Научный и Божественный сценарий
Научный и Божественный сценарий
Итак, пред нами два теоретических сценария возникновения мира — Божественный и научный. К тому же мы располагаем реально действующей Вселенной в единственном экземпляре, со своим безальтернативным ходом эволюционного развития. Попытаемся разобраться, какой из 2-ух сценариев более много отвечает результатам опытнейших наблюдений, унифицирует наше мышление и содержит меньшее число логически независящих начальных начал. Комбинаторика из которых позволяет устанавливать связь всего комплекса физических закономерностей, согласно которых реализуется жизнь мироздания.
Сначала, пристально разглядим научную версию сотворения мира, по сценарию Огромного взрыва. Вспомним происхождение этой теории. В свое время южноамериканский астроном Эрнст Хаббл, следя в телескоп Вселенную, обнаружил красноватое смещение спектральных линий светового сигнала, исходящего от дальних галактик. Более естественным образом регистрируемое красноватое смещение интерпретировалось, как доплеровское изменение светового сигнала, исходящего от стремительно удаляющихся от нас (и вообщем друг от друга) галактик. По мере наблюдения становилось все более убедительным, что закон разбеганий галактик во все стороны является универсальным и всеобщим, будто бы происходит расширение всей Вселенной в целом. Другое принципиальное открытие состояло в том, что разбегание галактик во все стороны происходит со скоростями, пропорциональными расстояниям до этих объектов. Сообразуясь с законами формальной логики, навязывалось допущение, по которому чуть раньше все вещество Вселенной было сосредоточено в ограниченной области галлактического места. Предположение оказалось плодотворным и наука устремилась к теории Большого взрыва.
Мы приводим историческую справку о формировании теории Огромного взрыва только потом, чтоб продемонстрировать откровенно случайный нрав ее появления. Ведь не было и в помине широкого поиска, и глубочайшего системного анализа, которые непременно должны сопутствовать построению такового квазимасштабного обобщения, каким является теория сотворения мира. Задачка по сути стояла предельно просто — требовалось умение разъяснить внезапно обнаруженное красноватое смещение спектральных линий далеких галактик. Решение этой как бы «одноходовой» задачки повлекло за собой вознакновение глобального сценария сотворения мира.
Справедливости ради, нельзя не вспомнить доктора петроградского института Александра Фридмана, который еще до открытий Хаббла отыскал нестационарные решения гравитационных уравнений общей теории относительности, тем указав на возможность существования нестационарной Вселенной. Но конкретного воздействия на возникновение теории Огромного взрыва, творчество Фридмана не оказало, в силу ряда обстоятельств.
Никто не станет оговаривать, что в природе заключена объективная связь целого и его частей. Правильное распределение этих связей в состоянии предоставить известное обеспечение для удачного овладения внутренним содержанием интересующего нас предмета. Всераспространенной ошибкой в рассуждении относительно частей и целого является положение, когда личные признаки рассматриваются в качестве доминирующих аргументов, обуславливающих общие характеристики исследуемых явлений. Когда, к примеру, по цвету морской волны берутся комментировать историю возникновения Индийского океана. Такая методология не применима категорически и уж тем паче, она не применима в критериях работы над конструированием только квазимасштабного обобщения, которым является теоретическая модель Вселенной. Никак нельзя согласиться с разъяснением смещения спектральных линий светового сигнала, исходящего от далеких галактик, при помощи предъявления новейшей теории сотворения мира. Что по сути, вышло в случае с Большим взрывом. От целого к личному, как говорится, «милости просим», но не напротив.
К огорчению, все многосложное сооружение наших знаний о жизни Вселенной возводилось в большей степени этим грешным методом — от личного к целому. Потому мы повсевременно приспосабливаем, нескончаемо корректируем наши представления о жизни мироздания под вновь обнаруживаемые частности. Надуманное единство воссоздаваемой нами физической картины мира по сути очень нестабильно. Об этом свидетельствует многолетний опыт развития всего комплекса естествознания, с его бесконечными поправками и перестройками. Происходит это, сначала поэтому, что мы до сего времени не осознаем конечной цели самого процесса познания, длящегося несколько 1000-летий по принципу — от личного к общему. Да что там цели! Мы даже не убеждены в корректности избранного курса, по которому развивается естествознание. Совершенно не исключено, что все теоретические построения, при помощи которых мы ориентируемся в окружающем мире, не имеют к реальной реальности совсем никакого дела, а являются только продуктом нашего интеллектуального самовыражения.
