Солнечная электростанция 30кВт - бизнес под ключ за 27000$

15.08.2018 Солнце в сеть




Производство оборудования и технологии
Рубрики

Комплектование и эксплуатация бурильных труб

I

Подготовка бурильных труб к эксплуатации. Все трубы и соеди­нительные элементы (замки, соединительные муфты, перевод­ники), предназначенные для работы в скважинах, перед вводом в эксплуатацию в соответствии с требованиями ГОСТов, норм и — технических условий подвергают на трубных базах внешнему ви-* зуальному осмотру, инструментальному обмеру основных разме-, ров и проверке качества нарезки резьбы гладкими и резьбовымш. калибрами. Особенно тщательно осматриваются и проверяются* резьбовые соединения. Резьба должна быть гладкой, без заусен­цев, задиров и других дефектов, нарушающих ее непрерывность, плотность и прочность. После осмотра резьбовые соединения обя­зательно проверяются рабочими калибрами.

Трубы и замки, признанные годными после контрольной про — ^ верки их качества непосредственно на трубной базе, перед пус — / ком в работу свинчивают и крепят между собой. Перед навинчи — : ванием необходимо подобрать замок к трубе по натягу резьбы и, по конусности, так как это улучшает сопряжение резьбы. Замко* >

вая деталь, имеющая отклонение конусности по большему диа­метру свинчивается с трубой, имеющей также отклонение конус­ности по большему диаметру, могут быть также свинчены замок и труба, имеющие отклонение конусности по меньшему диаметру.

При подборе замка к трубе по натягу на трубу, имеющую натяг резьбы с плюсовым допуском, должна быть навинчена замковая деталь с натягом резьбы, выполненным в пределах минусового допуска, и, наоборот, на трубу, имеющую натяг с минусовым допуском, — замковая деталь с натягом резьбы, выполненным в пределах плюсового допуска.

Соединяемые трубу и замок с номинальной величиной натяга резьбы свинчивают без подбора. Навинчивание и крепление зам­ков производится в горячем состоянии. Детали замков, подобран­ные к трубам, перед навинчиванием подвергают нагреву в специ­альных нагревательных печах. Пока замковая деталь нагревается, на конец трубы с резьбой, подготовленной для навинчивания нагреваемой детали, на определенном расстоянии от последней риски резьбы в сторону тела трубы керном наносится метка, ко­торая в дальнейшем служит ориентиром при осевом перемеще­нии навинчиваемой нагретой детали замка. Замковые детали на­гревают до 380…430 °С (в зависимости от типоразмера).

Перед навинчиванием замка резьбу трубы смазывают соответ­ствующей смазкой, которую наносят не на всю резьбу, а только на первые три-четыре нитки, считая от торца трубы. После того как замок нагрет, а резьба на трубе смазана, нужно вынуть термо­пару из замка, извлечь замковую деталь из печи и навинтить ее на трубу. Горячий замок навинчивают на трубу так, чтобы его торец совпал с поставленным на трубу керном. Допускается недовинчи- вание замковой детали до керна не более чем на 1,5…2,0 мм.

Чтобы в замке не создавалось чрезмерно высокого напряже­ния, которое может повлечь за собой разрыв замка, нельзя допус­кать дальнейшее продвижение детали после совпадения торца с меткой — керном.

Замок, навинченный в горячем состоянии, при охлаждении прочно схватывается с трубой и обеспечивает прочность и герме­тичность соединений.

Эксплуатация бурильной колонны. Смонтированные новые бу­рильные трубы объединяют в комплекты, в составе которых они должны работать до полной амортизации. Комплекты состоят из труб, одинаковых как по диаметру и толщине стенок, так и по Длине труб. В комплект входят трубы одной марки, изготовленные одним заводом, и замки одного типа, изготовленные также од­ним заводом.

Состав комплекта по числу бурильных труб и их длине не огра­ничивается. Каждому комплекту бурильных труб присваивается свой порядковый номер, а всем трубам, вошедшим в комплект, — свои

порядковые номера внутри комплекта. Все трубы маркируются. Маркировка включает в себя порядковый номер комплекта; по­казатель группы прочности стали; последнюю цифру года ввода трубы в комплекте; номинальную толщину стенки (для буриль­ных труб), мм.

Комплекты труб учитывают и отрабатывают самостоятельно. Перевод отдельных труб из одного комплекта в другой запреща­ется.

На каждый комплект бурильных и утяжеленных труб заводят паспорт-журнал, в котором учитываются все трубы данного комп­лекта. Паспорт составляют в одном экземпляре и хранят на трубной базе. Паспорт действует до списания всех труб комплекта. В процес­се работы труб в скважинах в паспорт-журнал вносят отметки о ремонте, об авариях и о списании отдельных труб, а также указы­вают номера скважин, в которых работал комплект, длину части комплекта, участвующего в проходке каждой скважины, время работы труб, проходку по скважинам и сумму начисленного из­носа.

Производительной работой бурильных труб, участвующих в бурении скважин, считается проходка в метрах, а для труб ло­вил ьных комплектов — число скважин, в которых они работали. На трубы, участвующие в проходке скважин, начисляется услов­ный износ в килограммах и рублях, определяемый исходя из чис­ла пробуренных метров в данной скважине. Порядок начисления условного износа осуществляется в соответствии с «Инструкцией по эксплуатации, ремонту и учету бурильных труб». Нормы и рас­ценки условного износа приведены в прейскуранте порайонных расценок на строительство нефтяных и газовых скважин (ППР) и справочнике укрупненных сметных норм (ЭСН).

При достижении суммы начисленного на комплект условного износа в рублях 70 % от первоначальной стоимости труб и 90 % от стоимости замков, навинченных на трубы или приваренных к ним, начисление условного износа прекращается без начисления изно­са до полной отбраковки труб.

