КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ
В 70-90-е годы во всем мире рассматривались вопросы устойчивого развития общества, которые были обобщены на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Под устойчивым развитием понимался такой прогресс человечества, который обеспечивал бы необходи — мый баланс между решением социально-экономических проблем и сохранением окружающей среды во благо нынешнего и будущих поколений людей — Важно, что при этом экономический рост достигается не за счет разрушения биосферы и того, что принадлежит будущим поколениям. В противном случае человечество ожидает неизбежная, экологическая катастрофа. Устойчивое развитие как развитие, обеспечивающее равенство интересов настоящего и будущих поколений, должно удовлетворять определенным социальным, экономическим и экологическим требованиям.
Международная общественность обратила внимание на глобальную проблему человечества, связанную, с одной стороны, с ограниченностью природно-ресурсного потенциала и, с другой — с необходимостью обеспечения экономического роста в масштабах, покрывающих потребности все возрастающего населения. Констатировано, что основа устойчивого развития общества в долгосрочной перспективе состоит в обеспечении сбалансированного решения социально-экономического развития общества с сохранением благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.
6 Декларации Конференции ООН по среде обитания человека, принятой в Стокгольме, постулированы три основных документа:
1. Декларация, в которой провозглашены основные принципы. Пять из них посвящены правам человека, роли женщины, молодежи и местных общин, а также интересам народов, живущих в условиях угнетения. Еще три принципа піасят о необходимости поддержания мира и мирного решения споров. Семь принципов касаются устойчивого развития, а все остальные затрагивают политику государств и международное сотрудничество в области охраны окружающей среды и регулирования использования природных ресурсов.
2. Повестка дня на XXI в. Содержание ее включает четыре раздела: социальные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; средства их осуществления.
3. Документ иод названием «Не имеющие обязательной силы заявления с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов». В нем собраны в виде компактных формулировок известные положения о том, что леса надо эксплуатировать разумно и бережно, своевременно восстанавливать и защищать, поскольку они являются одним из ключевых компонентов материковых экосистем, играют большую роль в формировании благоприятного климата. Отмечено, что «экология без экономики — это всеобщая нишета». Поэтому широкое признание получили сформулированные на конференции принципы устойчивого развития:
* экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению планеты в пустыню;
‘ упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и несправедливость;
• равенство без экономического развития означает нишету для всех;
• экология без права на действие становится частью системы порабощения; право на действия без экологии открывает путь коллективному и равно касающемуся всех самоуничтожению.
Существуют и другие мнения о компонентах устойчивого развития. Так, акад. Н. Н. Моисеев предлагает свою триаду в теории устойчивого развития:
1) природные условия и ресурсы, доставшиеся нам от предков; 2) экологическая структура; 3) культура общества, включающая в себя образование, духовный мир человека и идеалы нации.
Социально-эквномический аспекттребований к модели устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направленных на борьбу’ с нищетой, изменение структуры потребления; регулирование роста населения; сохранение здоровья человека; содействие устойчивому развитию регионов; мемщународное сотрудничество в области охраны окружающей среды; учет экологических требований при принятии социальных и экономических решений.
Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на защиту окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: атмосфдэы, земельного и водного фондов; борьбу с опустыниванием и засухой; сохранение биологического разнообразия; экологически безопасное применение биотехнологии и токсичных химических веществ; решение проблемы отходов. Реализация указанных іребований должна обеспечить динамическое равновесие в развитии, позволяющее снять известные противоречия между потребностями общества в природных ресурсах и возможностями их удовлетворения при сохранении природноресурсного потенциала.
Индикаторами, характеризующими этапы перехода и степень приближения к модели устойчивого развития, могут служить:
• уровни снижения антропогенной нагрузки на природную среду отдельных регионов, стран, континентов и планеты в целом;
• масштабы реальных позитивных результатов решения проблемы сохранения и восстановления природных комплексов, отдельных видов природных ресурсов, улучшения среды обитания человека;
• размеры уменьшения диспропорций между объемами совокупного национального богатства, приходящимися надолго различных социальных групп, слоев населения, регионов и тл.;
• объемы возрастания совокупного национального богатства страны при соблюдении оптимальных пропорций между такИ№ его элементами, как окружающая среда, природные ресурсы, национальное имущество, квалификация работающих, духовные ценности.
Критерий оптимальности названных пропорций будет зависеть от выбранной концептуальной схемы (основополагающей идеи) устойчивого развитая. В случае если концептуальная схема будет строиться на принципах экологизашШ
хозяйственной деятельности, то устойчивое развитие, в конечном счете, сведется к увеличению удельного веса национального имущества и, следовательно, трансформируется в модель экономического роста. Если в качестве концептуальной схемы будет выступать сохранение биосферы и локальных экосистем, то рост национального имущества будет сталкиваться с ограничениями, предполагающими формирование оптимальных потребностей для будущих поколений. И, наконец, если в качестве концептуальной схемы будет выступать проблема формирования ноосферы, то при сохранении указанных ограничений дополнительно должны действовать требования увеличения удельного веса таких социальных элементов национального богатства, как квалификация работающих и духовные ценности.
В основу концепции устойчивого развития положена идея динамично-сбалансированного развития триады — экономика, природа, общество. При этом масштаб и характер мер, обеспечивающих необходимый динамизм и сбалансированность, определяются в каждом конкретном периоде стартовыми условиями через показатели и параметры, характеризующие текущее состояние данной триады.
Известно, что процессы развития в отличие от других изменений характеризуются наличием трех свойств: необратимостью, направленностью и закономерностью изменений, в результате чего и появляется все новое.
В результате мировое сообщество и его составные части — регионы — обеспечивают равновесие условий жизни, функционирования хозяйственных, социально-экономических, экологических систем, триады человек — природа общество.
В последние два десятилетия XX века мировая экономика развивалась в целом успешно. Экономические показатели развития свидетельствуют о том, что мир, перейдя к инновационному типу развития, в целом процветает. За десятилетие (1980-1990 гг.) объем производства материальных товаров и услуг увеличился примерно на ‘/5. Валовой внутренний продукт мира увеличился с 1980 по 1990 гт. с 15 до 20 трлн. долл. (в пенах 1990 г.). В 1994 г. он составил уже более 24 трлн. долл.
За 1981-1990 гг. среднегодовой показатель роста экономики мира составил 2,8 %. Ощутимый вклад в высокие темпы развития вносят страны Юго — Восточной Азии и Китай, в которых годовой рост экономики в середине 90-х годов составлял 5-12 %. С 1996 г. начались положительные изменения и в странах с переходной экономикой. В 1996 г. годовой показатель роста у них был равен уже 2 % в сравнении с 15 % падения в 1992 г. Экономический прирост сопровождался созданием миллионов новых рабочих мест. За 1980-1995 гг. экономически активное население, мира увеличил ось примерно на 0,5- 0,6 млрд. человек, однако уровень безработицы не возрос. Значительно повысилось и качество жизни населения планеты исходя из объемов товаров и услуг, производимых в расчете на одно жителя земли.
В России в последние годы термин «устойчивое развитие», как и всевозможные программы устойчивого развития, стал широко распространенным и потому несколько обесцененным и расплывчатым. Надежды на саморегулирование развития российской экономики при открытии шлюзов рыночных отношений оказались тщетными. Превалирует мнение не только о целесообразности, но и необходимости государственного регулирования социально-экономического развития страны как на макроуровне, так и мезоуровне и даже территориальном мшфоуровне. Диспропорции в хозяйственном комплексе, уровне жизни населения России столь велики, что грозят целостности страны и устойчивости национальной экономики как системы.
