ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЖИТЕЛЕЙ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ИЛИ ПЕРЕУСТРОЙСТВО ОБЪЕКТОВ, НАРУШЕННЫХ ПРИ СОЗДАНИИ ВОДОХРАНИЛИЩ
Мероприятия по восстановлению сельскохозяйственного производства и по переселению населения освещены в зарубежной литературе весьма скудно. Объясняется это, вероятно, прежде всего тем, что отчуждение земель и другого недвижимого имущества в большин
стве капиталистических и развивающихся стран рассматривается как акт их купли-продажи. Вопросы устройства владельцев земли и восстановления сельскохозяйственной продукции не интересуют компании, создающие плотину. Получаемой компенсацией за землю, недвижимое имущество и другой понесенный ущерб владелец волен распоряжаться по собственному усмотрению.
В большинстве капиталистических и развивающихся стран разрешение на отчуждение земель под водохранилища выдается государственными органами; в некоторых из них такими правами обладают административные органы провинций, штатов, кантонов, например в Великобритании концессии на создание водохранилищ выдают бассейновые управления водных ресурсов.
В некоторых государствах получение разрешений на изъятие земель связано с трудностями, обусловленными особенностями законодательства. Так, в Швейцарии отсутствует единое федеральное земельное и водное законодательство; многообразие кантональных законов вызывает затруднения в отчуждении земель под системы водохранилищ, расположенные в нескольких кантонах; известны и случаи, когда коммуны и кантоны не разрешали строительство водохранилищ (Tondury, 1969). Сложно приобрести земли под водохранилища в Финляндии; из-за этого не построены некоторые эффективные гидроэлектростанции и широко использовались такие методы увеличения напора, как значительное углубление реки и строительство глубоких отводящих каналов в нижних бьефах ГЭС (Естифеев, 1962). В США наряду с добровольной продажей земель владельцами применяется в необходимых случаях и принудительное отчуждение, а иногда и конфискация земель. Так, под водохранилище Пиквик-Лэн- динг добровольно продано 91,1 %, принудительно — 7,8 и конфисковано — 1,1% земельной площади, под водохранилище Кентукки добровольно продано 95,3% и принудительно — 4,7% (TVА Annual Report…, 1950).
В социалистических государствах преобладает государственная собственность на землю, поэтому отчуждение земель под водохранилища и их компенсация проводятся, как правило, путем передачи земель из одного вида использования в другой. Однако в некоторых из этих стран наряду с государственной существует и частная собственность на землю, и вопросы ее отчуждения решаются иначе, чем в отношении государственных земель. Так, в Чехословакии участки земли, находящиеся в частной собственности, отчуждаются областными, районными органами с выдачей компенсации в денежной форме или — по желанию собственника — в виде другого участка; такой же примерно порядок отчуждения частных земель существует в Польше.
В СССР, как известно, земля — общенародное достояние, и ее использование определяется специальными постановлениями Советов Министров СССР и союзных республик, а также и Основами земельного законодательства, в соответствии с которыми тщательно анализируется народнохозяйственная эффективность вариантов того или иного использования земель.
Оценка потерь от изъятия земель и стоимости их возмещения в капиталистических и развивающихся странах производится преимущественно по. рыночным ценам на землю, по договоренности обеих заинтересованных сторон. В некоторых развивающихся странах, бывших в прошлом колониальными владениями, имело место отчуждение земель без всякой компенсации (Dams in Africa, 1968).
В тех социалистических странах, где имеется и частная собственность на землю, также применяется принцип ее оценки по рыночным ценам. Так, в Польше при подготовке водохранилищ земля выкупалась у владельцев по цене, достаточной для покупки ими новых участков той же ценности. Аналогичная практика применяется в Югославии и Венгрии.
Мероприятия, связанные с созданием и использованием водохранилищ |
В Болгарии ущерб в связи с использованием ценных сельскохозяйственных угодий под застройку и для других целей компенсируется оплатой по специальному тарифу (от 40 тыс. до 400 тыс. левов за 1 га). В Чехословакии учитывается стоимость потери сельскохозяйственной продукции за весь период окупаемости гидротехнического объекта; плата за
изъятие сельскохозяйственных земель в сметах предусматривается из расчета стократной или двухсоткратной стоимости годовой валовой продукции, а если строительство ведется сельскохозяйственным кооперативом, то за срок в 20 лет. В СССР узаконена практика оценки изымаемых земель по специальным нормативам стоимости освоения новых площадей под различные сельскохозяйственные угодья. Эта стоимость включается в смету на строительство гидроузлов (кроме ирригационных) и в дальнейшем перечисляется в специальный фонд министерств сельского хозяйства союзных республик.