В этом смысле священное Писание предоставляет в наше распоряжение уникальный шанс для построения хорошей модели Вселенной, с соблюдением более многообещающей методологии следования от общего к личному. Книжка «Бытие» сразу разворачивает пред нами цельную картину появления мироздания в законченном виде. Для нас это единственная, беспримерная возможность, позволяющая востановить всеполноценную теоритеческую картину происхождения Вселенной на незыблемых, раз и навечно положенных основаниях. Очевидно, наука не должна при всем этом становиться в «позу», она должна почтительно вчитаться в пророка Моисея. Нельзя не учесть время написания этой книги и, соответственно, уровень умственного обеспечения потенциального читателя. И самое главное, нужно попытаться подобрать адекватный физический эквивалент событиям, описанным в первых деньках творения по книжке «Бытие». Во всяком случае, третировать таковой уникальной возможностью мы не имеем права. Очень уж высок, ни с чем же не сравним авторитет священного Писания.
Ворачиваясь к теории Огромного взрыва, отметим, что применительно к приведенным выше четырем принципным установкам, в рамках которых теоретическая идея способна вещественно атрибутировать категории «пространство» и «вещество», эта концепция очевидно примыкает к демокритовскому разделению мира на два первоначала: «материю-вещество» и «пространство-пустоту». Более примитивная, древная философская установка незримо находится в сценарии вселенского взрыва. Научная версия прямо утверждает, что чуть раньше все вещество Вселенной было сосредоточено в ограниченной области галлактического места и вдруг, в итоге огромного взрыва, разлетелось по пустоте в различные стороны. Спору нет, неважно какая из 4 принципиальных установок, для вероятной атрибутации основополагающих категорий мироздания, вправе претендовать на исключительное внимание при разработке теоретического сценария сотворения мира. В этом смысле они стопроцентно равноправны. Но установки, делящие мир на два первоначала, неизбежно упираются в роковые вопросы: Кто разделил? Для чего? Когда? Каким образом? Представить, что мир всегда состоял из 2-ух независящих первооснов, означает бесповоротно отрешиться от идеи приведения основополагающих категорий мироздания к единой понятийной субстанции и, как следует, навечно отрешиться от способности построения единой теории поля.
И позже, откуда такая роскошь? Весь наш многолетний опыт свидетельствует об оборотном. Мы практически на каждом шагу сталкиваемся с предельной скупостью творца-природы. В этой связи, очень нерациональной представляется расточительная мысль разделения мира на два первоначала. Тем паче, что нет положительных обстоятельств, запрещающих приведение мироздания к единой вещественной субстанции.
Из сравнения скопленных данных следует, что в различных направлениях от Земли, в глубинах обозримого Космоса, галактики в равных по объему областях места распределены умеренно. К тому же в крупномасштабных измерениях скорости их разбегания по всем фронтам тоже оказываются схожими и зависят только от расстояний до исследуемых объектов. Отсюда делается вывод о возможности считать поддающуюся наблюдению часть Вселенной однородной и изотропной, что в критериях взрывного происхождения мироздания представляется очень внезапным. Для того, чтоб выброшенный из эпицентра Огромного взрыва осколочный материал распределился в галлактическом пространстве умеренно и изотропно, должна реализоваться очень специфичная организация исходных критерий взрыва, тяжело поддающаяся естественному разъяснению.
Нужно подразумевать, что во всех разрабатываемых диспозициях Огромного взрыва исходная стадия, этого действия, очень очень находится в зависимости от подбора особых критерий. Когда реализуется подгонка характеристик с точностью, не имеющей аналогов нигде в физике. Складывается воспоминание, как будто провидение хлопотало о изготовлении благоприятных критерий для появления чуть не каждой элементарной частички. А их исключительно в видимой части мироздания, по нашим прикидкам, содержится около 1080 экземпляров.