Бесспорно, приоритетом регулирования макропропорций национальной экономики является решение общероссийских проблем. Однако для условий Рос — сяи с ее таощадью в ]7млн. км2 и населением в 145 млн. человек чрезвычайно ваэкньшропорниимежрегиовальныеивнутрирегиональные. Цели регионального развития не сводятся только к целям рыночной экономики получению прибыли. В них содержится, прежде всего, многовековое стремление человечества к возобновлению, воспроизводству жизни но в улучшенных условиях. А это предопределяется пропорциями развития хозяйства территории, которые регулируются региональными властями и органами местного самоуправления Их миссия состоит в следующем:
♦ поддержание сферы жизнедеятельности человека, качества жизни на конкретной территории;
» устранение несбалансированности хозяйства, кризисных явлений на территории с позиций условий жизни, эффективной структуры мест приложения труда, обеспечения рациональной занятости населения как основного источника его доходов;
• поддержание на территории самоокупаемой экономики, ее роста как базы воспроизводства населения и т. д.
Своеобразие экологической обстановки в нашей стране состоит в том, что в течение ряда лет хозяином всего в стране было государство, подчинявшее глобальным политическим амбициям всю экономическую и социальную политику. При этом экологические вопросы во внимание не принимались, а проводился курс на ускоренное изъятие природных богатств. В результате отсутствие ответственности и чувства хозяина у населения страны и, в силу этого, хищническое отношение к природным ресурсам. Промышленное строительство проводилось колоссальными темпами. Низкую эффективность сельского хозяйства пытались компенсировать значительным расширением посевных площадей, массовым неквалифицированным применением удобрений и
ядохимикатов, а также природоразрушающих технологий мелиорации. Милитаризация экономики и резкий перекос промышленности, особенно в последние десятилетия, в сторону военно-промышленного комплекса привели к резкому торможению обновления основных производств и социальной сферы. Результатом этого явилось старение основных фондов, повышение их неблагоприятных воздействий на природу.
Принимались волюнтаристские, экологически неоправданные дорогостоящие решения (каскады гидроэлектростанций на равнинных реках, перекрытие Кара — Богаз-гола, ЦБК на Байкале, планы поворота северных рек, ленинградская дамба и др.).
Экологическое воспитание отсутствовало, а экологические проблемы, существующие в стране, замалчивались. В результате деятельности человека в районе ряда крупных городов многократно превышены фоновые концентрации многих токсичных веществ. Так, в Свердловской области это относится к Ревде и Первоуральску, Красноуральску и Кировіраду, Нижнему Тагилу и некоторым другим. Почвы в районе бытовых и промышленных свалок насыщены свинцом на порядок выше допустимых концентраций, атакже цинком, кадмием и другими тяжелыми металлами. Объемы свалок твердых отходов известны лишь приблизительно, как и территории, занятые этими свалками. В производстве и накоплении твердых отходов в расчете на душу населения России:
Вид отходов |
Накоплено, т |
Образуется ей |
Горная порода……………………………….. |
…………….. 53 |
176 |
Зшошлаки………………………………………… |
……………. 0,27 |
3,5 |
Галит…………………………………………………. |
……………. 0,25 |
2,2 |
Фосфогипс……………………………………….. |
……………. 0,06 |
0,47 |
Отходы черной металлургии……….. |
…………….. 0,4 |
2,8 |
Отходы цветной металлургии……… |
…………….. 0,5 |
1,4 |
На душу населения накапливается ежегодно 0,5-0,7 т бытовых отходов. Из них перерабшывается не более 3 %. Накоплено более 1 млрд. т металлолома. И таких примеров много.
Всероссийский съезд по охране природы (июнь 1995 г.) рассмотрел концепцию перехода России на модель устойчивого развития. Заметим, что идея устойчивого развития как гармоничное сочетание жизненных интересов людей и разумного расходования природных ресурсов уже давно обсуждалась нашими отечественными учеными (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Д. И. Менделеев и др.). В 1995 г. Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию Минэкономики России с участием заинтересованных министерств и ведомств опубликовала концепцию перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития.
В обобщенном виде эта концепция должна исходить из последовательной реализации взаимосвязанных основополагающих идей:
• экологизация хозяйственной деятельности в процессе увеличения в структуре национального богатства удельного веса национального имущества, обеспечивающего поддержание необходимого экономического роста страны и решение наиболее острых социальных проблем;
• сохранение и восстановление биосферы и ее локальных экосистем при ограничении роста природоемких элементов национального имущества и усилении ориентации на разумные потребности будущих поколений с учетом состояния природно-ресурсного потенциала;
• формирование ноосферы на основе реализации двух предыдущих концептуальных схем развития и обеспечение роста национального богатства преимущественно за счет повышения квалификации работающих и возрастания духовных ценно стей.
Такая последовательность определяется современной социально-экономической и экологической ситуацией и возможностью трансформировать концептуальные положения в реальный национальный план действий. Излагаемая концепция должна рассматриваться как исходное направление действий для формирования такого плана, в котором в конкретной и конструктивной форме должны раскрываться целевые ориентиры и механизмы развития на ближайший период к перспективу, обеспечивающие поэтапную реализацию поставленной задачи и позволяющие осуществить в итоге переход Российской Федерации на модель устойчивого развития:. Это длительный процесс, и обеспечить развитие в рамках этой модели можно лишь при учете интересов нынешнего и будущего поколений. В процессе перехода будут меняться не ТОЛЬКО интересы общества» но и само представление об устойчивости развития.
В рамках сегодняшних представлений реализация концепции перехода к модели устойчивого развития может быть осуществлена в три этапа — На первом этапе с 1996 по 2000 год— следовали первоочередные задачи, связанные с переходом к модели устойчивого развития и состоящие в основном в преодолении нынешней кризисной ситуации в социально-экономической сфере, создании надлежащей, нормативно-правовой базы по экологизации производства и других сфер деятельности общества. Эти задачи выполнены лишь частично. На втором этапе с 2001 по 2015 год — возможна реализация ряда элементов устойчивого развития в рамках экологизации процесса социально-экономического развития России, что позволит в основном осуществить ВЫХОД на нормативный уровень состояния оіфужающей среды. На третьем этапе — 2016 — середина XXI века ■— должна решаться проблема гармонизации развития общества, экономики и биосферы на планете Земля. Данный этап следует рассматривать как весьма условный период, дающий самые общие пред — ставлення о развитии России в будущем, при условии, что процесс устойчивого развития будет реализовываться в соответствии с мероприятиями, предусмотренными на двух предыдущих этапах.
Рассматривая состояние экономики РФ, следует отметить, что за последние годы существенно снизились объемы валового внутреннего продукта, производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, капитального строительства. Значительный спад производства и другие кризисные процессы усугубили структурные диспропорции в экономике, обусловили снижение экономической эффективности. Произошло дальнейшее «утяжеление» структуры промышленности, ослабла социальная направленность производства. Увеличилась аварийность в промышленности и на транспорте во многом из-за старения основных производственных фондов.