Бурильные трубы списывают по фактическому их состоянию’ на основании результатов осмотра, дефектоскопии и инструмент тальных измерений. ,

Бурильные трубы, разбитые на комплекты и отмаркирован — ные, доставляются на буровую. Буровая бригада, непосредствен-] но эксплуатирующая трубы, замки и другие детали, тщательно: проверяет качество труб, ведущие трубы, доставляемые в буро-< вую, и соответствие их паспортным данным. Буровой мастер при доставке труб на скважину одновременно получает выписку из паспортов-журналов с отрывными талонами и извещениями о получении комплектов труб. Трубы, замки, соединительные муф’ ; ты, имеющие наружные дефекты (плены, трещины, кривизну

т. д-)* не подлежат приемке. Обнаруженные детали с износом, превышающем нормы (допустимая сработка наружной поверхно­сти бурильных замков по диаметру при равномерном износе для ЗН-80 — не более 5 мм; ЗН-95 и ЗН-108 — 6 мм; ЗН-140 — 7 мм; ЗН-172 — 8 мм; ЗН-197 — 9 мм; ЗШ-108 — 8 мм; ЗШ-118 — 9 мм; ЗШ-146 — 10 мм; ЗШ-178 — 11 мм; 3111-203 —12 мм; ЗУ-155 — 7 мм; ЗУ-185 — 8 мм), бракуются и отправляются на трубную базу.

После того как комплекты бурильных труб завезены на буро­вую, осмотрены и приняты буровым мастером, буровая бригада укладывает их на мостки. Отсюда их берут в процессе бурения для сборки в свечи.

Затаскивая трубы в фонарь вышки или подавая свечи из-за польца, следует предохранять резьбу ниппеля от ударов о ротор и другие металлические предметы. При свинчивании резьбы в про­цессе спуска колонны бурильных труб нельзя допускать ударов ниппеля наращиваемой трубы о резьбу муфты трубы, спущенной в скважину. Во избежание самоотвинчивания и разъединения зам­ковой резьбы при бурении забойными гидравлическими двигате­лями все замковые соединения закрепляют машинными ключами.

При спуске труб в скважину следует не допускать резкого тор­можения колонны или посадку элеваторов на ротор с ударом, так как это приводит к возникновению больших динамических нагру­зок и нередко к авариям. С целью равномерного износа замковой резьбы следует при подъеме свечей менять положение средних (неразъемных) замковых соединений с концевыми (разъемными). При любом способе бурения необходимо руководствоваться нор­мами осевых нагрузок на долото, указанными в ГТН.

После окончания бурения скважины при разборке свечей над­лежит все трубы в замковой резьбе развинтить. Также отвинчива­ют все имеющиеся в колонне переводники, в том числе и предох­ранительный на ведущей трубе. Разобранные трубы укладывают на мостики аккуратно рядами по комплектам и обильно смазыва­ют резьбу. Нельзя сбрасывать трубы с мостков на землю, транс­портировать волоком и т. д. Ответственность за правильную эксп­луатацию всех элементов бурильной колонны лежит на буровом мастере, который не должен допускать нарушений технических правил обращения с инструментом.

В процессе бурения могут происходить аварии, связанные с поломкой элементов бурильной колонны. Наиболее слабое место в бурильной колонне — резьбовые и сварные соединения буриль­ных труб с замками.

Для выявления в теле труб и в их соединениях дефектов широ­ко используются методы дефектоскопического контроля качества тРУб, позволяющие определять местоположения таких дефектов, как закаточные трещины, раковины, закаты, плены, усталост­ные трещины и т. д. Для проверки качества труб непосредственно на буровой применяется ряд конструкций дефектоскопической аппаратуры и установок.

Эксплуатация ЛБТ имеет некоторые особенности. В случае не­достаточной интенсивности заполнения бурильной колонны (при ее спуске) промывочной жидкостью устанавливается один или несколько перепускных клапанов. Запрещается применять кислот­ные (грязевые) ванны для освобождения прихваченного инстру­мента. Концентрация водородных ионов (pH) в промывочной жидкости должна быть не более 11. Конструкция подсвечника долж­на предотвращать образование внутри труб ледяных пробок (за­мерзание части стекающего раствора в концах труб). Нельзя про­изводить наладку машинных ключей на теле ЛБТ. Запрещается наносить какие бы то ни было риски или метки на тело труб (кро­ме предусмотренных маркировкой).

При проводке скважины в целях достижения равномерного из­носа всех замковых соединений после каждых очередных 20 спус­коподъемных операций следует менять местораспрложение разъем­ных и неразъемных замковых соединений, стрбго соблюдая пос­ледовательность этой замены.

Для защиты ЛБТ от износа обязательно применение резино­вых колец-протекторов.

Ремонт бурового инструмента. После окончания бурения сква­жины комплекты бурильных труб, ведущие трубы, УБК и пере­водники перевозят на трубную базу для профилактической про­верки их состояния. На трубной базе трубы очищают от грязи, а резьбу замков и переводников промывают керосином или легкой нефтью. После этого трубы осматривают при помощи дефекто­скопа, опрессовывают, выявляя те, которые требуют ремонта, а также негодные для дальнейшей работы.

Бурильные трубы, ведущие трубы и УБТ, требующие ремонта или имеющие исправимые дефекты, направляют после предвари­тельной проверки в ремонтные цеха трубной базы.

В этих цехах производят следующие ремонтные работы:

• выпрямление искривленных труб и ведущих труб;

• восстановление сработанной поверхности деталей;

• восстановление сработанной опорной площади под элеватор у замковых муфт;

• приварка к замкам колец, армированных твердым сплавом;

• приварка замков к трубам;

• ремонт резьб и т. д.

Комментарии запрещены.