Говоря о чрезвычайной точности подгонки характеристик, на ранешней стадии развития Вселенной, можно вспомнить «проблему космологической постоянной». Заключающуюся в фантастическом предположении, что исходная энергия вакуума должна быть хорошей от нуля и «приготовлена» с точностью до 10 106. Такое требование предъявляет механизм компенсации возникающих позднее скачков плотности вакуума, из-за фазовых переходов в калибровочных теориях огромного объединения. В реальном исследовании нет нужды, тщательно расписывать весь механизм «набегания» этой не поддающейся осмыслению величины, мы только ограничимся констатацией самого факта ее существования.
Дальше, можно привести загадку неописуемой близости Вселенной на ранешней стадии к трехмерной плоской (к=0). Эту загадку обычно именуют «проблемой плоскости». Обуславливается она тем обстоятельством, что для успешного развития мироздания, от момента взрыва до сегодняшнего состояния, нужна очень узкая подгонка параметра О. — дела средней плотности энергии во Вселенной к так именуемой «критической плотности». Эйнштейновские уравнения, на которых основаны современные космологические модели, составлены таким макаром, что от величины О. зависит, сменится ли расширение Вселенной сжатием либо расширение, будет длиться нескончаемо. Для того, чтоб мироздание развивалось по сценарию Огромного взрыва и доживало, в согласовании с пророчествами теории, до наших дней, подгонка параметра О. на ранешней стадии должна быть не ужаснее, чем 10 -,э. Если это условие не будет соблюдено, то для замкнутой Вселенной расширение сменится сжатием за время близкое к иланковскому, а открытая Вселенная расширится настолько быстро, что не успеют образоваться значимые массы вещества. Мы не станем, за отсутствием надобности, расписывать полный расчет возникновения этой неописуемо малой величины, отметим только факт ее существования.
Наличие в теории Огромного взрыва фантастически малых величин, не имеющих аналогов нигде в физике, составляет содержание самой таинственной стороны этого действия и заставляет бояться, что тут мы имеем дело со случаем арти-факта. В науке таких примеров превеликое огромное количество, когда поначалу возникает тенденциозная мысль, а позже уже, в угоду ей, подбираются надлежащие оправдательные аргументы. При этом, обычно, эти аргументы в силу надуманности общей идеи имеют чрезвычайный, нигде более не встречающийся нрав. Заурядно сторонники теории «Большого взрыва» ссылаются на нестандартность действия, его исключительность и, как следует, возможность введения некоторых «особенностей». Просто говоря, начинают подбирать удобные себе правила игры и на собственных правилах раскладывают вселенский пасьянс. Хотя коренная неувязка космологии состоит, как раз, в том, чтоб выстроить теоретическую модель, в какой Вселенная жила и развивалась бы до теперешнего собственного состояния совсем независимо от особенностей исходных критерий, подчиняясь только фундаментальным законам физики.
Считается, что возможность продвижения, назад по времени к началу жизни Вселенной (1=0), впрямую находится в зависимости от наших познаний в области взаимодействия простых частиц при больших плотностях и энергиях. Тут космологические трудности конкретно смыкаются с физикой микромира. Не случаем все диспозиции сценариев Огромного взрыва строятся приблизительно последующим образом: время т ~ 0,3 сек, температура Т ~ 3-10’° град, плотность Р ~ 107 г/см3 (считается, как будто, начиная с плотности Р ~ 107 г/см3, нейтрино отрывается от нуклонов и фактически доживает до наших дней). Познакомишься с таковой лихой рекогносцировкой и невольно задумаешься, ну а дальше-то что? Уж коль скоро мы позволяем для себя единым махом сгребать в общую кучу все вещество Вселенной и устраивать грандиознейший космический фейерверк, должны же мы после такового головокружительного полета фантазии точно знать, что пз себя представляют простые простые частички, так сказать, примитивнейшие куски вещества. Но, не тут-то было. Тут, как раз, и начинаются наибольшие трудности. Легко и беззаботно рассуждать о том, что происходило со всей Вселенной млрд годов назад (как говорится — за давностью лет и отсутствием очевидцев), но еще сложнее разобраться в том, что происходит на твоем письменном столе.