Обеспечение владельцев новыми участками земель как базы для получения средств к существованию, а также переселение населения и восстановление жилого фонда в странах с разными социально-экономическими условиями производятся неодинаково. В капиталистических странах лишь в отдельных случаях переселенцам из зон затопления оказывается помощь в выявлении продающихся участков земель; так, например, во Франции, Испании, Греции переселенцам предоставляется возможность покупки земель на вновь орошаемых массивах; в США при подготовке водохранилищ переселенцам оказывается содействие в приобретении новых ферм; при подготовке водохранилища Пиквик-Лэн — динг такую помощь по договору с TV А взяли на себя Алабамский политехнический институт и сельскохозяйственные отделы штатов Алабама, Теннесси и Миссисипи (TVA Annual Report…, 1950).
Мероприятия по переселению жителей в капиталистических государствах большей частью сводятся к выплате компенсации за отчуждаемые дома. Но известны примеры и организованного переселения в создаваемые взамен затопляемых новые населенные пункты при подготовке некоторых водохранилищ в Швейцарии, Франции, ФРГ, США. В развивающихся странах практика компенсации изымаемых земель и переселения жителей многообразна. В зоне водохранилища Эль-Асад в Сирии для всего переселяемого населения обеспечивалось благоприятное социальное устройство — каждая семья получила участок орошаемой земли площадью 3,3 га, переселенцам оказана помощь в приобретении сельхозмашин, удобрений, семян, саженцев и т. п., а также в овладении современными методами ведения сельского хозяйства. Переселенцы из г. Табка переехали в новый город Эс-Саура, где их обеспечили жильем, медицинской помощью и школами (Bourgey, 1974).
При создании водохранилища Г о- биндсагар (Бхакра) в Индии специальная комиссия приобрела для переселенцев (36 тыс. чел.) новые земли, выплатила им компенсацию за дома и сады. Ремесленникам и рабочим, пожелавшим переселиться из переносимых городов (Биласпур и др.) в села, выделялись бесплатно орошаемые участки в 3,2 га на семью. Кроме того, были построены дороги, школы, больницы, храмы, торговые центры, водопровод. Правительство бесплатно предоставило переселенцам грузовики для переезда и перевозки стройматериалов и имущества. Около 1 тыс. семей из Биласпура переселились в новый город, построенный в 3 км от прежнего (Gupta, 1964). Аналогичная практика имела место при подготовке водохранилищ Вир, Гирна, Укай, На — гарджунасагар. При создании водохранилища Мангла в Пакистане крестьянам было выделено значительно больше земель, чем они имели прежде, в целях быстрейшей колонизации осваиваемых районов (Водохранилища мира, 1979).
В Бразилии при создании водохранилищ земли покупаются или (при нежелании владельца продать их) экспроприируются, население обеспечивается домами, социально-культурным обслуживанием (школы, больницы, церкви, общественные здания) и коммунальными объектами. Бывают случаи, когда переселенцев не устраивают предложенные места нового расселения и тогда выделяются другие участки. Например, при подготовке водохранилища Фурнас многие жители окрестных селений не верили, что уровень реки может подняться до их жилища, поэтому пришлось воспользоваться помощью специальных наземных и водных отрядов и авиации, чтобы своевременно принудительно эвакуировать жителей, их скот и имущество.
Многообразна практика устройства переселяемого населения в странах Африки. При подготовке водохранилища Насер жители затопляемых населенных пунктов в Судане были переселены в район на р. Атбара, где построены г. Новая Хальфа и 26 деревень, каждая на 180— 250 семей. Каждой семье была выплачена компенсация и предоставлялся новый дом. Для орошения земельных участков для переселенцев в ущелье Кхасм-эль-Гирба было создано специальное водохранилище емкостью 1,3 куб. км (Дмитревский, 1969).
В зоне водохранилища Вольта (Гана) подготовка новых земель была осуществлена полностью за счет государственных средств. Переселенцы получили новые дома или соответствующую денежную компенсацию. Предварительно проводились различные обследования, велись переговоры и консультации с населением по поводу выбора мест переселения. Такого рода контакты с местными жителями были особенно важны в условиях многообразия этнического состава, исповедываемых религий и т. п. (Dams in Africa, 1968).
Из приведенных примеров следует, что уровень компенсации за наносимый созданием водохранилищ ущерб, организованного переселения и хозяйственного устройства переселенцев во многих развивающихся странах был низким и только в последние десятилетия он значительно повысился.
В то же время можно привести и другие примеры — недостаточно тщательное изучение указанных вопросов и пренебрежение законными интересами переселенцев из зон затопления водохранилищ.
