Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

В 70-90-е годы во всем мире рассматривались вопросы устойчивого раз­вития общества, которые были обобщены на Конференции ООН по окружа­ющей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992). Под устойчивым развитием понимался такой прогресс человечества, который обеспечивал бы необходи — мый баланс между решением социально-экономических проблем и сохране­нием окружающей среды во благо нынешнего и будущих поколений людей — Важно, что при этом экономический рост достигается не за счет разрушения биосферы и того, что принадлежит будущим поколениям. В противном случае человечество ожидает неизбежная, экологическая катастрофа. Устойчивое развитие как развитие, обеспечивающее равенство интересов настоящего и будущих поколений, должно удовлетворять определенным социальным, эко­номическим и экологическим требованиям.

Международная общественность обратила внимание на глобальную проблему человечества, связанную, с одной стороны, с ограниченностью природно-ре­сурсного потенциала и, с другой — с необходимостью обеспечения экономи­ческого роста в масштабах, покрывающих потребности все возрастающего населения. Констатировано, что основа устойчивого развития общества в дол­госрочной перспективе состоит в обеспечении сбалансированного решения социально-экономического развития общества с сохранением благоприятного состояния окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удов­летворения жизненных потребностей нынешнего и будущих поколений.

6 Декларации Конференции ООН по среде обитания человека, принятой в Стокгольме, постулированы три основных документа:

1. Декларация, в которой провозглашены основные принципы. Пять из них посвящены правам человека, роли женщины, молодежи и местных общин, а также интересам народов, живущих в условиях угнетения. Еще три принципа піасят о необходимости поддержания мира и мирного решения споров. Семь принципов касаются устойчивого развития, а все остальные затрагивают по­литику государств и международное сотрудничество в области охраны окру­жающей среды и регулирования использования природных ресурсов.

2. Повестка дня на XXI в. Содержание ее включает четыре раздела: соци­альные и экономические аспекты; сохранение и рациональное использование ресурсов в целях развития; укрепление роли основных групп населения; сред­ства их осуществления.

3. Документ иод названием «Не имеющие обязательной силы заявления с изложением принципов для глобального консенсуса в отношении рационального использования, сохранения и освоения всех видов лесов». В нем собраны в виде компактных формулировок известные положения о том, что леса надо эксплуатировать разумно и бережно, своевременно восстанавливать и защи­щать, поскольку они являются одним из ключевых компонентов материковых экосистем, играют большую роль в формировании благоприятного климата. Отмечено, что «экология без экономики — это всеобщая нишета». Поэтому широкое признание получили сформулированные на конференции принципы ус­тойчивого развития:

* экономическое развитие в отрыве от экологии ведет к превращению плане­ты в пустыню;

‘ упор на экологию без экономического развития закрепляет нищету и не­справедливость;

• равенство без экономического развития означает нишету для всех;

• экология без права на действие становится частью системы порабощения; право на действия без экологии открывает путь коллективному и равно ка­сающемуся всех самоуничтожению.

Существуют и другие мнения о компонентах устойчивого развития. Так, акад. Н. Н. Моисеев предлагает свою триаду в теории устойчивого развития:

1) природные условия и ресурсы, доставшиеся нам от предков; 2) экологиче­ская структура; 3) культура общества, включающая в себя образование, ду­ховный мир человека и идеалы нации.

Социально-эквномический аспекттребований к модели устойчивого развития предопределяет реализацию в глобальном масштабе комплекса мер, направ­ленных на борьбу’ с нищетой, изменение структуры потребления; регулирование роста населения; сохранение здоровья человека; содействие устойчивому раз­витию регионов; мемщународное сотрудничество в области охраны окружаю­щей среды; учет экологических требований при принятии социальных и эконо­мических решений.

Экологический аспект устойчивого развития предполагает широкий круг мер, направленных на защиту окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов: атмосфдэы, земельного и водного фондов; борьбу с опу­стыниванием и засухой; сохранение биологического разнообразия; экологически безопасное применение биотехнологии и токсичных химических веществ; ре­шение проблемы отходов. Реализация указанных іребований должна обеспе­чить динамическое равновесие в развитии, позволяющее снять известные про­тиворечия между потребностями общества в природных ресурсах и возмож­ностями их удовлетворения при сохранении природноресурсного потенциала.

Индикаторами, характеризующими этапы перехода и степень приближения к модели устойчивого развития, могут служить:

• уровни снижения антропогенной нагрузки на природную среду отдельных регионов, стран, континентов и планеты в целом;

• масштабы реальных позитивных результатов решения проблемы сохране­ния и восстановления природных комплексов, отдельных видов природных ресурсов, улучшения среды обитания человека;

• размеры уменьшения диспропорций между объемами совокупного нацио­нального богатства, приходящимися надолго различных социальных групп, слоев населения, регионов и тл.;

• объемы возрастания совокупного национального богатства страны при соб­людении оптимальных пропорций между такИ№ его элементами, как окру­жающая среда, природные ресурсы, национальное имущество, квалификация работающих, духовные ценности.

Критерий оптимальности названных пропорций будет зависеть от выбранной концептуальной схемы (основополагающей идеи) устойчивого развитая. В слу­чае если концептуальная схема будет строиться на принципах экологизашШ

хозяйственной деятельности, то устойчивое развитие, в конечном счете, све­дется к увеличению удельного веса национального имущества и, следова­тельно, трансформируется в модель экономического роста. Если в качестве концептуальной схемы будет выступать сохранение биосферы и локальных экосистем, то рост национального имущества будет сталкиваться с ограниче­ниями, предполагающими формирование оптимальных потребностей для бу­дущих поколений. И, наконец, если в качестве концептуальной схемы будет выступать проблема формирования ноосферы, то при сохранении указанных ограничений дополнительно должны действовать требования увеличения удельного веса таких социальных элементов национального богатства, как квалификация работающих и духовные ценности.

В основу концепции устойчивого развития положена идея динамично-сба­лансированного развития триады — экономика, природа, общество. При этом масштаб и характер мер, обеспечивающих необходимый динамизм и сбалан­сированность, определяются в каждом конкретном периоде стартовыми ус­ловиями через показатели и параметры, характеризующие текущее состояние данной триады.

Известно, что процессы развития в отличие от других изменений характе­ризуются наличием трех свойств: необратимостью, направленностью и зако­номерностью изменений, в результате чего и появляется все новое.

В результате мировое сообщество и его составные части — регионы — обеспечивают равновесие условий жизни, функционирования хозяйственных, социально-экономических, экологических систем, триады человек — природа общество.

В последние два десятилетия XX века мировая экономика развивалась в целом успешно. Экономические показатели развития свидетельствуют о том, что мир, перейдя к инновационному типу развития, в целом процветает. За десятилетие (1980-1990 гг.) объем производства материальных товаров и ус­луг увеличился примерно на ‘/5. Валовой внутренний продукт мира увеличился с 1980 по 1990 гт. с 15 до 20 трлн. долл. (в пенах 1990 г.). В 1994 г. он составил уже более 24 трлн. долл.

За 1981-1990 гг. среднегодовой показатель роста экономики мира составил 2,8 %. Ощутимый вклад в высокие темпы развития вносят страны Юго — Восточной Азии и Китай, в которых годовой рост экономики в середине 90-х годов составлял 5-12 %. С 1996 г. начались положительные изменения и в странах с переходной экономикой. В 1996 г. годовой показатель роста у них был равен уже 2 % в сравнении с 15 % падения в 1992 г. Экономический при­рост сопровождался созданием миллионов новых рабочих мест. За 1980-1995 гг. экономически активное население, мира увеличил ось примерно на 0,5- 0,6 млрд. человек, однако уровень безработицы не возрос. Значительно повыси­лось и качество жизни населения планеты исходя из объемов товаров и услуг, производимых в расчете на одно жителя земли.