Говоря по совести, ни один ученый на сегодня не в состоянии толково разъяснить, что из себя представляет обычный электрон. Каковой его действительный физический антураж? Ведь нельзя же, по правде, отказывать электрону в действительности предметного дизайна его самобытия. При таком немощном состоянии теоретической мысли, как говорится, в границах своей кожи, рассуждать ответственно о каких-либо квазипроцессах, происходивших во Вселенной млрд годов назад, представляется очень и весьма ранним. Естественно, можно и необходимо разрабатывать разные сценарии сотворения мира, но при всем этом не следует утрачивать чувство меры. Разве дозволительно говорить о режимах работы всего вещества Вселенной, сосредоточенного в единую массу, если это не ведет к осознанию — что из себя представляют простые первокирничики этого грандиознейшего образования?
Самым большим недостатком теории Огромного взрыва является ее откровенная непродуктивность. Из этой теории никогда, ничего не выходило и не вытекало. Нельзя вспомнить практически ни одной физической идеи, к которой наука пришла конкретно благодаря этой концепции. Красноватое смещение спектральных линий дальних галактик было зарегистрировано до теории взрыва. Реликтовое излучение тоже было найдено совсем внезапным образом и совершенно независимо от концепции Огромного взрыва. Популярная формула: «гора родила мышь», на поверку оказывается намного плодотворней, ежели предлагаемый наукой к рассмотрению сценарий появления мироздания. Глобальная теория, тем паче призванная интерпретировать величайший акт «рождения мира», не может существовать как «вещь в себе» и «ради себя самой». Она должна выходить на коренные проблемы современного естествознания и предлагать их решение.
А именно, было бы очень убедительным, если б принятая нами теория сотворения мира выходила на решение одного из самых универсальных и всеобъятных физических взаимодействий, которое именуется «всемирным тяготением». Хотелось бы, чтоб научная концепция рождения мироздания содержала внутри себя идеи, при помощи которых можно было бы классифицировать различные и тотчас нестыку-ющиеся, меж собой, сведения из области микромира — положим, корпускулярно-волповой дуализм. Очевидно, такая теория должна содействовать преодолению острого понятийного кризиса, преследующего атрибутацпю основополагающих категорий мироздания. Много чего еще хотелось бы «поиметь» от полноцепной теории сотворения мира. Догадка же, Огромного взрыва не столько отвечает на наши вопросы, сколько интенсивно помогает создавать их. Что в принципе неприемлемо для настолько приличного космологического обобщения. В итоге, неподъемная громадина безответных вопросов, которые вырисовываются в связи с Огромным взрывом, напрочь перечеркивает познавательную ценность интерпретации красноватого смещения светового сигнала дальних галактик через доплеровский эффект. Так всегда бывает, когда пытаются разъяснять сложные либо практически непонятные вещи посредством аргументов еще больше сложных либо вонсе непонятных.
Меж тем, как уже не один раз отмечалось, в нашем распоряжении имеется сценарий, предложенный священным Писанием, который способен, при соответственном физическом наполнении, дать очень непротиворечивую и главное плодотворную картину сотворения мира. Из которой естественным образом будут продуцироваться многообещающие идеи, дозволяющие решать насущные трудности современного естествознания. В данном контексте мы, естественно, имеем в виду действия первых дней творения, описанные Моисеем в книжке «Бытие». Когда Бог сделал землю и небо, вроде бы из ничего.
Применительно к четырем принципным установочным формулировкам для вероятной вещественной атрибутации категорий «пространство» и «вещество», библейская версия сотворения мира более аккуратненько согласуется с четвертым вариантом, из рассмотренного выше набора на теоретическом уровне допустимых установок. Согласно последнего, место и вещественные объекты вещества выступают в нем, как производные от одного вещественного субъекта. Как разные модификации маточного места Вселенной, которое способно принимать всевозможно качественно-своеобразные формы, зависимо от особенностей имеющихся физических критерий и режимов его функционирования.
