Децентрализованные системы электроснабжения с использованием ветроэлектростанций
Малая плотность населения и слабая хозяйственная деятельность на значительных территориях России определяют автономный характер энергообеспечения потребителей. Практически единственным способом построения децентрализованных систем электроснабжения является использование дизельных электростанций (ДЭС). В качестве наиболее яркого примера децентрализованного энергообеспечения потребителей на громадных территориях можно привести Якутию, где 2,2 млн. км2 территории с населением 150 тыс. человек обеспечивается электроэнергией и теплом от 129 автономных дизельных электростанций. Обслуживанием этой децентрализованной зоны энергообеспечения занимается ОАО «Сахаэнерго».
Анализ состояния автономных систем энергоснабжения показал, что наиболее актуальными проблемами, стоящими перед малой энергетикой, являются:
• ухудшение надежности функционирования автономных систем энергоснабжения, вызванное высоким износом энергетического оборудования и перебоями в доставке ТЭР (усредненный износ парка ДВС-электростанций составляет более 75 %);
• ограниченное использование местных топливноэнергетических ресурсов, в том числе нетрадиционных;
• низкая эффективность производства, транспорта и потребления топливно-энергетических ресурсов;
• высокая себестоимость вырабатываемой электрической энергии;
• кадровое обеспечение;
• защита окружающей среды при использовании энергетического оборудования.
Необходимость повышения технико-экономических характеристик децентрализованных систем электроснабжения определяет интерес к комбинированным, в частности ветро-дизельным энергоустановкам. Такие энергокомплексы универсальны в применении, имеют неплохие технико-экономические характеристики, обеспечивают надежное энергоснабжение различных автономных потребителей.
Энергетическая эффективность работы ветродизельных систем зависит от ряда факторов: ветрового режима, графика нагрузки децентрализованной системы электроснабжения, соотношения между установленными мощностями ветроэлектростанции (ВЭС) и дизельной электростанции (ДЭС), степени совершенства структуры энергетических установок автономной системы электроснабжения (АСЭС) и законов управления энергоисточниками, образующими энергокомплекс.
Очевидный вариант структурной схемы гибридного энергетического комплекса (ГЭК) показан на рис. 15.
Рис. 15. Структурная схема ветродизельной системы |
На рисунке показаны дизельная ДЭС и ветровая ВЭС электростанции, выпрямительно-инверторный преобразователь частоты (В — выпрямитель, И — автономный инвертор), распредустройство РУ и нагрузка Н. В зависимости от ветровых условий, ВЭС в энергокомплексе может использоваться как вспомогательный энергоисточник, если ветровой потенциал не достаточен для эффективного энергоснабжения потребителя. В этом случае ВЭС и ДЭС работают параллельно на общую нагрузку за исключением периодов безветрия и ураганов, когда ВЭС отключается. В диапазоне рабочих скоростей ветра от минимальной пусковой до расчетной ВЭС работает с переменной частотой вращения и постоянном числе модулей ветродвигателя, что обеспечивает выработку максимальной мощности. При увеличении скорости ветра вплоть до максимального значения, ВЭС работает в режиме постоянства мощности с переменным значением коэффициента использования ветра [27].
ДЭС, соответственно, дополняет недостающую часть мощности и энергии, необходимые для потребителя в соответствии с его графиком нагрузки и с конкретными ветровыми условиями. Соотношение мощностей ВЭС и ДЭС может быть различным при соблюдении очевидного условия: мощность ВЭС не должна превышать мощность ДЭС.
В зонах с большим ветровым потенциалом мощность ВЭС и ДЭС могут быть близки или равны. Кроме совместной работы на общую нагрузку, в этом режиме предусматривается возможность отключения ДЭС на периоды полного покрытия мощности нагрузки ветроэлектростанцией.