В России в последние годы термин «устойчивое развитие», как и всевоз­можные программы устойчивого развития, стал широко распространенным и потому несколько обесцененным и расплывчатым. Надежды на саморегули­рование развития российской экономики при открытии шлюзов рыночных от­ношений оказались тщетными. Превалирует мнение не только о целесооб­разности, но и необходимости государственного регулирования социально-эко­номического развития страны как на макроуровне, так и мезоуровне и даже территориальном мшфоуровне. Диспропорции в хозяйственном комплексе, уров­не жизни населения России столь велики, что грозят целостности страны и устойчивости национальной экономики как системы.

Бесспорно, приоритетом регулирования макропропорций национальной эко­номики является решение общероссийских проблем. Однако для условий Рос — сяи с ее таощадью в ]7млн. км2 и населением в 145 млн. человек чрезвычай­но ваэкньшропорниимежрегиовальныеивнутрирегиональные. Цели региональ­ного развития не сводятся только к целям рыночной экономики получению прибыли. В них содержится, прежде всего, многовековое стремление челове­чества к возобновлению, воспроизводству жизни но в улучшенных условиях. А это предопределяется пропорциями развития хозяйства территории, кото­рые регулируются региональными властями и органами местного самоуправ­ления Их миссия состоит в следующем:

♦ поддержание сферы жизнедеятельности человека, качества жизни на кон­кретной территории;

» устранение несбалансированности хозяйства, кризисных явлений на тер­ритории с позиций условий жизни, эффективной структуры мест приложения труда, обеспечения рациональной занятости населения как основного источ­ника его доходов;

• поддержание на территории самоокупаемой экономики, ее роста как базы воспроизводства населения и т. д.

Своеобразие экологической обстановки в нашей стране состоит в том, что в течение ряда лет хозяином всего в стране было государство, подчинявшее глобальным политическим амбициям всю экономическую и социальную по­литику. При этом экологические вопросы во внимание не принимались, а про­водился курс на ускоренное изъятие природных богатств. В результате отсутствие ответственности и чувства хозяина у населения страны и, в силу этого, хищническое отношение к природным ресурсам. Промышленное стро­ительство проводилось колоссальными темпами. Низкую эффективность сель­ского хозяйства пытались компенсировать значительным расширением посев­ных площадей, массовым неквалифицированным применением удобрений и

ядохимикатов, а также природоразрушающих технологий мелиорации. Мили­таризация экономики и резкий перекос промышленности, особенно в после­дние десятилетия, в сторону военно-промышленного комплекса привели к рез­кому торможению обновления основных производств и социальной сферы. Результатом этого явилось старение основных фондов, повышение их небла­гоприятных воздействий на природу.

Принимались волюнтаристские, экологически неоправданные дорогостоящие решения (каскады гидроэлектростанций на равнинных реках, перекрытие Кара — Богаз-гола, ЦБК на Байкале, планы поворота северных рек, ленинградская дамба и др.).

Экологическое воспитание отсутствовало, а экологические проблемы, су­ществующие в стране, замалчивались. В результате деятельности человека в районе ряда крупных городов многократно превышены фоновые концентрации многих токсичных веществ. Так, в Свердловской области это относится к Ревде и Первоуральску, Красноуральску и Кировіраду, Нижнему Тагилу и некото­рым другим. Почвы в районе бытовых и промышленных свалок насыщены свинцом на порядок выше допустимых концентраций, атакже цинком, кадми­ем и другими тяжелыми металлами. Объемы свалок твердых отходов извест­ны лишь приблизительно, как и территории, занятые этими свалками. В произ­водстве и накоплении твердых отходов в расчете на душу населения России:

Вид отходов

Накоплено, т

Образуется ей

Горная порода………………………………..

…………….. 53

176

Зшошлаки…………………………………………

……………. 0,27

3,5

Галит………………………………………………….

……………. 0,25

2,2

Фосфогипс………………………………………..

……………. 0,06

0,47

Отходы черной металлургии………..

…………….. 0,4

2,8

Отходы цветной металлургии………

…………….. 0,5

1,4

На душу населения накапливается ежегодно 0,5-0,7 т бытовых отходов. Из них перерабшывается не более 3 %. Накоплено более 1 млрд. т металлолома. И таких примеров много.

Всероссийский съезд по охране природы (июнь 1995 г.) рассмотрел концепцию перехода России на модель устойчивого развития. Заметим, что идея устой­чивого развития как гармоничное сочетание жизненных интересов людей и разумного расходования природных ресурсов уже давно обсуждалась нашими отечественными учеными (В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Д. И. Мен­делеев и др.). В 1995 г. Правительственная комиссия по окружающей среде и природопользованию Минэкономики России с участием заинтересованных министерств и ведомств опубликовала концепцию перехода Российской Феде­рации на модель устойчивого развития.

В обобщенном виде эта концепция должна исходить из последовательной реализации взаимосвязанных основополагающих идей:

• экологизация хозяйственной деятельности в процессе увеличения в струк­туре национального богатства удельного веса национального имущества, обес­печивающего поддержание необходимого экономического роста страны и ре­шение наиболее острых социальных проблем;

• сохранение и восстановление биосферы и ее локальных экосистем при ог­раничении роста природоемких элементов национального имущества и уси­лении ориентации на разумные потребности будущих поколений с учетом со­стояния природно-ресурсного потенциала;

• формирование ноосферы на основе реализации двух предыдущих концеп­туальных схем развития и обеспечение роста национального богатства преи­мущественно за счет повышения квалификации работающих и возрастания духовных ценно стей.

Такая последовательность определяется современной социально-эконо­мической и экологической ситуацией и возможностью трансформировать кон­цептуальные положения в реальный национальный план действий. Излагаемая концепция должна рассматриваться как исходное направление действий для формирования такого плана, в котором в конкретной и конструктивной форме должны раскрываться целевые ориентиры и механизмы развития на ближай­ший период к перспективу, обеспечивающие поэтапную реализацию постав­ленной задачи и позволяющие осуществить в итоге переход Российской Феде­рации на модель устойчивого развития:. Это длительный процесс, и обеспе­чить развитие в рамках этой модели можно лишь при учете интересов нынеш­него и будущего поколений. В процессе перехода будут меняться не ТОЛЬКО интересы общества» но и само представление об устойчивости развития.

В рамках сегодняшних представлений реализация концепции перехода к мо­дели устойчивого развития может быть осуществлена в три этапа — На первом этапе с 1996 по 2000 год— следовали первоочередные задачи, связанные с переходом к модели устойчивого развития и состоящие в основном в прео­долении нынешней кризисной ситуации в социально-экономической сфере, со­здании надлежащей, нормативно-правовой базы по экологизации производства и других сфер деятельности общества. Эти задачи выполнены лишь частич­но. На втором этапе с 2001 по 2015 год — возможна реализация ряда эле­ментов устойчивого развития в рамках экологизации процесса социально-эко­номического развития России, что позволит в основном осуществить ВЫХОД на нормативный уровень состояния оіфужающей среды. На третьем этапе — 2016 — середина XXI века ■— должна решаться проблема гармонизации раз­вития общества, экономики и биосферы на планете Земля. Данный этап сле­дует рассматривать как весьма условный период, дающий самые общие пред — ставлення о развитии России в будущем, при условии, что процесс устойчиво­го развития будет реализовываться в соответствии с мероприятиями, предус­мотренными на двух предыдущих этапах.

Рассматривая состояние экономики РФ, следует отметить, что за послед­ние годы существенно снизились объемы валового внутреннего продукта, про­изводства промышленной и сельскохозяйственной продукции, капитального строительства. Значительный спад производства и другие кризисные процес­сы усугубили структурные диспропорции в экономике, обусловили снижение экономической эффективности. Произошло дальнейшее «утяжеление» струк­туры промышленности, ослабла социальная направленность производства. Увеличилась аварийность в промышленности и на транспорте во многом из-за старения основных производственных фондов.