Беспристрастный масштаб взаимодействия человека с внешним миром и многолетний практический опыт, крепко закрепили в нашем сознании разделение мира на «пустоту» и «вещество». Для того, чтоб согласовать наше восприятие окружающего мира с четвертой установочной формулировкой, необходимо сделать некое умозрительное усилие и попытаться представить все обилие окружающего мира, как проявление разных физических состояний абсолютного маточного места Вселенной. Проиллюстрируем это положение.
Представте для себя какую-либо однородную физическую среду, пусть ею будет обычная вода и пусть в этой среде лежит ледяной шар, размером с футбольный мяч. Вода, в нашем представлении, будет играть роль места, а ледяной шар — роль вещества. По собственному вещественному содержанию ледяной шар является качественно-своеобразной формой локальной области среды, в какой он существует. Как вода, так и лед являются обыкновенными молекулами воды. Только разница их температурно-энергетических уровней, другими словами качественно-своеобразное состояние молекул Н,0, позволяет нам верно делить эти две формы вещественных образований. Вот, фактически, приятная модель, иллюстрирующая нрав отношений меж местом и веществом, согласно четвертой принципной установки для вероятной вещественной атрибутации основополагающих категорий мироздания. Эта модель, как нельзя более много, удовлетворяет условиям реализации библейской версии сотворения мира. Согласно которой предусматривается спонтанная возможность появления вещества из маточного пространства, без вербования дополнительных вещественных средств.
Если б нам довелось поновой подбирать наименования для основополагающих категорий мироздания, в согласовании с требованиями четвертой установочной формулировки, было бы целесообразным бросить за абсолютным маточным пространством Вселенной обычное определение «пространство». При всем этом следовало бы отметить, что физическое состояние маточного места принимается за нулевую нормаль. Тогда все другие состояния маточного места, являющиеся отклонением от этой нулевой нормали, должны называться «контрстранство» и соединять воединыжды внутри себя проявленный вещественный мир в виде «поля», «вещества» и «времени». Но мы, очевидно, будем придерживаться исторически сложившихся заглавий для основополагающих категорий, имея ввиду, что они все являются выражением различных состояний маточной материи абсолютного места Вселенной.
Только принципиальным, ничем неподменным достоинством четвертой установочной формулировки, рассматривающей место п вещество, как производные от единой маточной материи, является ее наибольшая склонность к эволюции. Эта установка подразумевает беспристрастную возможность самовозникновения мощных вещественных объектов вещества конкретно из пространственного субстрата. Вещество, в таком случае, может появляться в хоть какой области места и уходить в небытие довольно размеренным и легкодоступным нашему осознанию образом, сродни образованию и таянию льда. Тогда и незачем сочинять гулкие иллюминации по типу Огромного взрыва. Значительно, что в условиях четвертой принципной установки святое благо-вествование евангелиста Иоанна, открывающееся величественными стихами: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог», приобретает еще более глубокий и плодотворный познавательный вес, ежели другие псевдонаучные умозаключения.
По правде, в стихах евангелиста Иоанна выражение «Слово» — оно же «Логос» — отмечено в особенности возвышенным, ипостасным смыслом. Не случаем это ключевое библейское определение пишется с большой титры. В соответствии с четвертой принципной установкой, о вероятной атрибутации категорий «пространство» и «вещество», возникновение вещества при помощи иромыслптельного «Слова» может быть интерпретировано, как широкомасштабная кристаллизация вещества из маточного вещественного места, по велению Высшей вселенской воли. Посланцами Высшей вселенской воли могут выступать затравочные «пдеи-крнсталлы», равно, как неважно какая простая частичка, владеющая массой покоя. Присутствие последней в концентрированном вещественном пространстве будет выводить его из состояния равновесия и стимулировать начало реакции кристаллизации. Что, в свою очередь, должно приводить к образованию значительных масс вещества: в виде звезд, планет и целых галактических систем. Процесс кристаллизации вещества в концентрированных средах отлично исследован и полностью доступен нашему осознанию.
