Телезио
Телезио
Более выдающимися представителями философии природы теоретического типа были Б. Телезио и Д. Бруно. Бернардино Телезио (1509-1583), родом из Косенцы, около Неаполя, — один из влиятельных философов итальянского Ренессанса, основоположник итальянской философии философии природы итальянской философии природы. Его имя аккомпанировала легенда известного знатока традиционной древней литературы. Он противопоставил свое творчество официальной схоластике, с которой познакомился во время учебы в институте. Склонность к эмпирическому и экспериментальному исследованию природы была обоснована его деятельностью в добровольческом научном обществе — так именуемой Козентийской академии. За вольномыслие его преследовали церковные власти. Плодом его долголетнего упрямого труда была книжка «О сути вещей согласно их своим принципам».
Из исследования природы Телезио исключает зание бога. Бог является только творцом мира, в следующем он не вмешивается в процессы природы, таким макаром, задачей философии задачей философии является не зание бога, а исследование реальной природы. Философия должна освободиться от теологии. Телезио отторгает упование на наружные авторитеты: философские и научные выводы должны опираться на конкретные восприятия и опыт, на свой разум. Не бог, но природа является предметом является предметом философского предметом философского исследования. Философия Телезио содержит сильные материалистические тенденции. Все вещи телесны, вещественны; телесный принцип является их нескончаемой, постоянной сутью, сам этот принцип, но, пассивен, лишен всякого движения и активности, он вроде бы «мертв», невидим. Движение и изменение вызываются борьбой 2-ух обратных активных принципов — тепла и холода. Эти принципы бестелесны, но проявляться вне собственной вещественной базы, вне вещественной субстанции вещей не могут.
В учении Телезио намечается принципиальная материалистическая мысль о вещественном единстве мира. Проявляется эта мысль и в его космологических мнениях: небесные тела, так же как и Земля, вещественны, различия меж ними вызваны большей либо наименьшей мерой присутствия активных принципов. Но в собственной сущности эта космология базирована на докоперниковых схемах. Солнце и небесные тела в отличие от «холодной» Земли подвижны. В понятии «собственные принципы» природы у Телезио содержатся элементы стихийной диалектики стихийной диалектики: источник движения не вне природы, но в ней самой. Телезио отторгает перипатетическое и схоластическое учения о наружном движке: движение является своим, присущим материи принципом, ее самодвижением.
Эти выводы совпадают с деистическим решением трудности дела бога и мира: сотворенный мир наделен божественными силами и качествами, после акта сотворения движение происходит уже само, без вмешательства бога, на основании собственных принципов. Натурфилософским представлениям отвечает его разъяснение жизни человека и его зания. Тепло, как активный принцип, является основой актуального принципа, который Телезио именует духом (приравнивая его к средневековому мед термину «спиритус»). «Пневма» представляет собой узкую, теплую, телесную, подвижную материю, которая находится в живом организме, содействует движению, определяет актуальные функции, чувствительность, восприятие, зание и погибает совместно с телом. Учением о «жизненном духе актуальном духе» Телезио показывает на единство всех живых созданий. Человек в этом смысле отличается тем, что его «пневма» более «тонкая» и «теплая». «Дух « неразрывно связан с материей связан с материей, он рассредоточен во всем теле, распространяется по нервной системе, центром которой является мозг. Разумная людская душа многосторонним образом связана с «духом природы».
Этот подход-основа сенсуалистской теории зания Телезио. Восприятие является источником и важным средством зания, а мышление и суждение определяются восприятием. Восприятие появляется после принятия окружающего мира «духом мира «духом». Таким макаром, всякая наука должна исходить из конкретного опыта. Этические мнения Телезио в базе соответствуют его философии природы. Нравственная жизнь человека появляется из его естественного рвения к самосохранению. Из этого рвения вытекают все аспекты для определения человечьих добродетелей и недостатков, отсюда исходят людские чувства, настроения и эмоции.
Эта этика индивидуалистическая: она подразумевает человеческое общежитие и солидарность только для защиты индивидума от грозящих ему угроз, вытекающих из стихий природы либо насильных действий других людей.
Не считая природного, вещественного «духа» существует и нематериальная душа, которая бессмертна и имеет божественное происхождение. Ее существование Телезио доказывает способностью человека к совершенствованию собственного сознания и нравственного поведения. Эта «уступка» теологии вытекает из общего метафизического нрава его философии нрава его философии природы как системы.
Телезио не лицезреет высококачественных различий вещественного мира, его теория «жизненного духа актуального духа» не может довольно ясно разъяснить специфику людского сознания и социальной сути человека. Философское учение Телезио имело известность уже при его жизни. Позднее переводы его трудов на итальянский язык расширяют его воздействие на процесс развития философии развития философии и науки. Иную, платоновскую линию итальянской философии природы итальянской философии природы представляет творчество Франческо Патрици (1529-1597), который в собственных «Перипатетических исследованиях» выступал с классической задачей гуманистов — преодоления схоластического авторитета Аристотеля авторитета Аристотеля, что становилось все более животрепещущим, ибо в официальной науке и философии науке и философии все еще властвовал средневековый аристотелизм, поддерживаемый церковной иерархией. Свое осознание мира, отличающееся как от схоластики, так и от платонизма Фичино, он представил в книжке «Новая философия вселенной «. Всем вещам и телам присущи четыре внутренних принципа: место, свет, тепло и течение.
1-ый активный принцип — свет, из которого исходит тепло, являющееся конкретной предпосылкой появления вещей, рождающихся в непрестанном движении материи движении материи. Материя не пассивна, но является движением, «течением» телесной массы. В собственном учении о вселенной он преодолевает неоплатоновскую метафизику света, согласно которой свет происходит от бога. Он воспринимает пантеистическое решение: бог не имеет определенного места, он всюду и нигде, вселенная сама есть бог, единое все есть. Нескончаемое место, но, не ограничивается материальностью, оно заключает внутри себя и духовные существа, бестелесный божественный свет, который методом эманации перебегает в телесный свет физического мира. Философия природы Патрици отвергалась представителями схоластической ортодоксии, его книжки были запрещены. Происходило это в то время, когда шел процесс над Д. Бруно. Тогда в число нелегальных были внесены и книжки Б. Телезио.