Гараж во дворе
4.1. Конструктивные схемы и компоновки
Крайне важную роль в выборе конструктивной схемы гаража для возведения его во дворе играет место его расположения. По степени интегрированности в жилище гаражи можно подразделить на встроенные, примыкающие и отдельно стоящие. Встроенные: подвальные, полуподвальные и на первом этаже солидных построек, по сути дела, являются отдельными их помещениями, что выходит за рамки данной книги, а потому будут интересовать нас лишь с точки зрения обустройства и оборудования гаражей, о чем речь еще впереди.
Собственно гараж начинается со схемы е го расположения с примыканием к стене дома, которая очень привлекательна (фото 4.1.1, 4.1.2, 4.1.3). В этом случае не только упрощается и удешевляется строительство, что само по себе очень весомо, но и появляется возможность организовать вход в дом из гаража, минуя улицу.
Фото 4.1.1. Гараж, примыкающий к лицевому фронтону дома и сблокированный с парадным входом
Фото 4.1.2. Пристроенный к дому и отделанный с ним одинаково гараж
Фото 4.1.3. Пристроенный к дому гараж и дом образуют одно гармоничное целое
Классические отдельно стоящие гаражи могут быть выполнены из самых различных материалов и по самым разным конструктивным схемам. Например, кирпичный с плоской слабопокатой крышей с воротами из профилированного алюминия (фото 4.1.4) или дощатый с двускатной крышей с деревянными распашными воротами (фото 4. 1.5).
Фото 4.1.4. Отдельно стоящий кирпичный гараж с откидными воротами из профилированного алюминия
Фото 4.1.5. Гараж из обработанных огнестойким составом необрезных досок с двускатной крышей и деревянными распашными воротами
В последние годы широкое распространение за рубежом получили простейшие гаражи-карпорты – открытые (в смысле полного или частичного отсутствия стеновых ограждений) автостоянки под навесом, которые по месту расположения бывают как пристроенные к дому, так и отдельно стоящие. Естественно, что появились и комбинации закрытых гаражей и открытых автостоянок (фото 4.1.6), которые также могут примыкать к дому либо закрытым гаражом, либо навесом открытой автостоянки.
Помимо своей основной функции современные гаражи призваны служить и элементом ландшафтного дизайна – попросту говоря, радовать глаз и хорошо сочетаться с о сновными постройками (фото 4.1.7), что при самостоятельном строительстве гаража никак нельзя сбрасывать со счетов.
Фото 4.1.6. Закрытый гараж в комбинации с карпортом под общей односкатной крышей
Фото 4.1.7. Сблокированный с домом гараж с двускатной крышей и откидными воротами
Для описания конструкции и технологии возведения любого гаража необходимо как-то выделить его из великого множества построек аналогичного назначения. Но многообразие возможных в настоящее время конструкций гаражей столь велико, что разделить их по рассмотренным выше признакам не представляется возможным. Дело существенно упростится, если к месту расположения гаража и его типу (открытый, закрытый) добавить основную сугубо конструктивную характеристику (каркасный, с несущими стенами) и наименование основного строительного материала. Можно еще добавлять и основные конструктивные характе ристики важных составляющих элементов постройки, например тип крыши или материал обшивки каркаса. Вот теперь, пожалуй, говорить о каком-либо конкретном гараже становится гораздо проще. Например, пристроенный (примыкающий) закрытый кирпичный гараж с плоской крышей или отдельно стоящий закрытый гараж с металлическим каркасом, деревянными обшивкой и воротами и двускатной крышей.
В качестве примера конструкция отдельно стоящего кирпичного гаража с вальмовой крышей приведена на рис. 4.1.1.
Рис. 4.1.1. Отдельно стоящий гараж с вальмовой крышей. Вальмовая крыша имеет четыре наклонные плоскости (ската). Стропила опираются на нижние прогоны и сходятся у конька. Расстояние между стропилами 40–50 см. Крыша може
т быть покрыта любым кровельным материалом – от глиняной черепицы до рубероида, укладываемого в два слоя. Коробка ворот состоит из прикрепленных к кладке двух стоек и перемычки
На рис. 4.1.2 представлена конструкция примыкающего кирпичного гаража с односкатной крышей.
Рис. 4.1.2. Пристроенный закрытый гараж. Каркас гаража крепится к стене дома. Снаружи каркас обшивают вагонкой, а внутри – огнестойким материалом. Стропила крепят к нижнему и верхнему прогонам. Кровля – глиняная черепица или рубероид, укладываемые на обрешетку. Коробка ворот состоит из двух стоек и перемычки, выполняющей одновременно и функцию поперечной связи каркаса. К нижним концам стропил крепят карнизную доску, а к ней – опоры водосточного желоба
Конструкция примыкающего каркасного гаража с односкатной крышей показана на рис. 4.1.3.
Рис. 4.1.3. Пристроенный карпорт. Крепление каркаса к стене дома производят посредством мощной балки, на которую кладут стропила. В пазах стропил закрепляют прогоны. К прогонам привинчивают гофрированные листы из п ластика, выступающие по краям примерно на 5 см. К нижним концам стропил крепят карнизную доску, а к ней – опоры водосточного желоба. Стойки каркаса гаража крепят к выступающим из фундамента и забетонированным в него стальным анкерам. На высоте порядка 60 см изнутри к стойкам крепят продольную связь, придающую каркасу дополнительную жесткость
На рис. 4.1.4 приведены два варианта крепления каркаса крыши примыкающего гаража к дому.
Рис. 4.1.4. Варианты соединения с домом крыши пристроенного гаража:
a) При соединении каркаса с кирпичной стеной стропила опираются на прикрепленную к стене мощную балку. Щель между кровлей (гофрированный лист из пластика) и стеной укрывают пластиковым фартуком, верхний край которого загибают и вставляют в паз между кирпичами;
б) При соединении каркаса со скатом крыши дома в кровле дома удаляют не менее двух рядов черепицы. На открывшийся ниж ний прогон кладут стропила пристраиваемого гаража, концы которых затесаны на скос (для полного прилегания к прогону). Гофрированные листы кровли гаража вставляют под нижний ряд черепицы с последующим уплотнением щелей
Не менее важны и компоновки гаражей. Именно компоновка определяется функциями гаража, которые на него возлагаются. Тут и наличие смотровой канавы, если гараж предназначен для ухода за автомобилем и его ремонта. Погреб, если таковой нужен. Стеллажи, полки или даже антресоли – для хранения всего необходимого (не обязательно связанного с автомобилем). Верстак (верстаки) – для различных работ и т. д. Все определяется хозяином. Весомый вклад в компоновку гаражей вносит и наш менталитет, точнее, образ жизни в целых регионах, поскольку он в высокой степени определяет порядок использования гаража.