Пока не достигнута одна из основных целей перехода к рыночным отношениям: более тесная привязка структуры производства к структуре спроса, хотя наметились некоторые позитивные сдвиги в этом направлении. Тормозом активных структурных преобразований является неблагоприятный инвестиционный климат, несовершенное и нестабильное законодательство, недостатки в системе приватизации.
Развитие кризисных явлений в экономике усугубляется неотлаженностью хозяйственного механизма. В наиболее яркой форме это проявляется в проблеме неплатежей, решение которой, равно как и финансового оздоровления экономики, в целом должно было стать одной из ключевых задач первого этапа перехода к модели устойчивого развития.
На современном этапе развития российского государства социальные проблемы, подлежащие решению в рамках концепции устойчивого развития, обострились.
Рост цен на потребительские товары и услуги определил «объединение» населения России, что стало причиной значительного увеличения расходов на продовольственные товары по всем группам семей с различным уровнем среднедушевых расходов, оіраничило спрос на непродовольственные товары и услуги, обусловив в целом негативные изменения в уровне жизни населения, особенно у малообеспеченной его части. На высоком уровне остается дифференциация доходов различных групп населения.
За последние годы значительно обострилась ситуация на рынке труда, в результате чего возросла угроза массовой безработны. Тревогу вызывает сокращение численности занятых в наукоемких и социально ориентированных отраслях промышленности. Фактором дальнейшего ухудшения ситуации на рынке труда является наличие скрытой (потенциальной) безработицы.
Глубокий кризис переживает жилищное строительство из-за сокращения финансовых возможностей государства и большинства населения. Необходимость
обустройства беженцев, военнослужащих и части северян дополнительно обострила жилищную проблему в России.
Кризисные явления в экономике существенно затронули систему образования. Это проявилось в дальнейшем ухудшении материально-технической базы образовательных учреждений, росте социальной незащищенности преподавателей, снизился уровень экологического образования.
Из-за кризисного состояния экономики и ужесточения бюджетных oipa — ниченийвозникли предпосылки дальнейшей деірадашш деятельности системы здравоохранения и состояния здоровья населения. Увеличилось число заболеваний, непосредственно связанных с обострением экологической обстановки в ряде городов и районов.
Экологическая ситуация в России уже многие годы остается далеко неблагополучной. Неоправданно высокие выбросы загрязнений в окружающую среду и нерациональное природопользование, наряду с сырьевой ориентацией экспорта, во многом обусловливают приближение экологического кризиса в ряде регионов. Уровни загрязнения воздуха в 86 городах общей численностью населения около 40 мин. человек зачастую превышают допустимые нормы в 10 и более раз. Не отвечает установленным требованиям около V, проб воды из водоемов России, используемой для питьевого водоснабжения, свыше 75 % отходов производства имеют разную степень токсичности. Значительные площади земель подвержены водной, ветровой эрозии, загрязнены азотными соединениями, тяжелыми металлами, болезнетворной микрофлорой. Все это привело к увеличению загрязнения продуктов питания в концентрациях, опасных для здоровья.
Общее требование к модели устойчивого развития — обеспечение гармоничного сочетания социально-экономических и экологических приоритетов развития общества в настоящем, среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом существенно то, что, несмотря на экологическую ориентацию, проблема устойчивого развития остается в целом социальной и экономической.
В соответствии с моделью устойчивого развития такие цели, как достижение устойчивого экономического роста, сохранение природных комплексов, устранение социальной несправедливости являются для общества во многом взаимодополняющими, хотя приоритеты каэдой из них в разные периоды могут меняться. Последнее определяется тем, что устойчивое развитие —■ понятие динамичное, и на каждом этапе может существенно меняться представление о нем. Поэтому зафиксировать общее представление об устойчивом развитии можно только на концептуальном уровне. Сам же процесс перехода на модель устойчивого развития будет в определенном смысле перманентным, и, по сути, должен осуществляться непрерывный переход от од ной версии модели к другой — Развитие общества по каждой из этих версий будет пред — ставлять собой процесс устойчивого развития, удовлетворяющий требованиям текущего периода и возможностям развития в будущем.
Основными требованиями перехода к модели устойчивого развития в Рос — сии на ближайший период являются оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно — ресурсного потенциала, удовлетворение основных потребностей в трудоустройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии. Для реализации этих требований необходимы интеграция и гармонизация экономических, социальных и экологических аспектов процесса принятия решений на всех уровнях. В ближайшей перспективе основной целью осуществления перехода к модели устойчивого развития должно стать завершение социально-экономической перестройки общества, а важнейшим средством ее достижения структурная перестройка.
Для оценки степени приближения к модели устойчивого развития и эффективности, выбранных для этого средств должны устанавливаться целевые ориентиры и ограничения и определяться процедуры общественного контроля за их достижением. Целевые ориентиры должны быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического развития и экологическое благополучие в динамике. Причем, несмотря на свой комплексный (системный) характер, эти показатели должны быть достаточно просты и сопоставимы с показателями, применяемыми международным сообществом.
Ограничения в рамках модели устойчивого развития могут выражаться в тех же единицах, что и целевые ориентиры, однако количественные их значения не должны превышать пороговые уровни. Эти показатели должны характеризовать те уровни, при которых возможно обеспечить безопасное развитие России в экономическом, социальном, экологическом, военном и любом ином аспекте.
Среди показателей, характеризующих качество жизни с позиций устойчивого развития, моїут быть названы: продолжительность жизни человека (ожидаемая при рождении и фактическая); уровень знаний и образовательных навыков; доход, измеряемый величиной ВВП на душу населения; уровень занятости. Одной из серьезных характеристик качества жизни и социальной защищенности граждан мог бы служить показатель, отражающий размеры их собственности, в частности доля национального богатства, находящаяся в собственности іразкданина, а также наиболее обеспеченных и малообеспеченных групп населения.
Достижение определенного уровня экономического развития в соответствии с настоящей концепцией рассматривается не как самоцель, а как средство достижения социального развития и экологической безопасности российского общества. С учетом этого принципа для экономической сферы формируется система целевых параметр® и ограничений исхода из того, что эффективной может быть признана экономика, обеспечивающая удовлетво — рение потребностей в области питания, здравоохранения, жилища, образования и других разумных жизненных потребностей при одновременном уменьшении удельных расходов сырья и энергии и соїфащении производства отходов. То есть переход к модели устойчивого развития требует экологической ориентации, достигаемой путем повсеместного и постоянного учета экологического фактора при принятии решений. Показателями, определяющими степень экологизации хозяйственной деятельности, может служить система показателей при — родоемкости экономики, характеризующих уровень потребления того или иного вида природных ресурсов на единицу продукции конечного потребления.
В качестве целевых параметров и общественных ограничений устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться рациональные нормы потребления (пищи, воды, лесоматериалов, минеральных ресурсов и т. п.) на душу населения; рациональные уровни удельного (на душу населения и единицу ВВП) потребления анергии, производства коммунальных и промышленных отходов, а также ядериых отходов на душу населения и на единицу вырабатываемой энергии.
Достижение экологической устойчивости и сохранение на этой основе природно-ресурсной базы для настоящего и будущих поколений требует не только осуществить экологизацию экономики, ной обеспечить охрану природных жизнеобеспечивающих систем, сохранение биологического разнообразия. Для охраны жизнеобеспечивающих систем необходима комбинация деятельности по предотвращению загрязнения, восстановлению и поддержанию целостности экосистем, развитию всевозможных охранных зон. Решение этой проблемы означает возврат долгов природе и введение социально-экономического развитая в экологически безопасные рамки, которые определяются возмож ностями природно-ресурсного потенциала регионов, емкостью их природних комплексов.