Пока не достигнута одна из основных целей перехода к рыночным от­ношениям: более тесная привязка структуры производства к структуре спро­са, хотя наметились некоторые позитивные сдвиги в этом направлении. Тор­мозом активных структурных преобразований является неблагоприятный ин­вестиционный климат, несовершенное и нестабильное законодательство, не­достатки в системе приватизации.

Развитие кризисных явлений в экономике усугубляется неотлаженностью хозяйственного механизма. В наиболее яркой форме это проявляется в про­блеме неплатежей, решение которой, равно как и финансового оздоровления экономики, в целом должно было стать одной из ключевых задач первого эта­па перехода к модели устойчивого развития.

На современном этапе развития российского государства социальные про­блемы, подлежащие решению в рамках концепции устойчивого развития, обо­стрились.

Рост цен на потребительские товары и услуги определил «объединение» на­селения России, что стало причиной значительного увеличения расходов на продовольственные товары по всем группам семей с различным уровнем сред­недушевых расходов, оіраничило спрос на непродовольственные товары и услуги, обусловив в целом негативные изменения в уровне жизни населения, особенно у малообеспеченной его части. На высоком уровне остается диффе­ренциация доходов различных групп населения.

За последние годы значительно обострилась ситуация на рынке труда, в ре­зультате чего возросла угроза массовой безработны. Тревогу вызывает со­кращение численности занятых в наукоемких и социально ориентированных отраслях промышленности. Фактором дальнейшего ухудшения ситуации на рынке труда является наличие скрытой (потенциальной) безработицы.

Глубокий кризис переживает жилищное строительство из-за сокращения фи­нансовых возможностей государства и большинства населения. Необходимость

обустройства беженцев, военнослужащих и части северян дополнительно обо­стрила жилищную проблему в России.

Кризисные явления в экономике существенно затронули систему образования. Это проявилось в дальнейшем ухудшении материально-технической базы об­разовательных учреждений, росте социальной незащищенности пре­подавателей, снизился уровень экологического образования.

Из-за кризисного состояния экономики и ужесточения бюджетных oipa — ниченийвозникли предпосылки дальнейшей деірадашш деятельности системы здравоохранения и состояния здоровья населения. Увеличилось число заболе­ваний, непосредственно связанных с обострением экологической обстановки в ряде городов и районов.

Экологическая ситуация в России уже многие годы остается далеко не­благополучной. Неоправданно высокие выбросы загрязнений в окружающую среду и нерациональное природопользование, наряду с сырьевой ориентацией экспорта, во многом обусловливают приближение экологического кризиса в ряде регионов. Уровни загрязнения воздуха в 86 городах общей численностью населения около 40 мин. человек зачастую превышают допустимые нормы в 10 и более раз. Не отвечает установленным требованиям около V, проб воды из водоемов России, используемой для питьевого водоснабжения, свыше 75 % отходов производства имеют разную степень токсичности. Значительные пло­щади земель подвержены водной, ветровой эрозии, загрязнены азотными со­единениями, тяжелыми металлами, болезнетворной микрофлорой. Все это привело к увеличению загрязнения продуктов питания в концентрациях, опас­ных для здоровья.

Общее требование к модели устойчивого развития — обеспечение гармо­ничного сочетания социально-экономических и экологических приоритетов развития общества в настоящем, среднесрочной и долгосрочной перспективе. При этом существенно то, что, несмотря на экологическую ориентацию, про­блема устойчивого развития остается в целом социальной и экономической.

В соответствии с моделью устойчивого развития такие цели, как достиже­ние устойчивого экономического роста, сохранение природных комплексов, устранение социальной несправедливости являются для общества во многом взаимодополняющими, хотя приоритеты каэдой из них в разные периоды мо­гут меняться. Последнее определяется тем, что устойчивое развитие —■ по­нятие динамичное, и на каждом этапе может существенно меняться представ­ление о нем. Поэтому зафиксировать общее представление об устойчивом развитии можно только на концептуальном уровне. Сам же процесс перехода на модель устойчивого развития будет в определенном смысле перманентным, и, по сути, должен осуществляться непрерывный переход от од ной версии модели к другой — Развитие общества по каждой из этих версий будет пред — ставлять собой процесс устойчивого развития, удовлетворяющий требовани­ям текущего периода и возможностям развития в будущем.

Основными требованиями перехода к модели устойчивого развития в Рос — сии на ближайший период являются оживление экономического развития с приданием ему нового качества, обеспечивающего сохранение природно — ресурсного потенциала, удовлетворение основных потребностей в трудо­устройстве, продуктах питания, чистой воде и энергии. Для реализации этих требований необходимы интеграция и гармонизация экономических, социальных и экологических аспектов процесса принятия решений на всех уровнях. В бли­жайшей перспективе основной целью осуществления перехода к модели ус­тойчивого развития должно стать завершение социально-экономической пере­стройки общества, а важнейшим средством ее достижения структурная пере­стройка.

Для оценки степени приближения к модели устойчивого развития и эф­фективности, выбранных для этого средств должны устанавливаться целе­вые ориентиры и ограничения и определяться процедуры общественного контроля за их достижением. Целевые ориентиры должны быть выражены в показателях, характеризующих качество жизни, уровень экономического раз­вития и экологическое благополучие в динамике. Причем, несмотря на свой комплексный (системный) характер, эти показатели должны быть достаточно просты и сопоставимы с показателями, применяемыми международным сооб­ществом.

Ограничения в рамках модели устойчивого развития могут выражаться в тех же единицах, что и целевые ориентиры, однако количественные их зна­чения не должны превышать пороговые уровни. Эти показатели должны ха­рактеризовать те уровни, при которых возможно обеспечить безопасное раз­витие России в экономическом, социальном, экологическом, военном и любом ином аспекте.

Среди показателей, характеризующих качество жизни с позиций устойчивого развития, моїут быть названы: продолжительность жизни человека (ожидае­мая при рождении и фактическая); уровень знаний и образовательных навы­ков; доход, измеряемый величиной ВВП на душу населения; уровень занятос­ти. Одной из серьезных характеристик качества жизни и социальной защи­щенности граждан мог бы служить показатель, отражающий размеры их соб­ственности, в частности доля национального богатства, находящаяся в соб­ственности іразкданина, а также наиболее обеспеченных и малообеспеченных групп населения.

Достижение определенного уровня экономического развития в соответствии с настоящей концепцией рассматривается не как самоцель, а как средство достижения социального развития и экологической безопасности российского общества. С учетом этого принципа для экономической сферы формируется система целевых параметр® и ограничений исхода из того, что эффективной может быть признана экономика, обеспечивающая удовлетво — рение потреб­ностей в области питания, здравоохранения, жилища, образования и других разумных жизненных потребностей при одновременном уменьшении удель­ных расходов сырья и энергии и соїфащении производства отходов. То есть переход к модели устойчивого развития требует экологической ориентации, достигаемой путем повсеместного и постоянного учета экологического фак­тора при принятии решений. Показателями, определяющими степень экологи­зации хозяйственной деятельности, может служить система показателей при — родоемкости экономики, характеризующих уровень потребления того или ино­го вида природных ресурсов на единицу продукции конечного потребления.

В качестве целевых параметров и общественных ограничений устойчивого развития в экономической сфере могут устанавливаться рациональные нормы потребления (пищи, воды, лесоматериалов, минеральных ресурсов и т. п.) на душу населения; рациональные уровни удельного (на душу населения и едини­цу ВВП) потребления анергии, производства коммунальных и промышленных отходов, а также ядериых отходов на душу населения и на единицу вырабаты­ваемой энергии.

Достижение экологической устойчивости и сохранение на этой основе при­родно-ресурсной базы для настоящего и будущих поколений требует не только осуществить экологизацию экономики, ной обеспечить охрану природных жиз­необеспечивающих систем, сохранение биологического разнообразия. Для охраны жизнеобеспечивающих систем необходима комбинация деятельности по предотвращению загрязнения, восстановлению и поддержанию целостнос­ти экосистем, развитию всевозможных охранных зон. Решение этой пробле­мы означает возврат долгов природе и введение социально-экономического развитая в экологически безопасные рамки, которые определяются возмож ностями природно-ресурсного потенциала регионов, емкостью их природних комплексов.