Вариант гибридного энергетического комплекса (ГЭК) с основным энергоисточником — ВЭС целесообразен для высокопотенциальных ветровых зон. Для этого варианта ГЭК мощность ДЭС может быть меньше чем ВЭС, а для создания запаса энергии целесообразно включение в схему аккумуляторной батареи (АБ) (см. рис. 16). АБ может входить в состав собственно ВЭС, а дизельная электростанция, вместе с ВЭС, обеспечивает необходимый уровень мощности нагрузки.
Рис. 16. ГЭК с основным энергоисточником — ВЭС |
В этом варианте ГЭК блок выпрямления переменного напряжения ветроэлектростанции приобретает дополнительные функции по обеспечению зарядки АБ, что отражено в его обозначении на схеме: В-З (выпрямительно-зарядное устройство).
Развитием рассматриваемой структуры гибридного ветродизельного энергетического комплекса является вариант с использованием двигателя внутреннего сгорания для подзарядки аккумуляторной батареи в периоды безветрия. В этом случае схема принимает вид, показанный на рис. 17.
Рис. 17. Схема ГЭК с подзарядкой АБ от дизельной электростанции |
Особенностью последнего варианта схемы является работа ДЭС на выпрямительную нагрузку, что позволяет отказаться от стабилизации частоты напряжения ДЭС. Использование статических преобразователей частоты позволяет строить гибридные энергокомплексы, предусматривающие совместную работу ВЭС и ДЭС равной или близкой мощности (рис. 18).
Рис. 18. Вариант ГЭК, предусматривающий параллельную работу ВЭС и ДЭС |
В данном варианте ГЭК ветровая и дизельная станции работают в режимах переменной частоты вращения и, соответственно, переменной генерируемой мощности. Для ВЭС это позволяет реализовать режим максимального использования энергии ветра. Для ДЭС — возможность
снижать частоту вращения агрегата с уменьшением необходимой генерируемой мощности, что позволяет снижать расход топлива.
Логика работы схемы строится на максимальном использовании энергии ветроэлектростанции с целью экономии топлива ДЭС, генерирующей недостающую мощность для обеспечения потребителей. Режим работы ДЭС с переменными оборотами более эффективен, поскольку не требует расхода топлива на поддержание постоянной частоты вращения дизель-генератора. Кроме экономии топлива, режим двигателя обеспечивает увеличение его ресурса.
Универсальным критерием энергоэффективности автономной системы электроснабжения, объединяющим энергоисточники различной физической природы, является полный КПД системы. КПД гибридного энергокомплекса определяется коэффициентами полезного действия элементов каждого канала генерирования и преобразования электроэнергии, которые, в свою очередь, определяются многими режимными и конструктивными факторами.
Технологическая схема преобразования мощности и энергии в классической автономной системе электроснабжения на базе гибридного энергетического комплекса приведена на рис. 19. Энергопреобразование осуществляется параллельно по двум каналам: канал ДЭС и канал ВЭС, объединенных распредустройством РУ, с которого по соответствующим линиям запитываются электрические нагрузки общей мощностью Рн.
Канал дизельной электростанции преобразует тепловую мощность Рт топлива и, с точки зрения процессов энергопреобразования, представлен двигателем внутреннего сгорания ДВС 1, электромашинным генератором 2, линией электропередачи до распределительного устройства ЛЭП 3.
Канал ветроэлектростанции преобразует мощность ветра Рв, поступающую на ветротурбину 4, в механическую мощность и энергию ветродвигателя, частота вращения которого повышается редуктором 5. Далее электромашинный генератор 6 преобразует механическую энергию ветродвигателя в электрическую, которая по ЛЭП 7 поступает на выпрямитель 8, автономный инвертор 9 и в виде переменного тока стабильной частоты по ЛЭП 10 поступает на РУ.
Каждый из элементов технологический схемы энергопреобразования характеризуется своим коэффициентом полезного действия Пг Тогда, энергетическая эффективность двухканальной системы может быть представлена интегральным коэффициентом полезного действия гибридного энергокомплекса
Рис. 19. Технологическая схема ГЭК на базе ВЭС и ДЭС, работающих на общую нагрузку |
где Рз, Р10 — составляющие «полезной» мощности, получаемые в результате работы ДЭС и ВЭС; Рт, Рв — соответственно, мощность, выделяемая при сгорании топлива и мощность ветрового потока.