Как уже указывалось, при создании водохранилища Кариба в Замбии каждой семье были подготовлены новые земли или на прилегающих к водохранилищу склонах, или в долине р. Лусита. Около 1 /з переселенцев оказались в бедственном положении, поскольку меры по борьбе с эрозией почв и интенсификация сельского хозяйства сразу не дали большого эффекта (Scudder, 1969). Кроме того, была переложена на самих переселенцев забота о расчистке участков под селения.
При создании водохранилища Нам — понг в Таиланде выделенные правительством для переселенцев земли были значительно хуже затопленных, причем на одну семью (в среднем 6 чел.) выделялось только 2,6 га земель; численность населения в районе этого водохранилища резко снизилась из-за увеличения смертности от голода и оттока в другие районы (Man-Made Lakes…, 1975).
В Мексике переселенцам из зон затопления предоставлялись участки в 10— 11 га, но они должны были оплатить их зачастую высокую стоимость (10% сразу же, а остальные 90% в течение 10 последующих лет), хотя кредитами крестьяне были обеспечены недостаточно. Многие переселенцы оказались по существу разоренными. При создании водохранилища Алеман в тяжелом положении оказалось 22 тыс. жителей; здесь негативную роль сыграл тот факт, что крестьян переселили из горных районов в непривычные для них условия равнинного орошаемого земледелия; не пожелавшие переселиться сюда индейцы не получили никакой помощи и оказались в особо бедственном положении.
В социалистических странах при подготовке водохранилищ проводятся специальные мелиоративные и строительные работы в целях устройства жителей, выселяемых из зоны затопления. Переселенцам предоставляются земельные участки, строятся дома, благоустраиваются населенные пункты. В СССР в проектах водохранилищ предусматриваются конкретные мероприятия по земельнохозяйственному устройству колхозов, совхозов и других землепользователей и по восстановлению сельскохозяйственной продукции. Проектирование проводится на основе экономического анализа хозяйственной деятельности каждого сельскохозяйственного предприятия с учетом изменений, которые вносятся созданием водохранилища; мероприятия намечаются таким образом, чтобы они полностью обеспечивали нормальное развитие колхозов и совхозов.
При проведении земельнохозяйственного устройства землепользователей осуществляются следующие мероприятия: интенсификация хозяйства на
остающихся землях; освоение в первую очередь земель, требующих наименьших затрат, т. е. распашка целинных и залежных земель, малопродуктивных вы-
Мероприятия, связанные с созданием и использованием водохранилищ
гонов и т. п.; освоение земель из-под кустарников, лесов, болот; орошение используемых земель; переселение в колхозы и совхозы с недостатком рабочей силы; дальнее переселение (за пределы области). Взамен земель, изымаемых под водохранилище, колхозам и совхозам отводят земли Госземфонда и Гослес — фонда. На разных водохранилищах и их участках устройство землепользователей осуществляется по-разному, в зависимости от местных природных и хозяйственных условий. В нижней части Братского водохранилища, например, колхозы потеряли почти все сельскохозяйственные угодья и переселились в другие районы на значительные расстояния (на резервные земли, с освоением части угодий из-под лесов и кустарников); в верхней части водохранилища большинство колхозов осталось на прежнем месте с прирезкой и освоением (взамен затопленных пойменных угодий) земель из Госземфонда и Гослесфонда. При создании многих водохранилищ в лесостепных и степных районах СССР основными мероприятиями ввиду ограниченности свободных земель стали мелиорация сельскохозяйственных угодий и внедрение более интенсивных форм ведения сельского хозяйства. В районах орошаемого земледелия затопляемые земли компенсируются преимущественно орошаемыми новыми участками.
В нижних бьефах гидроузлов восстановление потерь сельского хозяйства в СССР осуществляется путем освоения новых земель. В отдельных случаях (в низовьях Волги, в пойме Иртыша) из вышележащих водохранилищ производятся специальные попуски для обводнения поймы.
Мероприятия по переселению в СССР осуществляются за счет средств на строительство гидроузла и других ассигнований с обязательным обеспечением переселяемых жителей работой. Все затрагиваемые водохранилищами жилые и подсобные строения переносятся (с необходимым ремонтом) в новые благоустроенные населенные пункты; в последние 15—20 лет для переселенцев возводятся современные, большей частью многоквартирные дома; при этом жилплощадь предоставляется на основании действующих норм.