В состав целевых параметров устойчивого развития должны быть вклю чены показатели, характеризующие состояние природных сред, экосистем охраняемых территорий, достигнутый прогресс в этой сфере деятельности, также меры по снижению антропогенного воздействия. Контроль по этой гру® параметров должен осуществляться по показателям качества атмосферы, в<у > площади земель, находящихся в естественном и измененном состоянии, а та

ИЙ И ЖИВОТНЫХ, H0XO-

площади лесов и их состоянию, количества ведов растений и >: дящихся под угрозой вымирания или истребления и др. благо-

Обобщающим показателем отношения общества к экологическому получше может быть размер средств, направляемых на реализацию пр охранных мер, в сопоставлении с объемом производимого валового в

него продукта. При решении проблемы сохранения и рационального исполь­зования природно-ресурсного потенциала могут выступать показатели при — родоемкости отдельных видов производств и технологий, а также показатели обеспеченности природными ресурсами в расчете на единицу территории, душу населения или выражающие соотношение между потребностью и наличием природных ресурсов.

Предлагаемые ограничения и характеризующие их показатели должны быть установлены в рамках предельно допустимых антропогенных воздействий на окружающую природную среду по различным их видам, как в абсолютном выражении, так и в расчете на душу населения и единицу ВВП.

Переход к устойчивому развитию должен опираться на эффективное ис­пользование новых экономических условий. К ним, в частности, относится переход к федеративной модели государственного устройства, результатом чего является партнерство между центром и регионами — субъектами РФ, их относительная экономическая самостоятельность.

В наметившийся сейчас период стабилизации производства и выхода стра­ны из экономического кризиса необходимо стремиться предотвратить рост ресурсопотребления и создать условия для реализации устойчивой тенденции снижения ресурсоемком!! всего народного хозяйства и его отдельных отрас­лей.

В концепции определены генеральные направления перехода к модели ус­тойчивого развития. Одной из главных целей устойчивого развития является достижение социальной стабильности, необходимое условие которой — нали­чие демократических прав и свобод граждан. Возможность реализации кон­ституционно гарантированных прав и свобод граждан России является важ­нейшим направлением развития демократической системы и перехода к мо­дели устойчивого развития.

Достижение социальной стабильности невозможно без участия широких сло­ев общества в разработке соответствующей политики и общес твенного конт­роля за ее реализацией. Выполнение этого принципа требует предоставления населению России всей необходимой информации по вопросам окружающей среды и общественно-экономического развития.

Важным направлением укрепления демократической системы является уси­ление роли основных социальных груш населения в осуществлении социально — экономических преобразований для обеспечения устойчивого развития. Боль­шое значение в реализации этого направления отводится участию женщин во всех сферах деятельности общества. Хотя образовательный уровень женщин во всех сферах деятельности в целом выше, чем у мужчин, их роль в принятии решений все еще ограничена социально-экономическими условиями и пове­денческими стереотипами.

Особое место в реализации идей устойчивого развития принадлежит мо­лодежи. Перспективные программы должны ей гарантировать безопасное бу­дущее, поэтому молодежи необходимо предоставлять возможность участво­вать в принятии решений. Следует также уделиіь серьезное внимание COB^J — гаанствованию образования молодежи, в тем числе экологического.

Россия многонациональна, и коренное население регионов должно принимать активное участие в решении проблем размещения крупных производств на территориях традиционного проживания. Необходимо принимать меры по со­хранению культуры и традиций этих народов.

Укрепление демократической системы предполагает участие неправи­тельственных организаций в формировании политики и принятии решений, на­правленных. на достижение устойчивого развития. Особенно актуально во­влечение российских предпринимателей, для чего необходимо создать усло­вия, позволяющие эффективно использовать все самое ценное и передовое из накопленного опыта ведущих фирм мира в области сохранения окружающей природной среды. Это тем более важно, что наша страна переживает период реструктуризации хозяйства, формирования новых отношений собственности и социально ориентированной финансово-экономической политики.

Важнейшим направлением деятельности по обеспечению устойчивого раз­вития является экологизация экономики. Здесь важен не только постоянный учет экологического фактора при принятии конкретных решений, но и понима­ние того, что развитие экономики должно осуществляться масштабами и тем­пами, которые позволили бы удовлетворять разумные потребности человека при обеспечении воспроизводства возобновляемых и экономии не возобновля­емых природных ресурсов. Это требует взаимоувязанных изменений в струк­туре производства и потребления и осуществления ряда мер, важнейшими из которых являются:

• формирование правовых, экономических и организационных условий для рационального природопользования включая экологизацию экономического механизма;

• создание научно-технического потенциала для перевода экономики на при­родосберегающую основу;

• формирование прогрессивной структуры общественного производства, ори­ентированной на увеличение доли продукции конечного потребления;

• создание замкнутых производственных циклов при минимизации произ­водственных отходов;

• экологизация системы норм и нормативов, а также деятельности в области

стандартизации;

• совершенствование структуры экспорта;

• упорядочение системы учета производства продукции В целях более Пол­ного отражения в ней стоимости природных ресурсов;

• формирование рациональной региональной структуры экономики.

На ближайший период важнейшим направлением преобразования произ­водства в целях переориентации на модель устойчивого развития следует счи­тать проведение его структурной перестройки. На смену ресурсо — и энер­гоемким малоавтоматизированным производствам должны придти наукоем­кие высокотехнологичные автоматизированные производства. Важным эле­ментом такого рода структурных преобразований должна стать конверсия оборонных отраслей и предприятий. Целевые ориентиры таких преобразова­ний и их основные направления должны быть разработаны в про грамме струк­турной перестройки экономики России, носящей постоянно обновляемый ха­рактер.

Проірамма структурной перестройки должна быть ориентирована на:

• осуществление межотраслевых структурных сдвигов в пользу отраслей, производящих продукпию конечного потребления;

• сокращение удельного потребления природных ресурсов и энергии;

• изменение структуры непроизводственного потребления;

• внедрение наукоемких экологически чистых технологий;

• сокращение транспортных издержек;

• формирование территориальной структуры хозяйства, адекватной новым экономическим условиям;

• обеспечение экологической безопасности. Последствиями структурной пе­рестройки должны стать:

• Повышение уровня жизни населения и улучшение структуры личного по­требления;

• сохранение природных комплексов и улучшение состояния окружающей среды;

• рост профессиональной подготовки кадров;

■ улучшение структуры занятости;

• обновление производственного аппарата.

Развитие экономики в целях устойчивого развития будет осуществляться путем дальнейшего углубления рыночных отношений при обеспечении де­мократических прав и свобод граждан. При этом следует учитывать необ­ходимость адаптации к начавшемуся изменению климата.

Важнейшие задачи текущего момента в области развития экономики — ста­билизация производства и финансов, ускорение институциональных пре­образований, всемерная активизация инвестиционного процесса.

Главным направлением является восстановление и сохранение качества ок­ружающей природной среды. В период стабилизации производства следует поставить задачу предотвращения роста абсолютного и относительного заг­рязнения природной среды и ее отдельных компонентов. Важное место здесь должно отводиться формированию действенных нормативно-организационных и экономических механизмов регулирования природоохранной деятельности природопользования; при этом необходимо предусмотреть следующие перво­очередные меры.

