Определение веса бурильной колонны и нагрузки на долото
Натяжение концов талевого каната находится в зависимости от оснастки талей, поэтому одно и то же показание индикатора веса может соответствовать разным действительным весам колонны [46]. В условиях покоя натяжение концов каната /’должно быть равно величине усилия на крюке (?кр (вес колонны), деленной на число струн талевого каната п, несущих талевый блок,
(9.12) |
Р = (?кр/л-
Вследствие потерь на трение и жесткости каната натяжение в каждой струне талевого каната во время работы изменяется. Это объясняется тем, что натяжение в неподвижном и ходовом концах каната различно. Так как направление вращения роликов зависит от выполняемой операции (спуск или подъем инструмента), распределение усилий в канатах будет неодинаковым.
Усилия в ходовом конце талевого каната, по данным А. В. Синельникова, определяются следующими зависимостями:
— в условиях покоя
(9.13) |
Ро ^кр/л *
— при спуске
(9.14)
Таблица 9.6 Соотношение между нагрузкой на крюке и усилиями на концах талевого каната
|
— при подъеме
О 1 1 — л п
(г| = 0,98 — к. п.д. одного вращающегося ролика).
Усилия в неподвижном конце талевого каната:
— в условиях покоя
= Ор/л; (9.16)
— при спуске
г р< .
(9.17)
— при подъеме
Лл" .
(9.18)
(-Пм = 0,99 — к. п.д. последнего ролика кронблока под неподвижным концом талевого каната).
В табл. 9.6 приведено соотношение, полученное А. В. Синельниковым, между нагрузкой <2 на крюке и усилиями в непод
вижном и ходовом концах талевого каната в зависимости от оснастки талевой системы.
При определении веса бурильной колонны и нагрузки на долото при помощи гидравлического индикатора веса цена деления шкалы индикатора находится по паспорту, прилагаемому к каждому прибору. Однако на практике можно определить цену деления шкалы индикатора веса, не пользуясь паспортом прибора. Когда долото находится над забоем скважины, вес бурильной колонны (2 будет выражен величиной А, показанной индикатором веса. Так как отсчет по шкале ведется от 10-го деления, цена деления
С=0/(А- 10).
Приближенно вес бурильной колонны
0 = ~ ё)1{р — Рж)К, (9.19)
где g —ускорение свободного падения;
с! и с!1 — наружный и внутренний диаметры труб;
/, — длина колонны бурильных труб;
р — плотное 1Ь материала труб;
рж — плотность бурового раствора;
К*= 1,1 — коэффициент, учитывающий вес замков.
Вес бурильной колонны
0 = £<7 + у<7з, (9.20)
где Ь — длина колонны бурильных труб, равная глубине
скважины в данный момент, м;
/ — длина одной свечи, м;
д — вес 1 м бурильных труб, кН;
<?з — вес замка, кН.
Если в момент бурения показание индикатора веса равно В, то нагрузка на долото
(9.21) |
Р = (А — В) С.
Рассмотрим метод определения веса бурильной колонны и нагрузки на долото по индикатору веса, пользуясь паспортными данными прибора. Индикатор веса показывает только вес колонны. Нагрузка на долото определяется как разность между весом колонны в подвешенном состоянии над забоем и весом ее же, когда долото работает на забое. Для определения натяжения неподвижного конца талевого каната пользуются паспортом. Значение усилий в паспорте дается через 10 делений. Промежуточные показания (между целыми десятками) определяются интерполяцией.
Пример 1. Показания манометра — 45 делений. По данным паспорта 40 делениям шкалы соответствует усилие 62 кН, 50 делениям — 80 кН. Средняя цена одного деления в этом интервале (40—50 делений) составляет (80—62)/10 = 1,8 кН.
Нагрузка на крюке ()кр, отнесенная к одной струне, при 45 делениях ()кр = 62 + 1,8 • 5 = 71 кН.
Вычитая из полученного значения нагрузку, соответствующую начальному натяжению неподвижного конца талевого каната, равную 5 кН, будем иметь £?кр = 71 — 5 = 66 кН.
При оснастке 4×5 число струн, несущих талевый блок, равно 8. Тогда нагрузка на крюке Р = (2К]/г = 66 * 8 = 528 кН.
