1 |
1000-1050 |
1050—1200 |
1100—1250 |
|
10 |
7 |
30 |
4160 |
0,072 |
19,6 |
— |
— |
— |
|
15 |
10,9 |
27 |
4020 |
0,070 |
19,6 |
1000—1250 |
1050-1300 |
1100-1350 |
|
15 |
11,9 |
21 |
4420 |
0,063 |
19,8 |
1050-1250 |
1100-1350 |
1200-1400 |
|
19 |
16,2 |
14 |
4910 |
0,102 |
19,1 |
1000-1500 |
1100—1500 |
1100-1500 |
|
13 |
11,7 |
9 |
5730 |
0,099 |
19,11 |
||||
28 |
21,3 |
24 |
3490 |
0,073 |
19,6 |
1050 |
1100 |
1150 |
|
19 |
12,7 |
33 |
3140 |
0,053 |
19,9 |
1050 |
1100-1250 |
1150-1300 |
|
14 |
8,7 |
38 |
3020 |
0,048 |
20 |
1000-1150 |
1150-1250 |
1200—1300 |
|
19 |
14,1 |
26 |
3810 |
0,102 |
19,1 |
1150-1350 |
1200-1400 |
1300-1450 |
|
29 |
27,3 |
6 |
5310 |
0,120 |
18,8 |
1050-1150 |
1200-1300 |
1300-1400 |
|
топливо |
|||||||||
и и |
7,2 6,1 |
35 45 |
2820 2290 |
I 0,082 0,0*2 |
19.4 19.4 |
] 800—1400 |
990-1500 |
1010-1500 |
|
і |
0,6 |
40 |
2440 |
0,042 |
20,2 |
— |
— |
— |
|
0,2 |
0,2 |
3 |
9370 |
0.294 |
16,2 |
— |
— |
— |
|
0,2 |
0,2 |
3 |
9370 |
0,34 |
15,9 |
— |
— |
— |
|
5 |
1,75 |
65 |
1120 |
0,043 |
20,1 |
770 |
1370 |
1400 |
|
4 |
3,4 |
15 |
3470 |
0,032 |
20,4 |
720 |
>1500 |
— |
|
5 |
4,5 |
10 |
3750 |
0,043 |
20,1 |
820 |
860 |
950 |
|
2,8 20,5 |
2,4 |
15 |
3680 |
0,034 |
20 3 |
1070 |
1210 |
1230 |
|
18,5 |
10 |
3130 |
0,040 |
20,2 |
— |
— |
— |
Различают угли длиннопламенные неспекающиеся с большим содержанием летучих, спекающиеся, короткопламенные тощие угли и антрациты.
По размеру антрациты сортируются на плиту, кулак, орех, семечко, штыб.
Каменные угли способны самовозгораться, поэтому их следует хранить на Сухом подстиле в штабелях не выше 1,5—2 м и следить за температурой угля. При повышении температуры выше 60—70° штабель следует разгребать.
В табл. 5 (по данным ВТИ) приведены характеристики наиболее распространенных видов топлив СССР и их теплотворная способность.
Вес топлива. Для определения существующих запасов топлива в штабелях и для расчетов потребных размеров складских помещений необходимо знать вес 1 м3 различных видов топлив.
Ниже приводится вес 1 м3 некоторых видов топлива в кг.
Дрова воздушно-сухие………………………………………………………………… 400
Дрова свежесрубленные………………………………… …. 600
Опилки……………………………………………………………………………………….. 163
Костра………………………………………………………………. . . 35—50
Торф машинно-формовочный…………………………………………………. 328—410
Подмосковный уголь……………………………………………………………… 900—950
Донецкий каменный уголь ПЖ……………………………………………………. 800
Донецкий антрацит………………………………………………………………….. 910—990
Мазут…………………………………………………………. … 900
Сравнение различных видов топлива показывает, что чем выше теплотворная способность какого-либо топлива, тем ниже будет весовой расход его для получения требуемого количества пара и, как следствие этого, меньшая необходимая площадь для топливного склада, меньшая загрузка транспорта и меньшие расходы на его перевозку. Высококалорийное топливо можно без значительного увеличения его стоимости перевозить на большие расстояния; так, наиболее ценное топливо—жидкое — перевозят на расстояния в несколько тысяч километров, твердые топлива с Q* = 5000 — г — 7500 ккал/кг также допускают дальние перевозки.
Использование же твердых топлив с невысокой теплотворной способностью (Q"<5000 ккал{кг), например, бурых углей (в том числе и подмосковных), торфа, сланцев, дров, костры и других видов экономически оправдывается только на небольшом расстоянии от места добычи (не свыше 200—300 км), и поэтому эти виды топлив называют местными.
Применение для локомобилей ценного жидкого топлива в настоящее время практически почти исключено, наоборот, различные виды местных топлив наиболее целесообразно использовать в небольших паросиловых установках, в том числе и локомобильных.