По охране и рациональному использованию ресурсов пресной воды:

• осуществление комплекса мер по охране и воспроизводству водных ресур — сов на водосборных площадях включая систему мер по охране водных ис­точников, в том числе подземных;

• рационализация системы водопользования; внедренбия учета используе­мой воды;

• сокращение удельных расходов воды на единицу продукции в промыш­ленности, а также в орошаемом земледелии;

■ перевод населенных пунктов на централизованное водоснабжение, повы­шение надежностигородскихи сельских систем водоснабжения и канализации; снижение потерь веды, црежде всего, питьевой;

• развитие систем оборотного и замкнутого водоснабжения и систем очист­ных сооружений в целях снижения объемов поступления сточных вод и пре­кращения сброса загрязненных стоков в водные объекты;

• обеззараживание и обессоливание коммунальных и промышленных стоков, утилизация осадков сточных вод;

• обеспечение комплексного строительства водопроводных и канализаци­онных сооружений;

• инвентаризация объектов, оказывающих влияние на загрязнение и исто­щение природных водоемов, разработка и осуществление по каждому пред­приятию, обеспечивающему их охрану и рациональное использование, соот­ветствующих мер в сроки и в объемах, согласованных с местными органами.

По защите атмосферы:

• снижение и последующее прекращение выпуска озоноразрущающих ве­ществ;

• сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу, прежде всего в круп­ных городах и промышленных центрах, за счет ввода эффективных установок для улавливания и обеззараживания вредных веществ из отходящих газов, внедрения высокоэффективных методов очистки и перехода на малоотходные технологии;

• перевод тепловых электростанций и ТЭЦ на бессернистое н малосернис­тое топливо, оснащение заводов по переработке нефти оборудованием, исклю­чающим потери легких фракций нефтепродуктов;

• установление особого контроля над работой предприятий по снижению выбросов специфичных токсичных веществ (соединений хлора и фтора, серо­углерода, сероводорода, ртути, свинца, белка, отдельных углеводородов и др.);

• перевод автотранспорта иа менее токсичное топливо, внедрение спешишь — ных нейтрализаторов для отработанных газов двигателей автомобилей, нор­мирование, регулирование и контроль выбросов от автомобильного транспорта на основе государственных стандартов;

• развитие сети стационарных станций и постов наблюдения за уровнем заг­рязнения атмосферного воздуха н автоматизированных систем контроля за загрязнением воздушного бассейна.

По охране и рациональному использованию земельных ресурсов:

• сохранение и повышение плодородия почв при обеспечении бездефицит­ного баланса гумуса в почве, особенно черноземов;

• осуществление комплекса мероприятий по борьбе с водной и ветровой эро­зией почв, опустыниванием земель, деградацией пастбищ;

• рекультивация загрязненных, а также нарушенных горными и строитель­ными работами земель;

• повышение экологической безопасности и эксплуатационной надежности нефте-, газо — и продуктопроводов в целях недопущения загрязнения окру­жающей среды;

• развитие системы защиты сельскохозяйственных культур биологическими методами;

• расширение сети особо охраняемых территорий включая курортные зоны и зоны рекреации.

По удалению, хранению и переработке отходов:

• повышение эффективности удаления, захоронения и переработки бытовых отходов;

• прекращение неконтролируемого вывоза отработавших приборов, изделий, токсичных отходов и материалов на полигоны бытовых отходов и на свалки; повышение уровня их утилизации и расширение использования вторичных ре­сурсов;

• комплексное использование минеральных ресурсов, снижение ресурсоем­кое™ национального дохода и повышение уровня извлечения полезных иско­паемых при их добыче и переработке;

• хозяйственное использование отходов добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых;

• решение проблемы удаления высокотоксичных и радиоактивных отходов;

• предотвращение загрязнения хозяйственно-бытовых стоков и осадков ток­сичными соединениями, особенно ионами тяжелых цветных металлов;

• прекращение неконтролируемого вывоза отработавших приборов, изделия, токсичных отходов и материалов на полигоны бытовых отходов и на свалки; повышение уровня их утилизации и расширение использования вторичных ре­сурсов;

• комплексное использование минеральных ресурсов, снижение ресурсоем — кости национального дохода и повышение уровня извлечения полезных ис­копаемых при добыче и переработке;

• хозяйственное использование отходов добычи, переработки и обогащения полезных ископаемых;

• решение проблемы удаления и переработки высокотоксичных и радиоак­тивных отходов.

Помимо перечисленных должны также предусматриваться меры по охране и рациональному использованию богатств растительного и животного мира, сохранению биологического разнообразия, охране недр и другим компонентам природной среды. Состав этих мер должен конкретизироваться на всех этапах работы над моделью устойчивого развития.

Для реализации целей устойчивого развития необходимо осу щесгв ить транс­формацию нормативно-правовой базы, экономических и административных инструментов, обеспечить экологизацию бюджетной и налоговой систем, струк­турной, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

В среднесрочной и долгосрочной перспективе по мере подъема экономики целесообразно вносить изменения в формирование доходной и расходной час­тей бюджета. В составе доходных статей бюджета значительно большую роль, чем в настоящее время, будут иметь платежи за природные ресурсы, а в со­ставе бюджетных расходов увеличится доля затрат на природоохранные ме­роприятия. Необходимо также пересмотреть роль платежей за загрязнения окружающей природной среды. В сфере промышлешош производства дол­жен эффективно действовать известный принцип: «загрязнитель платит».

В области налогообложения необходимо пойти па последовательное по­вышение роли налогов за использование природноресурсного потенциала, осу­ществить введение налогов акцизного типа на продукцию, использование ко­торой сопряжено с нанесением вреда окружающей среде. Одновременно лесообразно расширить налоговые льготы для предприятий н организации, осваивающих производство экологически безопасных изделий, используют*** отходы в производстве ачи применяющих замкнутые (безотходные) технологии, а также ввести льготы по налогам для субъектов хозяйствования и физичес­ких лиц, находящихся в зонах чрезвычайной экологической ситуации и эколо — гического бедствия.

При реализации структурной перестройки экономики необходимо отдавать предпочтение проектам, направленным на модернизацию производства с рез­ким снижением его материало — и энергоемкости, и проектам по выпуску эко логически чистых видов продукции, прогрессивного технологического обору^ дования, использование которого может принести ощутимый экологический эффект.

Поскольку в каждой отрасли промышленности имеется немало научно-тех ннческих разработок, внедрение которых может принести желаемый эффе*^ значительную роль в плане обеспечения экологически ориентированной стрУ^ турной перестройки может сыграть инвестиционная политика государства.

Меры государственной поддержки реализации экологических приоритетов могут включать: ассигнования и инвестиции из федерального бюджета, бюд­жетные дотации (субсидии, субвенции), льготные инвестиционные кредиты, гарантии государства по возврату’ займов инвесторам и др.

Функции мер поддержки мог бы выполнять государственный заказ на про­изводство специализированного природоохранного оборудования с контрактным финансированием поставок продукции; иностранные кредитные линии с эколо­гически ориентированными проектами;

■ решения об экологическом перепрофилировании некоторых производств;

• привлечение специализированных банковских и инвестиционно-финансовых структур для финансирования мероприятий по рационализации приро­допользования и специализированной природоохранной деятельности, а также социальной поддержке населения;

■ решения об учете экологического фактора при приватизации предприятий;

• содействие в привлечении иностранных капиталов для финансирования за­трат на охрану окружающей среды, мероприятий по созданию новых рабочих мест.

Должен учитываться экологический фактор и при привлечении иностранных инвестиций в Россию, особенно в целях освоения природных ресурсов. Требу­ется создание экономических стимулов, способствующих направлению иност­ранных инвестиций на решение экологических и социальных проблем регио­нов. Следует также разработать меры административно-правового регулиро­вания деятельности предприятий с участием иностранных инвестиций, содер­жащие социальные и экологические требования, обязательные для учета в договорах о создании таких предприятий.

Экономические отношения России и мирового сообщества должны строиться на справедливой основе, что предполагает пересмотр условий кредитования и других видов помощи Мирового банка. Европейского сообщества и европейс­ких финансовых институтов, направляемых на цели структурной перестройки России.