Таким макаром, у нас имеются все основания предполагать, что у истоков рождения нашей планетки вправду стояло «Слово» и сама эта мысль — полностью достойна широкого научного внимания. Утверждение евангелиста Иоанна о том, что «В начале было Слово», очевидно, стопроцентно соответствует Моисееву повествованию о первых деньках творения мира усилиями Божественного промысла. Это творение, как понятно, происходило по уставу еврейского слова «бара», значащего — делать из ничего. В самом акте творения, всего из ничего, лежит залог нескончаемого обилия форм существования Вселенной. Ибо обвеществленный исходный материал, с неизбежностью ограничивал бы спектр проявления вещественного мира. В мироздании, построенному по богословскому сценарию, практически отсутствуют какие-либо фиксированные формы существования материальных образований. В нем идет непрерывный процесс перехода места в вещество и, напротив, воззвание вещества в пространственную материю.
Вспомним модель Вселенной по сценарию Огромного взрыва. При всей кажущейся динамичности он, по сути, максимально статичен. Единственной переменной величиной в нем, бытует расстояние меж массами вещества. Основные же составляющие мироздания, другими словами обвеществленная его составляющая, находятся в теории Огромного взрыва в однажды данных стационарных формах. Одним словом, это откровенно механистическая модель, с очевидным акцентом в сторону демокритовского разделения мира на два первоначала: материю-вещество и пространство-пустоту.
Научный оптимизм теории Огромного взрыва основывается на убежденности, что природа представляет собой натурализованное выполнение некой логической схемы, поддающейся детерминированному осмыслению. Когда из состояния физической системы в некий момент времени следуют конкретным образом все другие ее состояния в дальнейшем. Эта теория спроецировала на себя более примитивную диалектику стандартного людского мышления, основанную на причинно-следственных взаимосвязях. Мы привыкли интерпретировать любые действия, как непредотвратимо необходимые и стопроцентно подчиняющиеся закону причинно-следственных связей меж явлениями. Как будто одни они только и могут отражать конкретные закономерности эволюции внешнего мира.
Меж тем нам^доподлинно понятно, что законы природы не являются причинными, а напротив, они носят преимущественно статистический нрав. В окружающем нас физическом мире, идет непрерывное изменение вероятностей возможных состояний. Потому нет смысла и нет никакой надобности гласить о серьезных причинно-следственных, совершенно точно определенных отношениях. На основании которых, сторонники теории Огромного взрыва продвигаются к ранешным стадиям жизни Вселенной.
По сути, нам совсем и не непременно знать, почему в какой-нибудь области галлактического места может возникнуть неустойчивое состояние маточной материи и начнется широкомасштабная кристаллизация вещества. Для нас, еще важнее научиться осознавать саму возможность возникновения вещества из маточной материи места. Которое повсевременно балансирует на отметке возможно возможного начала крупномасштабной кристаллизации вещества либо, напротив, воззвание вещества в пространственную материю. Хотя для очень напористых атеистов и сторонников детерминизма можно привести утешительное допущение, что взаимопревращение меж местом и веществом происходит вследствие непрерывного перемещения галактических масс. При всем этом, срабатывает механизм зануления симметричного рассредотачивания масс вещества в космическом пространстве.
Возможность спонтанного самовозникновения вещества из маточной материи места позволяет, как нам представляется, отыскать согласие меж библейской и научной версией сотворения мира. Это во-1-х. Во-2-х, приведение места и вещества к единой вещественной субстанции, позволяет вывести естествознание из сложного понятийного кризиса, приследующего атрибутацию основопологающих категорий мироздания. И главное, у нас, в конце концов, раскрывается перспектива, позволяющая приступить к построению универсальной, квантово-релятивисткой теории относительно движения, на базе обнавленного, фундаментального, понятийного арсенала.
Борис Дмитриев