В состав целевых параметров устойчивого развития должны быть вклю чены показатели, характеризующие состояние природных сред, экосистем охраняемых территорий, достигнутый прогресс в этой сфере деятельности, также меры по снижению антропогенного воздействия. Контроль по этой гру® параметров должен осуществляться по показателям качества атмосферы, в<у > площади земель, находящихся в естественном и измененном состоянии, а та
ИЙ И ЖИВОТНЫХ, H0XO-
площади лесов и их состоянию, количества ведов растений и >: дящихся под угрозой вымирания или истребления и др. благо-
Обобщающим показателем отношения общества к экологическому получше может быть размер средств, направляемых на реализацию пр охранных мер, в сопоставлении с объемом производимого валового в
него продукта. При решении проблемы сохранения и рационального использования природно-ресурсного потенциала могут выступать показатели при — родоемкости отдельных видов производств и технологий, а также показатели обеспеченности природными ресурсами в расчете на единицу территории, душу населения или выражающие соотношение между потребностью и наличием природных ресурсов.
Предлагаемые ограничения и характеризующие их показатели должны быть установлены в рамках предельно допустимых антропогенных воздействий на окружающую природную среду по различным их видам, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения и единицу ВВП.
Переход к устойчивому развитию должен опираться на эффективное использование новых экономических условий. К ним, в частности, относится переход к федеративной модели государственного устройства, результатом чего является партнерство между центром и регионами — субъектами РФ, их относительная экономическая самостоятельность.
В наметившийся сейчас период стабилизации производства и выхода страны из экономического кризиса необходимо стремиться предотвратить рост ресурсопотребления и создать условия для реализации устойчивой тенденции снижения ресурсоемком!! всего народного хозяйства и его отдельных отраслей.
В концепции определены генеральные направления перехода к модели устойчивого развития. Одной из главных целей устойчивого развития является достижение социальной стабильности, необходимое условие которой — наличие демократических прав и свобод граждан. Возможность реализации конституционно гарантированных прав и свобод граждан России является важнейшим направлением развития демократической системы и перехода к модели устойчивого развития.
Достижение социальной стабильности невозможно без участия широких слоев общества в разработке соответствующей политики и общес твенного контроля за ее реализацией. Выполнение этого принципа требует предоставления населению России всей необходимой информации по вопросам окружающей среды и общественно-экономического развития.
Важным направлением укрепления демократической системы является усиление роли основных социальных груш населения в осуществлении социально — экономических преобразований для обеспечения устойчивого развития. Большое значение в реализации этого направления отводится участию женщин во всех сферах деятельности общества. Хотя образовательный уровень женщин во всех сферах деятельности в целом выше, чем у мужчин, их роль в принятии решений все еще ограничена социально-экономическими условиями и поведенческими стереотипами.
Особое место в реализации идей устойчивого развития принадлежит молодежи. Перспективные программы должны ей гарантировать безопасное будущее, поэтому молодежи необходимо предоставлять возможность участвовать в принятии решений. Следует также уделиіь серьезное внимание COB^J — гаанствованию образования молодежи, в тем числе экологического.
Россия многонациональна, и коренное население регионов должно принимать активное участие в решении проблем размещения крупных производств на территориях традиционного проживания. Необходимо принимать меры по сохранению культуры и традиций этих народов.
Укрепление демократической системы предполагает участие неправительственных организаций в формировании политики и принятии решений, направленных. на достижение устойчивого развития. Особенно актуально вовлечение российских предпринимателей, для чего необходимо создать условия, позволяющие эффективно использовать все самое ценное и передовое из накопленного опыта ведущих фирм мира в области сохранения окружающей природной среды. Это тем более важно, что наша страна переживает период реструктуризации хозяйства, формирования новых отношений собственности и социально ориентированной финансово-экономической политики.
Важнейшим направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития является экологизация экономики. Здесь важен не только постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных решений, но и понимание того, что развитие экономики должно осуществляться масштабами и темпами, которые позволили бы удовлетворять разумные потребности человека при обеспечении воспроизводства возобновляемых и экономии не возобновляемых природных ресурсов. Это требует взаимоувязанных изменений в структуре производства и потребления и осуществления ряда мер, важнейшими из которых являются:
• формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования включая экологизацию экономического механизма;
• создание научно-технического потенциала для перевода экономики на природосберегающую основу;
• формирование прогрессивной структуры общественного производства, ориентированной на увеличение доли продукции конечного потребления;
• создание замкнутых производственных циклов при минимизации производственных отходов;
• экологизация системы норм и нормативов, а также деятельности в области
стандартизации;
• совершенствование структуры экспорта;
• упорядочение системы учета производства продукции В целях более Полного отражения в ней стоимости природных ресурсов;
• формирование рациональной региональной структуры экономики.
На ближайший период важнейшим направлением преобразования производства в целях переориентации на модель устойчивого развития следует считать проведение его структурной перестройки. На смену ресурсо — и энергоемким малоавтоматизированным производствам должны придти наукоемкие высокотехнологичные автоматизированные производства. Важным элементом такого рода структурных преобразований должна стать конверсия оборонных отраслей и предприятий. Целевые ориентиры таких преобразований и их основные направления должны быть разработаны в про грамме структурной перестройки экономики России, носящей постоянно обновляемый характер.
Проірамма структурной перестройки должна быть ориентирована на:
• осуществление межотраслевых структурных сдвигов в пользу отраслей, производящих продукпию конечного потребления;
• сокращение удельного потребления природных ресурсов и энергии;
• изменение структуры непроизводственного потребления;
• внедрение наукоемких экологически чистых технологий;
• сокращение транспортных издержек;
• формирование территориальной структуры хозяйства, адекватной новым экономическим условиям;
• обеспечение экологической безопасности. Последствиями структурной перестройки должны стать:
• Повышение уровня жизни населения и улучшение структуры личного потребления;
• сохранение природных комплексов и улучшение состояния окружающей среды;
• рост профессиональной подготовки кадров;
■ улучшение структуры занятости;
• обновление производственного аппарата.
Развитие экономики в целях устойчивого развития будет осуществляться путем дальнейшего углубления рыночных отношений при обеспечении демократических прав и свобод граждан. При этом следует учитывать необходимость адаптации к начавшемуся изменению климата.
Важнейшие задачи текущего момента в области развития экономики — стабилизация производства и финансов, ускорение институциональных преобразований, всемерная активизация инвестиционного процесса.
Главным направлением является восстановление и сохранение качества окружающей природной среды. В период стабилизации производства следует поставить задачу предотвращения роста абсолютного и относительного загрязнения природной среды и ее отдельных компонентов. Важное место здесь должно отводиться формированию действенных нормативно-организационных и экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности природопользования; при этом необходимо предусмотреть следующие первоочередные меры.