Необходимо принять комплекс других специфических мер аналогичного дей­ствия и, в частности, осуществить:

• совершенствование природоохранительного законодательства, системы эко­логических ограничений и регламентации режимов природопользования в це­лях их адаптации к рыночным условиям;

• последовательный переход на международные стандарты качества окру­жающей среды, производственных технологий и производимой продукции, про­вести их экологическую сертификацию;

• развитие программно-целевого метода рационального использования при­родных ресурсов и охраны окружающей среды (ГОСТ ИСО 9000 и 14000);

• экономическое стимулирование ресурсо — и энергосбережения, минимиза­ции производственных выбросов в окружающую среду;

• проведение экологической экспертизы и оценки воздействия на окружа­ющую среду всех проектов хозяйственной деятельности, установление чет­кого порядка приостановки и закрытия по экологическим причинам произ­водственных объектов;

* развитие и улучшение деятельности федерального, и региональных эколо­гических фондов;

* разработку и введение механизма экологического страхования.

В качестве первоочередной меры должно быть осуществлено повышение эффективности государственного контроля над соблюдением существующих регламентов природопользования с применением экономических и адми­нистративных санкций для предотвращения аварий и катастроф, пресечения экологических правонарушений.

Управление процессом устойчивого развития должно осуществляться на основе результатов научных исследований. Задачей науки в данном случае является разработка показателей качества жизни, поиск экономических сти­мулов, способствующих экологизации производства и рациональному приро­допользованию, формирование методов оценки новых технологий и продукции с позиций обеспечения экологической эффективности, анализ связи между со­стоянием экосистем и здоровьем человека, развитие исследований по регио­нальным направлениям устойчивого развития.

Важным направлением деятельности по обеспечению устойчивого разви­тия является повышение уровня экологического образования и информи­рованности населения о состоянии окружающей среды, развитие представлений об изменении образа жизни. Особое внимание необходимо уделить экологи­ческой подготовке предпринимателем и менеджеров. Важно обеспечить раз­витие іфосветйтельскои деятельности среди широких слоев населения по воп­росам устойчивого развития.

Велика роль России в решении глобальных экологических проблем. С одной стороны, она определяется «вкладом» России в мировое загрязнение ок­ружающей среды, с другой Россия обладает большими по площади террито­риями, практически не затронутыми хозяйственной деятельностью, являю­щимися резервом устойчивости всей биосферы планеты. В соответствии С этим ее приоритеты в международной деятельности по обеспечению устой­чивого развития сводятся к следующему:

• превращение национальной концепции устойчивого развития в инструметгг поднятия международного авторитета России;

* создание эффективных механизмов по обеспечению международного эко­логического паритета при решении вопросов о трансграничном переносе вред­ных веществ;

• активное участие в разработке международных мер, способствующих ми­нимизации техногенного воздействия на биосферу;

• обеспечение экологических интересов при проведении внешнеэкономической деятельности;

• активное участие в международных научных проіраммах по устойчивому развитию.

В настоящее время основными направлениями международной деятельности России в области охраны окружающей среды являются:

• сохранение биоразнообразия;

• охрана озонового слоя;

• предотвращение антропогенного изменения климата;

• охрана лесов и лесовосстановление;

• борьба с опустыниванием;

• развитие и совершенствование системы особо охраняемых природных тер­риторий;

• обеспечение безопасного уничтожения химического и ядерного оружия;

• решение межгосударственных экологических проблем (трансграничное за­грязнение, проблемы Балтийского, Черного и Каспийского морей, Арктиче­ского региона);

• решение проблем Мирового океана.

К числу глобальных экологических проблем, требующих серьезного и глубо­кого изучения, следует отнести проблем)’ определения степени экологической устойчивости планеты в целом и ее отдельных частей. В связи с этим необхо­дима активизация работ по моделированию экологически устойчивого разви­тия названных систем, изучению и отбору наилучших из такого рода моделей. В решении этой проблемы Россия могла бы сьпрать ведущую роль.

Обшее представление о развитии России в будущем в значительной мере будет определяться не только ее собственными действиями в области устой­чивого развития в ближайшие 10—20 лет, но и общим продвижением в решении данной проблемы в масштабах всей планеты. Достаточно полная гармонизация развития экономики, общества и природы возможна только на путях, реализу­ющих идеи В. И. Вернадского о ноосфере.

Проблема будущего развития человечества, в конечном счете, неизбежно приведет его к необходимости формирования сферы разума (ноосферы), в рам­ках которой мерилом национального богатства будут духовные ценности и зна­ния человека, живущего в гармонии с окружающей природной средой. При этом добиться полной гармонизации развития общества и природы только в России или какой-либо другой отдельной стране будет невозможно. Такая вза­имозависимость стран в решении проблемы устойчивого развития делает до­статочно условной этапизацию перехода России к полной модели устойчивого

развития, тем более условно выглядели бы мероприятия, предполагаемые к осуществлению за пределами первой четверти XXI века.

Рассматривая перспективы России в движении устойчивого развития, сле­дует помнить о двух сторонах проблемы. Первая — перспектива, наши воз­можности. Здесь важно знать, что по количеству учтенных запасов и разно­образию полезных ископаемых Россия занимает ведущее положение в мине­рально-сырьевой базе мира. В недрах России, территория которой составляет 10 % суши земли, сосредоточено 13 % мировых запасов нефти, 35 — газа, 12 —угля, 27 — железных руд, значительная часть запасов золота, алмазов, цвет­ных и редких металлов. Валовая потенциальная ценность выявленных и разведанных по состоянию на 01.01.95 г. запасов полезных ископаемых Рос­сии многократно превышает суммарную ценность всех остальных природных ресурсов и основных фондов страны и составляет 28,6 трлн. долл. (табл.2.1). Доля России в мировом горнопромышленном производстве в 1994 г. превыси­ла 14 %.

Месторождения в России залегают, как правило, в более суровых клима­тических зонах и при менее благоприятных горно-теологических условиях, однако это вполне преодолимые трудности. К тому же около половины тер­ритории России пока сохраняет естественное первоначальное состояние.

Вторая часть проблемы заключается в реалиях сегодняшнего дня. Развитые страны, население которых составляет около 1,2 млрд. человек (а все населе­ние планеты превысило 6 млрд. человек), владеют более 80 % общемирового валового продукта, а удельное потребление минерального сырья в них (в рас­чете на 1 % населения Земли) почти в 8 раз превышает уровень потребления развивающихся стран и в 3,8 раза — других стран.

Т а б л и ц а 2.2

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ЖИЗНИ В РАЗВИТЫХ И БЕДНЕЙШИХ СТРАНАХ МИРА

(1991 г.), %

Показатель

В странах с наибольшим доходом

В беднейших странах

Мйровой ВВП

86

Мировые экспортные рынки

82

1

Прямые иностранные инвестиции

68

1

Имеющиеся в шре телефонные линии

. .74

3,5

Соотношение доходов 20 % населения земного шара в богатейших странах и 20 % населения беднейших стран: 30:1 — 1960 г.; 60:1 — 1990 г.; 74:1 — 2000 г. На долю 29 наиболее развитых стран мира, членов Организации эко­номического сотрудничества и развития (ОЗСР), приходится, %: 19 — насе­ления мира; 71 — всемирной торговли; 58 — прямых иностранных инвести­ций; 91 — пользователей Интернета. Ежедневный оборот на валютных рын­ках: 70-е гг. — 10-20 млрд. долл., 1998 г. — 1,5 трлн. долл.

К началу 1991 і: на ‘/ мирового народонаселения (развитые страны) при­ходилась приведенная в табл. 2.2 доля «жизненных благ».

Самые высокие темпы роста неравенства наблюдались в последние годы в странах Восточной Европы и СШ. в частности, в России доля доходов 20 % самых богатых в 11 раз выше доходов 20 % самых бедных граждан. В резуль­тате по индексу разви тия человестраны «выдают» примерно 75 % общего загрязнения планеты, в том числе США — около 25 %. Интересно привести данные о количестве токсичных промышленных отходов по некоторым разви­тым странам:

млн. т/год

кг (год/чел.)

ФРГ…………………………………….

…………………… 5-10

80-160

Финляндия………………………..

……………………. 0,4

80-100

Франция…………………………….