Результирующие коэффициенты полезного действия каналов ГЭК определяются как
ПДЭС = Пі П2 Пз; ПВЭС = П4 П5 Пб П 7 Лв П9 П10.
Следовательно, интегральный КПД двухканальной системы связан с коэффициентами полезного действия элементов системы выражением
Пі Пі Пі Рт + П4 П5 Пб П7 Пв П9 Піо Рв
Рв + Рт
Для исследования энергоэффективности гибридного энергокомплекса необходимо проанализировать коэффициенты полезного действия элементов технологической схемы ГЭК.
На КПД двигателя внутреннего сгорания Пі оказывают влияние многие факторы: параметры окружающей среды, конструктивные особенности и параметры собственно двигателя, характеристики топлива. Количественное влияние перечисленных факторов, особенно для конкретного двигателя, относительно невелико по сравнению с коэффициентом загрузки ДВС. Коэффициент загрузки ДВС, работающего в гибридном ветро-дизельном энергокомплексе определяется графиком нагрузки автономной системы электроснабжения и ветровыми условиями.
Величина коэффициента полезного действия ДВС равна отношению полезной мощности на выходном валу двигателя Рі к мощности, выделяющейся при сгорании соответствующего количества топлива Рт
= Рі
Рт
Зная теплоту сгорания дизельного топлива Н и часовой расход топлива станции G можно определить значение п для различных коэффициентов загрузки ДВС. В расчетах принят удельный расход топлива 230…250 г/кВтч, соответствующий установленной мощности станций в диапазоне сотен кВт и учтены типичные расходные характеристики дизельного двигателя [27]. Результирующее выражение для КПД ДВС дизельной электростанции приближенно может быть представлено в виде
ін J
на рис. 20.
Коэффициент полезного действия электрической машины П2 в процессе ее эксплуатации зависит в основном от степени ее загрузки. Типичная зависимость n2 = f(K3) при неизменном напряжении, неизменной частоте вращения и неизменном коэффициенте мощности показана на рис. 20 [28].
Потери электроэнергии в линиях электропередач определяются
2
величинами тока и сопротивления АР _ I R, где AP — мощность потерь в линии; I — ток линии, R — активное сопротивление линии. Соответственно, коэффициент полезного действия ЛЭП, в частности ЛЭП 3 равен
п _ Р2 — АР _ Р2 — (К з I н )2 R
П3-~Л~ _—Р2— ’
где Кз =————— коэффициент загрузки линии по току; I,1н — фактическое и
1 н
номинальное значение тока.
Принимая допустимые относительные значения потерь мощности в ЛЭП 5…7 %, получаем минимальный КПД ЛЭП около 0,93, соответствующий ее номинальной загрузке.
Рис. 21. Зависимость коэффициента использования энергии ветра ВЭС от его скорости |
Степень использования ветродвигателем энергии ветра определяется коэффициентом использования энергии ветра С, зависящего от типа ветродвигателя и режима его работы. Практически, для современных ветродвигателей величина С не превышает значений 0,45.0,5. Стремление повысить энергоэффективность ветродвигателя приводит к тому, что в диапазоне скоростей ветра от пусковой до расчетной номинальной ветротурбина работает с максимальным значением коэффициента использования энергии ветра, а с дальнейшим ростом скорости ветра включается система аэродинамического регулирования и С уменьшается в соответствии с типичной зависимостью, показанной на рис. 21. Режим работы с переменным С обеспечивает постоянство генерируемой мощности ВЭС.
Таким образом, с достаточной степенью точности, пренебрегая трением, можно принять КПД ветротурбины П4 = С.
Вращающий момент ветротурбины передается на повышающий редуктор, коэффициент полезного действия которого зависит от передаваемого момента. Типовые зависимости КПД зубчатых передач от коэффициента загрузки при различных номинальных значениях КПД приведены на рис. 22 [29].