По охране и рациональному использованию ресурсов пресной воды:
• осуществление комплекса мер по охране и воспроизводству водных ресур — сов на водосборных площадях включая систему мер по охране водных источников, в том числе подземных;
• рационализация системы водопользования; внедренбия учета используемой воды;
• сокращение удельных расходов воды на единицу продукции в промышленности, а также в орошаемом земледелии;
■ перевод населенных пунктов на централизованное водоснабжение, повышение надежностигородскихи сельских систем водоснабжения и канализации; снижение потерь веды, црежде всего, питьевой;
• развитие систем оборотного и замкнутого водоснабжения и систем очистных сооружений в целях снижения объемов поступления сточных вод и прекращения сброса загрязненных стоков в водные объекты;
• обеззараживание и обессоливание коммунальных и промышленных стоков, утилизация осадков сточных вод;
• обеспечение комплексного строительства водопроводных и канализационных сооружений;
• инвентаризация объектов, оказывающих влияние на загрязнение и истощение природных водоемов, разработка и осуществление по каждому предприятию, обеспечивающему их охрану и рациональное использование, соответствующих мер в сроки и в объемах, согласованных с местными органами.
По защите атмосферы:
• снижение и последующее прекращение выпуска озоноразрущающих веществ;
• сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, прежде всего в крупных городах и промышленных центрах, за счет ввода эффективных установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ из отходящих газов, внедрения высокоэффективных методов очистки и перехода на малоотходные технологии;
• перевод тепловых электростанций и ТЭЦ на бессернистое н малосернистое топливо, оснащение заводов по переработке нефти оборудованием, исключающим потери легких фракций нефтепродуктов;
• установление особого контроля над работой предприятий по снижению выбросов специфичных токсичных веществ (соединений хлора и фтора, сероуглерода, сероводорода, ртути, свинца, белка, отдельных углеводородов и др.);
• перевод автотранспорта иа менее токсичное топливо, внедрение спешишь — ных нейтрализаторов для отработанных газов двигателей автомобилей, нормирование, регулирование и контроль выбросов от автомобильного транспорта на основе государственных стандартов;
• развитие сети стационарных станций и постов наблюдения за уровнем загрязнения атмосферного воздуха н автоматизированных систем контроля за загрязнением воздушного бассейна.
По охране и рациональному использованию земельных ресурсов:
• сохранение и повышение плодородия почв при обеспечении бездефицитного баланса гумуса в почве, особенно черноземов;
• осуществление комплекса мероприятий по борьбе с водной и ветровой эрозией почв, опустыниванием земель, деградацией пастбищ;
• рекультивация загрязненных, а также нарушенных горными и строительными работами земель;
• повышение экологической безопасности и эксплуатационной надежности нефте-, газо — и продуктопроводов в целях недопущения загрязнения окружающей среды;
• развитие системы защиты сельскохозяйственных культур биологическими методами;
• расширение сети особо охраняемых территорий включая курортные зоны и зоны рекреации.
По удалению, хранению и переработке отходов:
• повышение эффективности удаления, захоронения и переработки бытовых отходов;
• прекращение неконтролируемого вывоза отработавших приборов, изделий, токсичных отходов и материалов на полигоны бытовых отходов и на свалки; повышение уровня их утилизации и расширение использования вторичных ресурсов;
• комплексное использование минеральных ресурсов, снижение ресурсоемкое™ национального дохода и повышение уровня извлечения полезных ископаемых при их добыче и переработке;
• хозяйственное использование отходов добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых;
• решение проблемы удаления высокотоксичных и радиоактивных отходов;
• предотвращение загрязнения хозяйственно-бытовых стоков и осадков токсичными соединениями, особенно ионами тяжелых цветных металлов;
• прекращение неконтролируемого вывоза отработавших приборов, изделия, токсичных отходов и материалов на полигоны бытовых отходов и на свалки; повышение уровня их утилизации и расширение использования вторичных ресурсов;
• комплексное использование минеральных ресурсов, снижение ресурсоем — кости национального дохода и повышение уровня извлечения полезных ископаемых при добыче и переработке;
• хозяйственное использование отходов добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых;
• решение проблемы удаления и переработки высокотоксичных и радиоактивных отходов.
Помимо перечисленных должны также предусматриваться меры по охране и рациональному использованию богатств растительного и животного мира, сохранению биологического разнообразия, охране недр и другим компонентам природной среды. Состав этих мер должен конкретизироваться на всех этапах работы над моделью устойчивого развития.
Для реализации целей устойчивого развития необходимо осу щесгв ить трансформацию нормативно-правовой базы, экономических и административных инструментов, обеспечить экологизацию бюджетной и налоговой систем, структурной, инвестиционной и внешнеэкономической политики.
В среднесрочной и долгосрочной перспективе по мере подъема экономики целесообразно вносить изменения в формирование доходной и расходной частей бюджета. В составе доходных статей бюджета значительно большую роль, чем в настоящее время, будут иметь платежи за природные ресурсы, а в составе бюджетных расходов увеличится доля затрат на природоохранные мероприятия. Необходимо также пересмотреть роль платежей за загрязнения окружающей природной среды. В сфере промышлешош производства должен эффективно действовать известный принцип: «загрязнитель платит».
В области налогообложения необходимо пойти па последовательное повышение роли налогов за использование природноресурсного потенциала, осуществить введение налогов акцизного типа на продукцию, использование которой сопряжено с нанесением вреда окружающей среде. Одновременно лесообразно расширить налоговые льготы для предприятий н организации, осваивающих производство экологически безопасных изделий, используют*** отходы в производстве ачи применяющих замкнутые (безотходные) технологии, а также ввести льготы по налогам для субъектов хозяйствования и физических лиц, находящихся в зонах чрезвычайной экологической ситуации и эколо — гического бедствия.
При реализации структурной перестройки экономики необходимо отдавать предпочтение проектам, направленным на модернизацию производства с резким снижением его материало — и энергоемкости, и проектам по выпуску эко логически чистых видов продукции, прогрессивного технологического обору^ дования, использование которого может принести ощутимый экологический эффект.
Поскольку в каждой отрасли промышленности имеется немало научно-тех ннческих разработок, внедрение которых может принести желаемый эффе*^ значительную роль в плане обеспечения экологически ориентированной стрУ^ турной перестройки может сыграть инвестиционная политика государства.
Меры государственной поддержки реализации экологических приоритетов могут включать: ассигнования и инвестиции из федерального бюджета, бюджетные дотации (субсидии, субвенции), льготные инвестиционные кредиты, гарантии государства по возврату’ займов инвесторам и др.
Функции мер поддержки мог бы выполнять государственный заказ на производство специализированного природоохранного оборудования с контрактным финансированием поставок продукции; иностранные кредитные линии с экологически ориентированными проектами;
■ решения об экологическом перепрофилировании некоторых производств;
• привлечение специализированных банковских и инвестиционно-финансовых структур для финансирования мероприятий по рационализации природопользования и специализированной природоохранной деятельности, а также социальной поддержке населения;
■ решения об учете экологического фактора при приватизации предприятий;
• содействие в привлечении иностранных капиталов для финансирования затрат на охрану окружающей среды, мероприятий по созданию новых рабочих мест.
Должен учитываться экологический фактор и при привлечении иностранных инвестиций в Россию, особенно в целях освоения природных ресурсов. Требуется создание экономических стимулов, способствующих направлению иностранных инвестиций на решение экологических и социальных проблем регионов. Следует также разработать меры административно-правового регулирования деятельности предприятий с участием иностранных инвестиций, содержащие социальные и экологические требования, обязательные для учета в договорах о создании таких предприятий.
