День и их деление
День и их деление
В древнерусских источниках отсутствует, термин «сутаси». Заместо последнего употреблялось слово «денек». При всем этом денек (в значении суток) делился на две части (светлую и черную): денек в своем смысле слова и ночь.
Тяжело точно установить, когда иа Руси вошло в обиход измерение времени часами. В старых источниках слово «час» нередко встречается не только лишь в смысле единицы времени (= 1/24 суток), a в значении неопределенного момента (к примеру, «смертный час»). Но вместе с этим в целом ряде источников мы находим, 24-часовое деление суток. Каждый час содержал внутри себя 6 «дробных часовцев» либо 60 «чаcцев». Таким макаром, часец значит минутку. Существовали давно и приборы для измерения времени. Уже от начала XV в. до нас дошло 1-ое описание механических часов: «Величавый князь замыслил устроить часник и подставил его на своём дворе за церковью св. благовещёния.
Этот часник носил заглавие часомерия (прибора для измерения часов). Каждый час происходил удар молота в колокол, размерявший и рассчитывавший часы ночные и дневные. Не человек ударял, но вроде бы рукой человека сам собою совершался эвон. Это было устроено с помощью чело-веческого разума, в высшей степени умело и хитро». Мастером и художником, создавшим этот прибор, был сербский выходец, —монах по имени Лазарь. Стоимость «чаcника» превосходила 150 рублей.
Знакомство с системой древне-русского счёта часов нужно поэтому, что она отличалась от принятой в наше время и в силу этого имеющиеся в источниках указания на части суток требуют перевода на соответствующые им часы, согласно современному делению суток.
При дневном измерении времени в старой Руси люди исходили из наблюдений над естественной сменой денька и ночи и приводили их в связь с часами церковных богослужений.
День начинались не в полночь, как это принято сейчас, а в период вставания людей от сна и воззвания к обыкновенной деятельности. Это совпадало с утренним богослужением («заутреней»), которое начиналось ещё перед зарей и оканчивалось до восхода солнца. Князь XII в. Владимир Мономах писал в «Назидании» своим детям: «Пусть не застанет вас солнце в кровати. Так делал мой отец и все добрые мужи: отдав богу заутреннюю хвалу, и после солнечного восхода лицезрев солнце и прославив бога с радостью, открывал совет с дружиной, либо судил людей, либо ехал на охоту…».
Таким макаром, с первого часа денька (по древне-русскому счёту) люди обращались к своим еще одним делам. Время от 3 часов до «пополудни» -период «обеда». В этот период в церкви служилась «обедня». «Полдень» наступал в 6-7 часов. До захода солнца происходила еще одна церковная служба -«вечерня», при этом время денька после «вечерни» примыкало к вечеру. Ночь тянулась от конца сумерек до первых признаков зари.
В древне-русских источниках время, на которое приходится то либо другое событие, нередко указывается не в часах, а в церковных службах. Потому нужно было иа их тормознуть.
В церковных календарях рассредотачивание «дневных» и «ночных» часов было неодинаковым для разных месяцев, также их подразделений. Если в нашем быту денек равняется условно ночи в течение всего года (12 час. + 12 час.), а счёт часов ведется сплошной (1 -24), то в старой Руси, зависимо от того либо другого числа и месяца, длительность денька (а соответственно и ночи) колебалась от 7 до 17 часов. Эти колебания зависели от естественной смены черной и светлой частей суток а связи со сменой природных явлений.
Соответствие часов по древне-русскому измерению времени, принятому в XVI-XVII вв., и позднейшему исчислению (XIX в.) приводится в таблице XI.
При использовании источниками следует учесть, что в ряде областей (к примеру, в Новгороде) счёт часов отличался от столичного.