………………….. 2-17

40-140

Нидерланды……………………..

……………………. 1,2

70-100

Великобритания ………………

……………………. 4-7

70-120

США………………………………….

……………………. 57

250-300

Отсюда следуют два вывода:

1. Возможности (прежде всего экономические) развитых стран в проведе­нии природоохранных мероприятий несравнимо выше возможностей других стран. Что касается России, то с современным бюджетом на природоохран­ные мероприятия она практически ничего не может выделить.

2. В развитых странах антропогенное воздействие на природу в десятки раз выше допустимого. В экологическом смысле классический капитализм едва ли является примером для подражания, как, впрочем, и все другие формации.

°му любое государство неспособно справиться с экологическими про — ^ »іами это природа государства. Пока же развитое страны должны зда — воп-° ^^ЬЧЛПЬ потребление природных ресурсов, причем по собственной можно* ^Подела1,Ься>> богатством с бедными странами. Но это вряд ли аоз — эпохи ншГ ШСаД’ И’ ВеР,1адский> сформулировав в начале века идею рое будет наДеялся на «повзрослевшее» человечество, кото-

мвляюша >1ШТЬ 8 полно® «Рмонии с природой как ее естественная сос — 30 природ " Т° Штае а8ад — И. Н. Моисеева прямо противоположно: борьба

и вряд ли в этой борьбе не будут te!<. Человечест^ С00ГВетсПіУІ(а! ііие средства, которыми располагает чело — ■преодолевать ин° * ЧВД1 и екрана в отдельности будут встречать, я непрерывных °готас®йние «физвсы, взлеты и падения — это будет путь Тем не менее сче**’8 * Усто1*чивое развитие. К этому надо быть готовым. Это сегодня выбм^^й1***41151^ ЧТ0 ПРОВОЗГЛашеННОе устойчивое развитие тис» как и рассмст*®1 ЧеЛовечеством п>ть к ноосфере. Устойчивое разви- *е WHe мЗГ!1вдшв^««~ии — в каком-то смыс — 6ЭТУт предложены каки1т°.Т0РЫМ НуЖЖ ст1’еМтъся- Возможно, в будущем тея^яоси, в том чисіе Д^ГИе ® любом случае практическая лея- ^ться постоянно. РасгмД Зтиетм ^ойчивого развития, должна осущесг — П^Ї!’ даже и то»® сториад** **>aTK0 неютоРЫе из предлагаемых программ,

возі«жно лишь пт, стяя^^ЛЄЛії связаниьк с выживанием человечества, системы, в качестве netmuv СООІВегиЧУ, гаЧей зкономшео-оргйнизадионяой фсргкжіу развитию можно Жірового сообщества на пути к ноос-

арствениого оргада, я«олн«™ ІЄНД°ВаТЬ СОЗДание специального межгосу — Оп^ВЄЧЄСТВа’ ®Д®ім из возмпжи™ *ХШ> кодае1~го Разума по спасению изаЧииОбьединевн(ковариантов может быть преобразование

оснГс^110^ »я^^^)в(^аЦИйОбадинеет^Наций основу шсалшхрешенияхданныйорпш должен

тоы пн ЄМУ д°лжнм входить меж^и^Г** ^зулкГата!< и оценках, поэтому в проблемам жизн™^!!,”!У! Ш0“исследоЕатепьские цен’

. —диипедеятельноста чеяовечества. Наош со­временные знания об отношениях природы и общества оказались недостаточ — имма для того, чтобы уверенно двигаться по пути к коосферному развитию — Исходя из этого Пфйсочередвыми задачами, стоящими перед названными выше центрами, должны быть следующие:

* проверка обоснованности raraw> ———-

fflTtr**..—

* проверка обоснованности гипотез, связанных с глобальным шгеплегмеМ климата и истощением озонового сдоя;

* определение предельно допустимых (граничных) показателей загрязнения окружающей среды и использования природных ресурс®—как в целом Д38 планеты, так и дпя отдельных экосистем;

• определение узких мест в биосферном равновесии; — исследование де­мографического фактора;

• поиск новых нетрадиционных источников получения энергии, продуктов питания и конструкционных материалов;

• повышение продуктивности биологических ресурсов;

• определение ущерба от загрязнения окружающей среды;

• исследование экологических рисков и решение других вопросов.

В резолюциях второго Всемирного саммита ООН по устойчивому развитию (Йоханнесбург, ЮАР, август 2002 г.) направление — водная среда и се рацио­нальное, бережное использование — обозначено главной проблемой в мире сегодня.

При этом было оглашено несколько диаметрально противоположных концеп­ций развития мира.

Какой из предлагаемых путей выберет человечество?

Такая неопределенность в значительной мере была связана с тем, что за последние 10 лет с момента первого саммита ■— Конференции ООН по ок­ружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 1992 г.) — практи­чески не было выполнено ни одно из принятых на нем конкретных решений.

Поэтому устроители этого саммита рекомендовали не принимать никаких деклараций, устанавливающих конкретные цели и сроки, а отдать приоритет новому формату — глобальному.

Налицо бессилие человеческого сообщества управлять своим развитием и установить разумное отношение к природе, т. е. создать «такую систему орга­низации общества, при которой удовлетворение потребностей нынешнего по­коления происходит не в ущерб возможностям удовлетворения потребностей будущих» (Британская энциклопедия).

В выступлении на Всемирной встрече в Йоханнесбурге Премьер-министр Российской Федерации М. М. Касьянов отметил, что «за годы после Конфе­ренции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро мир карди­нально изменился. Жизнь подтвердила тезис о многообразии моделей устой­чивого развития, одна из которых реализуется сегодня в России. Опираясь на идеи Рио, мы должны выйти на новую стадию развития, сосредотачивая уси­лия на обеспечении роста экономики, социального прогресса и сохранения ок­ружающей среды согласно принципам устойчивого развития.

Всех нас волнуют три вопроса, которые формируют цивилизацию сегодня и будут определять жизнь наших детей и внуков завтра.

Первое — вопросы экологии и нормальной среды развития. Россия как гло­бальный экологический донор играет и в будущем будет играть определяющую роль в поддержании глобального экологического равновесия. Вопросы эколо­гии постоянно находятся в фокусе внимания правительства:

• в России находится четверть мировых лесных ресурсов, не тронутых хо­зяйственным освоением, что в растущей степени обеспечивает глобальную ста­билизацию биосферы;

• Россия обеспечивает сохранность 20 % мировых запасов пресной воды. Кроме того, мы готовы предоставить развивающимся странам технологии, позволяющие решать проблемы Недостатка питьевой воды;

• выбросы парниковых газов за десятилетие сокращены в нашей стране бо­лее чем на треть (это примерно 60 % общего мирового сокращения).

Убежден, что итоги саммита в Йоханнесбурге привлекут внимание всего человечества к острейшим проблемам устойчивого развития и в итоге сде­лают наш мир более дружественным и безопасным».

В условиях, когда разрушена командно-административная система хозяй­ствования, а новая еще не создана, Россия имеет реальные предпосылки пер­вой в мире перейти на ноосферный путь развития и стать своеобразным «по­лигоном» мирового сообщества по отработке отдельных элементов такого развития.

Главной целью предлагаемого социализма является создание высоко­нравственного социально справедливого и процветающего обществе с бла­гоприятней средой обитания. Дія достижения данной цели в стратегическом плане наши действия должны быть направлены на духовное возрождение об­щества^ обеспечение экологической безопасности настоящего и будуи1ег0 п0~ колений; удовлетворение материальных потребностей общества; сохранение И воспроизводство природных ресурсов в необходимых масштабах: обес­печение национальной безопасности.