Экономические отношения России и мирового сообщества должны строиться на справедливой основе, что предполагает пересмотр условий кредитования и других видов помощи Мирового банка. Европейского сообщества и европейских финансовых институтов, направляемых на цели структурной перестройки России.
Необходимо принять комплекс других специфических мер аналогичного действия и, в частности, осуществить:
• совершенствование природоохранительного законодательства, системы экологических ограничений и регламентации режимов природопользования в целях их адаптации к рыночным условиям;
• последовательный переход на международные стандарты качества окружающей среды, производственных технологий и производимой продукции, провести их экологическую сертификацию;
• развитие программно-целевого метода рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды (ГОСТ ИСО 9000 и 14000);
• экономическое стимулирование ресурсо — и энергосбережения, минимизации производственных выбросов в окружающую среду;
• проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружающую среду всех проектов хозяйственной деятельности, установление четкого порядка приостановки и закрытия по экологическим причинам производственных объектов;
* развитие и улучшение деятельности федерального, и региональных экологических фондов;
* разработку и введение механизма экологического страхования.
В качестве первоочередной меры должно быть осуществлено повышение эффективности государственного контроля над соблюдением существующих регламентов природопользования с применением экономических и административных санкций для предотвращения аварий и катастроф, пресечения экологических правонарушений.
Управление процессом устойчивого развития должно осуществляться на основе результатов научных исследований. Задачей науки в данном случае является разработка показателей качества жизни, поиск экономических стимулов, способствующих экологизации производства и рациональному природопользованию, формирование методов оценки новых технологий и продукции с позиций обеспечения экологической эффективности, анализ связи между состоянием экосистем и здоровьем человека, развитие исследований по региональным направлениям устойчивого развития.
Важным направлением деятельности по обеспечению устойчивого развития является повышение уровня экологического образования и информированности населения о состоянии окружающей среды, развитие представлений об изменении образа жизни. Особое внимание необходимо уделить экологической подготовке предпринимателем и менеджеров. Важно обеспечить развитие іфосветйтельскои деятельности среди широких слоев населения по вопросам устойчивого развития.
Велика роль России в решении глобальных экологических проблем. С одной стороны, она определяется «вкладом» России в мировое загрязнение окружающей среды, с другой Россия обладает большими по площади территориями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью, являющимися резервом устойчивости всей биосферы планеты. В соответствии С этим ее приоритеты в международной деятельности по обеспечению устойчивого развития сводятся к следующему:
• превращение национальной концепции устойчивого развития в инструметгг поднятия международного авторитета России;
* создание эффективных механизмов по обеспечению международного экологического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вредных веществ;
• активное участие в разработке международных мер, способствующих минимизации техногенного воздействия на биосферу;
• обеспечение экологических интересов при проведении внешнеэкономической деятельности;
• активное участие в международных научных проіраммах по устойчивому развитию.
В настоящее время основными направлениями международной деятельности России в области охраны окружающей среды являются:
• сохранение биоразнообразия;
• охрана озонового слоя;
• предотвращение антропогенного изменения климата;
• охрана лесов и лесовосстановление;
• борьба с опустыниванием;
• развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных территорий;
• обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;
• решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное загрязнение, проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Арктического региона);
• решение проблем Мирового океана.
К числу глобальных экологических проблем, требующих серьезного и глубокого изучения, следует отнести проблем)’ определения степени экологической устойчивости планеты в целом и ее отдельных частей. В связи с этим необходима активизация работ по моделированию экологически устойчивого развития названных систем, изучению и отбору наилучших из такого рода моделей. В решении этой проблемы Россия могла бы сьпрать ведущую роль.
Обшее представление о развитии России в будущем в значительной мере будет определяться не только ее собственными действиями в области устойчивого развития в ближайшие 10—20 лет, но и общим продвижением в решении данной проблемы в масштабах всей планеты. Достаточно полная гармонизация развития экономики, общества и природы возможна только на путях, реализующих идеи В. И. Вернадского о ноосфере.
Проблема будущего развития человечества, в конечном счете, неизбежно приведет его к необходимости формирования сферы разума (ноосферы), в рамках которой мерилом национального богатства будут духовные ценности и знания человека, живущего в гармонии с окружающей природной средой. При этом добиться полной гармонизации развития общества и природы только в России или какой-либо другой отдельной стране будет невозможно. Такая взаимозависимость стран в решении проблемы устойчивого развития делает достаточно условной этапизацию перехода России к полной модели устойчивого
развития, тем более условно выглядели бы мероприятия, предполагаемые к осуществлению за пределами первой четверти XXI века.
Рассматривая перспективы России в движении устойчивого развития, следует помнить о двух сторонах проблемы. Первая — перспектива, наши возможности. Здесь важно знать, что по количеству учтенных запасов и разнообразию полезных ископаемых Россия занимает ведущее положение в минерально-сырьевой базе мира. В недрах России, территория которой составляет 10 % суши земли, сосредоточено 13 % мировых запасов нефти, 35 — газа, 12 —угля, 27 — железных руд, значительная часть запасов золота, алмазов, цветных и редких металлов. Валовая потенциальная ценность выявленных и разведанных по состоянию на 01.01.95 г. запасов полезных ископаемых России многократно превышает суммарную ценность всех остальных природных ресурсов и основных фондов страны и составляет 28,6 трлн. долл. (табл.2.1). Доля России в мировом горнопромышленном производстве в 1994 г. превысила 14 %.
Месторождения в России залегают, как правило, в более суровых климатических зонах и при менее благоприятных горно-теологических условиях, однако это вполне преодолимые трудности. К тому же около половины территории России пока сохраняет естественное первоначальное состояние.
Вторая часть проблемы заключается в реалиях сегодняшнего дня. Развитые страны, население которых составляет около 1,2 млрд. человек (а все население планеты превысило 6 млрд. человек), владеют более 80 % общемирового валового продукта, а удельное потребление минерального сырья в них (в расчете на 1 % населения Земли) почти в 8 раз превышает уровень потребления развивающихся стран и в 3,8 раза — других стран.
Т а б л и ц а 2.2 ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РАЗВИТЫХ И БЕДНЕЙШИХ СТРАНАХ МИРА (1991 г.), %
|
Соотношение доходов 20 % населения земного шара в богатейших странах и 20 % населения беднейших стран: 30:1 — 1960 г.; 60:1 — 1990 г.; 74:1 — 2000 г. На долю 29 наиболее развитых стран мира, членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЗСР), приходится, %: 19 — населения мира; 71 — всемирной торговли; 58 — прямых иностранных инвестиций; 91 — пользователей Интернета. Ежедневный оборот на валютных рынках: 70-е гг. — 10-20 млрд. долл., 1998 г. — 1,5 трлн. долл.
К началу 1991 і: на ‘/ мирового народонаселения (развитые страны) приходилась приведенная в табл. 2.2 доля «жизненных благ».