Чтобы перейти от нагрузки на крюке к определению веса бурильной колонны, следует учесть потерю веса в глинистом растворе, пользуясь соответствующим уравнением.
Нагрузка на вышку
Р. = о (п + 2), (9.22)
где п — число струн, поддерживающих талевый блок;
{2 — нагрузка на неподвижном конце талевого кана
та без вычета начального натяжения.
При п = 8
Ръ = 71(8 + 2) = 710 кН. (9.23)
Нагрузка на долото определяется произведением числа делений разгрузки по манометру на среднюю цену одного деления в данном интервале.
Классификация датчиков веса инструмента
|
Признак классификации |
Типы датчиков веса инструмента |
||||
Предпочтительные датчики и их хар-ки: — погрешность измер. — выходной сигнал — температ. диапазон — диапазон измерения веса на крюке Унификация |
+ 1% 4—20 мА (0-ЮВ) -50-^+50°С 0-120; 0-250 0—400 тс Все типы буровых установок |
+ 1% 4-20 мА (0—10 В) —50-ь-+50°С 0-120; 0-250 0—400 тс |
Пример 2. Оснастка 5×6. Число струн, несущих талевый блок, п = 10. Показание манометра перед началом бурения — 58 делений, в начале бурения — 52 деления. Величина разгрузки при этом составляет шесть делений (58 — 52) = 6.
По данным паспорта 50 делениям манометра соответствует нагрузка 80 кН, а 60 делениям — 90 кН. Средняя цена деления в этом интервале составляет (99—80)/10 = 1,9 кН.
Нагрузка на долото при шести делениях по манометру Рл = 1,9- 10-6 = 114 кН.
Пример 3. Оснастка 4×5, п = 8. Нагрузка на долото, которую надо держать бурильщику, не более 100 кН. Показание манометра до начала бурения при вращении инструмента над забоем — 68 делений.
По паспорту 60 делениям манометра соответствует усилие 99кН, а 70 делениям— 118 кН. Цена одного деления в интервале между 60-м и 70-м делениями составит (118—99)/10 « 2 кН.
Чтобы определить число делений, соответствующее разгрузке 100 кН, требуется 100/(2 • 8) = 6 делений.
Следовательно, чтобы ориентироваться в величине разгрузки по показывающему манометру, бурильщик должен держать по нему 68 — 6 = 62 деления.
При пользовании верньер-манометром надо учитывать, что цена деления верньерной шкалы гидравлического индикатора веса равна половине цены деления основной шкалы.
Значения кажущейся нагрузки на долото в современных компьютеризированных ИИС ГТИ определяются автоматически после проведения операции «взвешивание» инструмента, заключающейся в отрыве долота от забоя и подъеме инструмента над забоем на 3—4 метра с продолжением циркуляции. Время оставления инструмента в этом положении — 45— 60 с. После постановки инструмента на забой и его разгрузки ИИС ГТИ определяет значение кажущейся нагрузки на забой. Операцию «Взвешивания» инструмента желательно проводить при каждом наращивании, но не реже одного раза через 40—50 метров бурения.
В СГТ-К «Разрез-2» использован датчик веса инструмента (рис. 9.20), разработанный в НПГП «ГЕРС». В качестве измерительного преобразователя в датчике веса использован тензомет-
Рис. 9.20. Датчик веса инструмента |
рический преобразователь 4044 ДСТ, специально разработанный по заказу НПГП «ГЕРС» для измерения натяжения каротажного кабеля и в датчиках веса инструмента.
Преобразователь 4044 ДСТ выполнен в виде моноблока — нагружаемой оси среднего ролика, в котором смонтирована электронная схема преобразования усилий в унифицированный аналоговый сигнал 4—20 мА на диапазон измерений (250 кН).
Датчик веса имеет двухпроводную токовую линию, соединяющуюся с выносной системой сбора и обработки информации или с блоком обработки информации датчика перемещения талевого блока. Характеристика датчика, полученная на разрывной машине Р-100— линейна, погрешность измерения не превышает 2%. Датчик приспособлен для работы с талевыми канатами любых диаметров и поэтому может быть применен для всех типов буровых установок. За два года пробной эксплуатации отказов датчика и изменений характеристики не наблюдалось.
В табл. 9.7 дается классификация датчиков веса инструмента.