Для осуществления движения по пути к экологически безопасном)’ обще­ству следует:

• создать в Российской Федерации систему мониторинга, с помощью кото­рой можно было бы получать объективную информацию об источниках за~ і-рязнения окружающей природной среды, о качестве среды обитания и про­дуктов питания, а также прогнозировать экологические последствия того или иаого вмешательства в природу;

определить фактические и предельно допустимые нагрузки антропогенно­го воздействия на отдельные природные системы, животный и растительный мИр на территории России;

• составить прогноз состояния природной среды на длительную перспективу; разработать генеральный план действий по экологическому оздоровлению

°ссии на различных уровнях управления: президента, Федерального собра — ния и правительства Российской Федерации, республик и местных терРи" ториальных органов;

■ осуществить зонирование территории России с выделением особо охр»®1′ емьк территорий (заповедников, заказников, государственных памятников ПРИ"

роды, водоохранных зон, лесов первой категории и т. д.) С режимом при­родопользования, соответствующим их статусу. Для сохранения биологического разнообразия и поддержания естественного хода природных процессов следу­ет увеличить количество природных заповедников, доведя их площади до 3— 4 % территории России;

• создать зоны ноосферного развития для отработки отдельных элементов жизнеобеспечивающей системы, безопасной для здоровья населения и окру­жающей среды;

• установить в законодательном порядке долю валового национального про­дукта, которую готово выделить общество для решения экологических про­блем.

Важная роль при переходе на ноосферный путь развития принадлежит эколо­гизации хозяйственного механизма управления экономикой. Под этим терми­ном понимается поэтапная, рассчитанная на несколько лет перестройка эконо­мики в соответствии с принципами ноосферного развития при неизменном при­оритете прав человека на здоровую среду обитания. Перестройка должна осу­ществляться с широким применением прямых и косвенных методов экологи­ческого регулирования. К ним относятся; установление экологических ограни­чений на хозяйственную деятельность; создание систем экологической серти­фикации продукции, услуг и иных объектов; заявление о воздействии на окру­жающую среду; лицензирование хозяйственной и иной деятельности; комп­лексная эколого-экономическая экспертиза; создание экологически справед­ливого рынка; коренное изменение налоговой политики; экологическое страхо­вание; учет экологического фактора при экономической оценке хозяйственных решений; создание эколого-правовых отношений.

Особая роль в экологизации хозяйственного механизма принадлежит корен­ному изменению налоговой политики и созданию экологически справедливого рынка. Существующая налоговая политика носит чисто фискальный характер н направлена на пополнение бюджета. Никакой стимулирующей роли она не играет.

Экологический аспект устойчивого развития России предусматривает реа­лизацию мер, которые были бы направлены на обеспечение динамического равновесия в развитии природопользования, позволяющего смягчить (а в пер­спективе и снять) противоречия между потребностями общества в природ­ных ресурсах н возможностью их удовлетворения при сохранении природно­ресурсного потенциала. В практической реализации этих задач важнейшее место отводится формированию действенных нормативно-правового и эконо­мического механизмов регулирования природопользования. В содержание по­нятия «экономический механизм регулирования природопользования» вклады­вается взаимосвязанная система экономических мер, опирающаяся на юри­дическую, методическую и нормативную основы, реализуемая через спецн — альные организационные структуры и направленная иа обеспечение рациона­лизации природопользования в полном соответствии с государственной кон­цепцией развития природоохранной деятельности. Экономический механизм регулирования природопользования включает в себя реализацию ряда основ­ных мероприятий:

• планирование природоохраны на основе федеральных и региональных эко­логических программ с учетом природно-ресурсного потенциала отдельных регионов;

■ финансирование экологических программ и мероприятий;

• установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов и сбро­сов загрязняющих веществ в окружающую среду и размещение отходов;

• установление нормативов платы и размеров платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;

• предоставление природопользователям налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ИМИ эффективных мер ПО охране окружающей природной средь, и повышении экологической безопасности производства;

• возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровЬ10 человека в соответствии с нормами гражданского законодательства.

Платность как основа экономического механизма регулирования прцр(>_ допользовашія включает в себя две составные части:

• плата за пользование (изъятие) природных ресурсов;

• плата за загрязнение окружающей природной среды и за другие виды вред, ного воздействия.

Плата за использование (изъятие) природных ресурсов взимается за пра^ пользования природными ресурсами в пределах установленных лимитов; воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов.

Плата за выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов j, другие виды загрязнения взимается в пределах установленных лимитов; свер^ установленных лимитов.

Для оперативного решения неотложных природоохранных задач сформировач и действует Федеральный экологический фонд Российской Федерации.

Последние годы в России (да и во всем мире) повышенное внимание уде, ляется различным природным катаклизмам, уносящим жизни многих людей ^ причиняющим огромные разрушения. Статистические данные о чрезвычайные ситуациях (ЧС) в Российской Федерации свидетельствуют о том, что набліо. дается тенденция увеличения количества и рост масштабов последствий круп­ных аварий, катастроф и стихийных бедствий. Основными причинами роста количества и тяжести последствий чрезвычайных ситуаций являются недопу­стимо высокий уровень износа основных производственных фондов в проМЫЩ — ленности и на транспорте; чрезмерная концентрация опасных производств на небольших площадях с высокой плотностью населения; интенсивное хозяй­ственное освоение территорий, подверженных опасности природных чрезвы­чайных ситуаций; резкое ослабление системы управления безопасностью в производственной сфере; отсутствие экономических механизмов обеспече­ния безопасности, а также целостной нормативно-правовой базы в области защиты населения и территорий от промышленных аварий, стихийных бед­ствий и катастроф.

Если не принимать адекватных мер, следует ожидать дальнейшего роста числа и величины ущерба от ЧС. Очевидно, что в скором времени экономика страны не выдержит расходов по ликвидации их последствий. Необходимо как можно скорее перейти от практики реагирования на ЧС и ликвидации их последствий к предупреждению ЧС, снижению природных и техногенных рис­ков и превентивному управлению безопасностью. Решение этой проблемы возможно лишь при наличии надежной оценки и прогноза природных и техно­генных рисков.

Необходимая основа для количественной оценки рисков в регионе — ком­плексный анализ данных о существующих источниках опасности различной природы; масштабах проявления, частоте, интенсивности, степени изученности неблагоприятных природных процессов и явлений; количественных характе­ристиках потенциально возможных техногенных чрезвычайных ситуаций; под­верженности населения, хозяйственных объектов и окружающей среды выяв­ленным опасным воздействиям, их чувствительности к этим воздействиям и защшцениости от них; видах и размерах возможного ущерба.

Знание количественных характеристик рисков различной природы позволит сравнивать эффективность различных мер по снижению рисков и обеспечению безопасности территорий.

В соответствии со сложившейся отечественной и мировой практикой в наи­более общем случае количественная мера риска равна произведению ве­роятности реализации события на величину ущерба (т. е. математическому ожиданию ущерба);

И

КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

І-1

(2.2)

Здесь R — уровень риска; W. — возникновение опасного события /-го вида или типа; У. — величина ущерба при і-м событии; п — число возможных типов опасных событий для рассматриваемого объекта или территории.

В заключении следует отмешть, что действующий нормативный документ ИСО/МЭК 51 «Руководящие положения по включения аспектов безопасности

в стандарты» определяет концепцию нормирования безопасности путем за^ ния риска следующим образом;

• с повышением технической сложности продукции возрастает роль безо, пасности;

■ абсолютная безопасность не может быть обеспечена, объект может только относительно безопасен;

• требования к уровню безопасности формируется на основе «приемлемо^ риска», связаны с социально-экономическим состоянием общества и являют ся производственными ЭТОГО состояния;

• определение риска осуществляется путем выявления различных фактор0^ влияющих на безопасность, и их количественной оценки;

• риск не должен превышать уровня, достигнутого для сложных техиичес. ких объектов С учетом природных Воздействий;

• риск должен быть снижен настолько. Насколько это практически достичь* МО в рамках соответствующих ограничений (принцип ALAP — As А* Possible);

• не должно быть составляющих риска, резко превышающих ДРУ™6 принципа равнонадежности, применяемого при обеспечении надежности из

Комментарии запрещены.