Самые высокие темпы роста неравенства наблюдались в последние годы в странах Восточной Европы и СШ. в частности, в России доля доходов 20 % самых богатых в 11 раз выше доходов 20 % самых бедных граждан. В результате по индексу разви тия человестраны «выдают» примерно 75 % общего загрязнения планеты, в том числе США — около 25 %. Интересно привести данные о количестве токсичных промышленных отходов по некоторым развитым странам:
млн. т/год |
кг (год/чел.) |
|
ФРГ……………………………………. |
…………………… 5-10 |
80-160 |
Финляндия……………………….. |
……………………. 0,4 |
80-100 |
Франция……………………………. |
………………….. 2-17 |
40-140 |
Нидерланды…………………….. |
……………………. 1,2 |
70-100 |
Великобритания ……………… |
……………………. 4-7 |
70-120 |
США…………………………………. |
……………………. 57 |
250-300 |
Отсюда следуют два вывода:
1. Возможности (прежде всего экономические) развитых стран в проведении природоохранных мероприятий несравнимо выше возможностей других стран. Что касается России, то с современным бюджетом на природоохранные мероприятия она практически ничего не может выделить.
2. В развитых странах антропогенное воздействие на природу в десятки раз выше допустимого. В экологическом смысле классический капитализм едва ли является примером для подражания, как, впрочем, и все другие формации.
°му любое государство неспособно справиться с экологическими про — ^ »іами это природа государства. Пока же развитое страны должны зда — воп-° ^^ЬЧЛПЬ потребление природных ресурсов, причем по собственной можно* ^Подела1,Ься>> богатством с бедными странами. Но это вряд ли аоз — эпохи ншГ ШСаД’ И’ ВеР,1адский> сформулировав в начале века идею рое будет наДеялся на «повзрослевшее» человечество, кото-
мвляюша >1ШТЬ 8 полно® «Рмонии с природой как ее естественная сос — 30 природ " Т° Штае а8ад — И. Н. Моисеева прямо противоположно: борьба
и вряд ли в этой борьбе не будут te!<. Человечест^ С00ГВетсПіУІ(а! ііие средства, которыми располагает чело — ■преодолевать ин° * ЧВД1 и екрана в отдельности будут встречать, я непрерывных °готас®йние «физвсы, взлеты и падения — это будет путь Тем не менее сче**’8 * Усто1*чивое развитие. К этому надо быть готовым. Это сегодня выбм^^й1***41151^ ЧТ0 ПРОВОЗГЛашеННОе устойчивое развитие тис» как и рассмст*®1 ЧеЛовечеством п>ть к ноосфере. Устойчивое разви- *е WHe мЗГ!1вдшв^««~ии — в каком-то смыс — 6ЭТУт предложены каки1т°.Т0РЫМ НуЖЖ ст1’еМтъся- Возможно, в будущем тея^яоси, в том чисіе Д^ГИе ® любом случае практическая лея- ^ться постоянно. РасгмД Зтиетм ^ойчивого развития, должна осущесг — П^Ї!’ даже и то»® сториад** **>aTK0 неютоРЫе из предлагаемых программ,
возі«жно лишь пт, стяя^^ЛЄЛії связаниьк с выживанием человечества, системы, в качестве netmuv СООІВегиЧУ, гаЧей зкономшео-оргйнизадионяой фсргкжіу развитию можно Жірового сообщества на пути к ноос-
арствениого оргада, я«олн«™ ІЄНД°ВаТЬ СОЗДание специального межгосу — Оп^ВЄЧЄСТВа’ ®Д®ім из возмпжи™ *ХШ> кодае1~го Разума по спасению изаЧииОбьединевн(ковариантов может быть преобразование
оснГс^110^ »я^^^)в(^аЦИйОбадинеет^Наций основу шсалшхрешенияхданныйорпш должен
тоы пн ЄМУ д°лжнм входить меж^и^Г** ^зулкГата!< и оценках, поэтому в проблемам жизн™^!!,”!У! Ш0“исследоЕатепьские цен’
. —диипедеятельноста чеяовечества. Наош современные знания об отношениях природы и общества оказались недостаточ — имма для того, чтобы уверенно двигаться по пути к коосферному развитию — Исходя из этого Пфйсочередвыми задачами, стоящими перед названными выше центрами, должны быть следующие:
* проверка обоснованности raraw> ———-
fflTtr**..—
• определение узких мест в биосферном равновесии; — исследование демографического фактора;
• поиск новых нетрадиционных источников получения энергии, продуктов питания и конструкционных материалов;
• повышение продуктивности биологических ресурсов;
• определение ущерба от загрязнения окружающей среды;
• исследование экологических рисков и решение других вопросов.
В резолюциях второго Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, август 2002 г.) направление — водная среда и се рациональное, бережное использование — обозначено главной проблемой в мире сегодня.
При этом было оглашено несколько диаметрально противоположных концепций развития мира.
Какой из предлагаемых путей выберет человечество?
Такая неопределенность в значительной мере была связана с тем, что за последние 10 лет с момента первого саммита ■— Конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992 г.) — практически не было выполнено ни одно из принятых на нем конкретных решений.
Поэтому устроители этого саммита рекомендовали не принимать никаких деклараций, устанавливающих конкретные цели и сроки, а отдать приоритет новому формату — глобальному.
Налицо бессилие человеческого сообщества управлять своим развитием и установить разумное отношение к природе, т. е. создать «такую систему организации общества, при которой удовлетворение потребностей нынешнего поколения происходит не в ущерб возможностям удовлетворения потребностей будущих» (Британская энциклопедия).
В выступлении на Всемирной встрече в Йоханнесбурге Премьер-министр Российской Федерации М. М. Касьянов отметил, что «за годы после Конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мир кардинально изменился. Жизнь подтвердила тезис о многообразии моделей устойчивого развития, одна из которых реализуется сегодня в России. Опираясь на идеи Рио, мы должны выйти на новую стадию развития, сосредотачивая усилия на обеспечении роста экономики, социального прогресса и сохранения окружающей среды согласно принципам устойчивого развития.
Всех нас волнуют три вопроса, которые формируют цивилизацию сегодня и будут определять жизнь наших детей и внуков завтра.
Первое — вопросы экологии и нормальной среды развития. Россия как глобальный экологический донор играет и в будущем будет играть определяющую роль в поддержании глобального экологического равновесия. Вопросы экологии постоянно находятся в фокусе внимания правительства:
• в России находится четверть мировых лесных ресурсов, не тронутых хозяйственным освоением, что в растущей степени обеспечивает глобальную стабилизацию биосферы;
• Россия обеспечивает сохранность 20 % мировых запасов пресной воды. Кроме того, мы готовы предоставить развивающимся странам технологии, позволяющие решать проблемы Недостатка питьевой воды;
• выбросы парниковых газов за десятилетие сокращены в нашей стране более чем на треть (это примерно 60 % общего мирового сокращения).
Убежден, что итоги саммита в Йоханнесбурге привлекут внимание всего человечества к острейшим проблемам устойчивого развития и в итоге сделают наш мир более дружественным и безопасным».
В условиях, когда разрушена командно-административная система хозяйствования, а новая еще не создана, Россия имеет реальные предпосылки первой в мире перейти на ноосферный путь развития и стать своеобразным «полигоном» мирового сообщества по отработке отдельных элементов такого развития.
Главной целью предлагаемого социализма является создание высоконравственного социально справедливого и процветающего обществе с благоприятней средой обитания. Дія достижения данной цели в стратегическом плане наши действия должны быть направлены на духовное возрождение общества^ обеспечение экологической безопасности настоящего и будуи1ег0 п0~ колений; удовлетворение материальных потребностей общества; сохранение И воспроизводство природных ресурсов в необходимых масштабах: обеспечение национальной безопасности.