Особенностью режима работы генератора ВЭС является переменная частота вращения и, соответственно, переменная величина развиваемой мощности в диапазоне скоростей ветра от минимальной до номинальной. Учитывая результаты исследований [30] и закон управления ВЭС в системе электроснабжения, предусматривающий максимальное использование энергии ветра [33], можно считать, в первом приближении, генератор ВЭС постоянно загруженным на номинальную габаритную мощность при соответствующей частоте вращения. Тогда, КПД генератора ВЭС Пб можно считать близким к номинальному практически во всех режимах работы ВЭС.
Выпрямительно-инверторный преобразователь частоты характеризуется коэффициентом полезного действия, зависящим от схемных решений, параметров, законов регулирования вентильными блоками и режимов работы ВЭС. Коэффициент преобразования трехфазного мостового выпрямителя по мощности, при идеальных вентилях, определяется выражением:
где а — угол управления вентилями; у — угол коммутации.
Очевидно, в наибольшей степени Кр зависит от а. Следовательно, с точки зрения энергоэффективности выпрямления переменного тока, следует выбирать неуправляемые выпрямители с а = 0, а регулирование величины напряжения осуществлять по каналу возбуждения генератора ВЭС. Коэффициент преобразования по мощности в этом случае изменятся в пределах 0,95…0,93 для режима нормальных нагрузок, соответствующих максимальному значению у < 20.. .30°.
Принимая примерно такое же значение коэффициента преобразования по мощности для автономного инвертора, можно принять значение КПД статического преобразователя частоты п8П9 на уровне 0,87-0,89.
Анализ коэффициентов полезного действия каналов ГЭК показывает, что основным фактором, влияющим на КПД ДЭС ПдЭс является величина ее загрузки, а для ВЭС — скорость ветра. Графическая зависимость ПдЭС от К3 показана на рис. 23. Количественные характеристики КПД энергопреобразования ВЭС иллюстрируются зависимостью, приведенной на рис. 24. Сравнивая зависимости КПД ДЭС и ВЭС в функции от определяющих факторов: коэффициента загрузки и скорости
ветра, следует отметить меньшее максимальное значение Пвэс и значительное его снижение при работе станции со скоростью ветра большей номинальной расчетной.
Рис. 23. Зависимость Цдэс от К3 |
В результате значение ПгЭК уменьшается по сравнению с ПдЭС во всех режимах, а особенно значимо при скоростях ветра, превышающих номинальную расчетную. Соответственно, увеличение мощности ВЭС относительно ДЭС приводит к снижению результирующего коэффициента полезного действия гибридного энергетического комплекса, что иллюстрируется рис. 24: зависимости Пгэю при мощности ВЭС 20 % от ДЭС и ПГЭК2 при увеличении мощности ВЭС до 40 %. Вместе с тем, увеличение доли ветроэлектростанции в суммарной мощности ГЭК позволяет экономить топливо. Так, для типичных характеристик ДЭС мощностью сотни кВт, уменьшение ее загрузки за счет ВЭС на 40 % относительно номинальной приводит к экономии топлива на 30 % при снижении КПД станции на 4.. .5 % и снижении результирующего КПД ГЭК на 6…7 % (см. рис. 23, рис. 24).
Рис. 24. Зависимости r/юо Цтю, ЦГЭК2 от скорости ветра |
Увеличение энергоэффективности гибридных энергетических комплексов может осуществляться путем оптимизации сочетания характеристик электромашинного генератора ветроэлектростанции с характеристиками ветротурбины для конкретных ветровых условий, а также применением ДЭС с дизелем, работающим в режиме переменных оборотов со стабилизацией выходного напряжения статическим преобразователем частоты. Важнейшим достоинством таких электростанций является сокращение расхода топлива за счет снижения оборотов ДВС с уменьшением нагрузки станции.
Окончательное решение о применении гибридных энергетических комплексов, выборе их структуры и параметров следует принимать на основе сопоставления технико-экономических характеристик вариантов построения ГЭК.