Для осуществления движения по пути к экологически безопасном)’ обществу следует:
• создать в Российской Федерации систему мониторинга, с помощью которой можно было бы получать объективную информацию об источниках за~ і-рязнения окружающей природной среды, о качестве среды обитания и продуктов питания, а также прогнозировать экологические последствия того или иаого вмешательства в природу;
определить фактические и предельно допустимые нагрузки антропогенного воздействия на отдельные природные системы, животный и растительный мИр на территории России;
• составить прогноз состояния природной среды на длительную перспективу; разработать генеральный план действий по экологическому оздоровлению
°ссии на различных уровнях управления: президента, Федерального собра — ния и правительства Российской Федерации, республик и местных терРи" ториальных органов;
■ осуществить зонирование территории России с выделением особо охр»®1′ емьк территорий (заповедников, заказников, государственных памятников ПРИ"
роды, водоохранных зон, лесов первой категории и т. д.) С режимом природопользования, соответствующим их статусу. Для сохранения биологического разнообразия и поддержания естественного хода природных процессов следует увеличить количество природных заповедников, доведя их площади до 3— 4 % территории России;
• создать зоны ноосферного развития для отработки отдельных элементов жизнеобеспечивающей системы, безопасной для здоровья населения и окружающей среды;
• установить в законодательном порядке долю валового национального продукта, которую готово выделить общество для решения экологических проблем.
Важная роль при переходе на ноосферный путь развития принадлежит экологизации хозяйственного механизма управления экономикой. Под этим термином понимается поэтапная, рассчитанная на несколько лет перестройка экономики в соответствии с принципами ноосферного развития при неизменном приоритете прав человека на здоровую среду обитания. Перестройка должна осуществляться с широким применением прямых и косвенных методов экологического регулирования. К ним относятся; установление экологических ограничений на хозяйственную деятельность; создание систем экологической сертификации продукции, услуг и иных объектов; заявление о воздействии на окружающую среду; лицензирование хозяйственной и иной деятельности; комплексная эколого-экономическая экспертиза; создание экологически справедливого рынка; коренное изменение налоговой политики; экологическое страхование; учет экологического фактора при экономической оценке хозяйственных решений; создание эколого-правовых отношений.
Особая роль в экологизации хозяйственного механизма принадлежит коренному изменению налоговой политики и созданию экологически справедливого рынка. Существующая налоговая политика носит чисто фискальный характер н направлена на пополнение бюджета. Никакой стимулирующей роли она не играет.
Экологический аспект устойчивого развития России предусматривает реализацию мер, которые были бы направлены на обеспечение динамического равновесия в развитии природопользования, позволяющего смягчить (а в перспективе и снять) противоречия между потребностями общества в природных ресурсах н возможностью их удовлетворения при сохранении природноресурсного потенциала. В практической реализации этих задач важнейшее место отводится формированию действенных нормативно-правового и экономического механизмов регулирования природопользования. В содержание понятия «экономический механизм регулирования природопользования» вкладывается взаимосвязанная система экономических мер, опирающаяся на юридическую, методическую и нормативную основы, реализуемая через спецн — альные организационные структуры и направленная иа обеспечение рационализации природопользования в полном соответствии с государственной концепцией развития природоохранной деятельности. Экономический механизм регулирования природопользования включает в себя реализацию ряда основных мероприятий:
• планирование природоохраны на основе федеральных и региональных экологических программ с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов;
■ финансирование экологических программ и мероприятий;
• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;
• установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
• предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ИМИ эффективных мер ПО охране окружающей природной средь, и повышении экологической безопасности производства;
• возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровЬ10 человека в соответствии с нормами гражданского законодательства.
Платность как основа экономического механизма регулирования прцр(>_ допользовашія включает в себя две составные части:
• плата за пользование (изъятие) природных ресурсов;
• плата за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды вред, ного воздействия.
Плата за использование (изъятие) природных ресурсов взимается за пра^ пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.
Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов j, другие виды загрязнения взимается в пределах установленных лимитов; свер^ установленных лимитов.
Для оперативного решения неотложных природоохранных задач сформировач и действует Федеральный экологический фонд Российской Федерации.
Последние годы в России (да и во всем мире) повышенное внимание уде, ляется различным природным катаклизмам, уносящим жизни многих людей ^ причиняющим огромные разрушения. Статистические данные о чрезвычайные ситуациях (ЧС) в Российской Федерации свидетельствуют о том, что набліо. дается тенденция увеличения количества и рост масштабов последствий крупных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Основными причинами роста количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций являются недопустимо высокий уровень износа основных производственных фондов в проМЫЩ — ленности и на транспорте; чрезмерная концентрация опасных производств на небольших площадях с высокой плотностью населения; интенсивное хозяйственное освоение территорий, подверженных опасности природных чрезвычайных ситуаций; резкое ослабление системы управления безопасностью в производственной сфере; отсутствие экономических механизмов обеспечения безопасности, а также целостной нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от промышленных аварий, стихийных бедствий и катастроф.
Если не принимать адекватных мер, следует ожидать дальнейшего роста числа и величины ущерба от ЧС. Очевидно, что в скором времени экономика страны не выдержит расходов по ликвидации их последствий. Необходимо как можно скорее перейти от практики реагирования на ЧС и ликвидации их последствий к предупреждению ЧС, снижению природных и техногенных рисков и превентивному управлению безопасностью. Решение этой проблемы возможно лишь при наличии надежной оценки и прогноза природных и техногенных рисков.
Необходимая основа для количественной оценки рисков в регионе — комплексный анализ данных о существующих источниках опасности различной природы; масштабах проявления, частоте, интенсивности, степени изученности неблагоприятных природных процессов и явлений; количественных характеристиках потенциально возможных техногенных чрезвычайных ситуаций; подверженности населения, хозяйственных объектов и окружающей среды выявленным опасным воздействиям, их чувствительности к этим воздействиям и защшцениости от них; видах и размерах возможного ущерба.
Знание количественных характеристик рисков различной природы позволит сравнивать эффективность различных мер по снижению рисков и обеспечению безопасности территорий.
В соответствии со сложившейся отечественной и мировой практикой в наиболее общем случае количественная мера риска равна произведению вероятности реализации события на величину ущерба (т. е. математическому ожиданию ущерба);
И І-1 |
(2.2)
Здесь R — уровень риска; W. — возникновение опасного события /-го вида или типа; У. — величина ущерба при і-м событии; п — число возможных типов опасных событий для рассматриваемого объекта или территории.
В заключении следует отмешть, что действующий нормативный документ ИСО/МЭК 51 «Руководящие положения по включения аспектов безопасности
в стандарты» определяет концепцию нормирования безопасности путем за^ ния риска следующим образом;
• с повышением технической сложности продукции возрастает роль безо, пасности;
■ абсолютная безопасность не может быть обеспечена, объект может только относительно безопасен;
• требования к уровню безопасности формируется на основе «приемлемо^ риска», связаны с социально-экономическим состоянием общества и являют ся производственными ЭТОГО состояния;
• определение риска осуществляется путем выявления различных фактор0^ влияющих на безопасность, и их количественной оценки;
• риск не должен превышать уровня, достигнутого для сложных техиичес. ких объектов С учетом природных Воздействий;
• риск должен быть снижен настолько. Насколько это практически достичь* МО в рамках соответствующих ограничений (принцип ALAP — As А* Possible);
• не должно быть составляющих риска, резко превышающих ДРУ™6 принципа равнонадежности, применяемого при обеспечении надежности из