Приведенные выше данные свидетельствуют, что переселение жителей — одно из важнейших последствий создания водохранилищ и очень сложный социальный аспект их подготовки. Миграции жителей имели и имеют место в жизни всех государств и народов, однако при создании водохранилищ переселение концентрируется территориально и во времени и носит вынужденный характер, а не является результатом личной инициативы. Поэтому вся ответственность за переселение ложится на государственные органы или на компании, ведущие строительство гидроузла. Водохранилища создаются в конечном счете в целях улучшения материальных и социальных условий жизни населения, поэтому было бы целесообразно и логично затраты на переселение рассматривать как капиталовложения в область материального и социального прогресса страны. Однако в ряде государств, как можно было убедиться, не придавалось должного значения правильной и эффективной политике переселения, водохранилище рассматривалось как побочный продукт плотины, а переселение — как фактор, требующий лишних затрат. Надлежащим образом и заранее спланированные мероприятия по переселению могут значительно улучшить социальноэкономические условия в районах создания водохранилищ.
Больших затрат средств и труда требует восстановление транспортных связей. Железнодорожные пути и мосты затрагиваются в СССР лишь отдельными водохранилищами. В плотно заселенных индустриальных государствах железные дороги затопляются значительно большим числом водохранилищ. В СССР железные дороги перестраивались при создании примерно двух десятков водохранилищ, суммарно на протяжении не более 300 км. В США только в бассейне р. Теннесси взамен затопляемых построено свыше 200 км железных дорог и десятки мостов.
Автомобильные дороги попадают в зоны затопления почти всех водохранилищ. Даже небольшие и средние водохранилища, особенно в предгорьях, затрагивают десятки километров автодорог. Так, при создании водохранилища Сен-Круа на горной р. Вердон (Фран
ция) построено 24 км шоссе и мост, пересекающий водохранилище. Через водохранилище Орлик в ЧССР построено три моста, в том числе один крупный со стальным пролетом в 300 м.
Восстановление коммуникаций производится с учетом нового размещения вынесенных из зон затопления населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, изменения направлений и объема грузопотоков, возникновения вблизи многих гидроузлов новых городов, а также с учетом проектов развития района водохранилища. Закономерно, что, чем крупнее и сложнее по форме водохранилище и чем более освоена долина реки, тем значительнее реконструкция сети коммуникаций.
Основные виды мероприятий по восстановлению коммуникаций — строительство обходных участков, защита их от подмыва волнами и течением, наращивание насыпей, подъем опор и пролетных строений мостов. Аналогичные мероприятия проводятся для восстановления нефте — и газопроводов, линий электропередачи и связи.
Если в зону водохранилищ попадают эксплуатируемые месторождения полезных ископаемых, то их зачастую разрабатывают ускоренными темпами в целях максимального использования запасов. В других случаях применяется их инженерная защита, например на марганцевых месторождениях в районе Каховского водохранилища, на буроугольных месторождениях на Днепродзержинском водохранилище, на нефтепромыслах на Камском и Нижнекамском водохранилищах и т. д. Если затоплению подлежат минеральные источники, принимаются меры по выводу вод источников на более высокие отметки или их каптажу в другом месте, как это сделано на курорте Бирштонас (Каунасское водохранилище), в Усолье-Сибирском (Братское водохранилище) и т. д.
В зоны затопления многих водохранилищ в умеренном поясе попадают большие площади торфяников. Там, где это экономически целесообразно, проводится усиленная добыча торфа. Принимаются также меры по защите сооружений ГЭС от всплывающих торфяников. Для этой цели используют сороудерживаю — щие решетки, запани и другие преграды,
63. Работы по восстановлению храма Абу-Симбел (АРЕ) |
пропускают раздробленный торф через водослив и специальные торфоспуски, закрепляют торфяные поля в заливах.
Осуществляется комплекс мероприятий и в случае попадания в зоны воздействия водохранилищ археологических, историко-революционных, архитектурных и других памятников. Могильники, селища, остатки древних городов, курганы и другие археологические памятники обследуются, наиболее ценные из них раскапываются со сбором древних предметов и составлением подробных планов и разрезов.
Мемориальные и исторические здания и сооружения, памятники архитектуры, как правило, сохраняются на прежнем месте (путем обвалования и берегоукрепления) или разбираются, перевозятся и восстанавливаются на новом месте. В СССР была проведена гидроизоляция фундаментов Угличского и Казанского кремля, монастырей в Макарьево (Чебоксарское водохранилище) и Кириллове (Шекснинское водохранилище), бетоном укреплены берега вдоль улиц с ценными историко-архитектурными зда-
64. Блок скалы с надписями римской эпохи, поднятый из зоны затопления водохранилища Джердап (Югославия) |
Мероприятия, связанные с созданием и использованием водохранилищ |
ниями во многих городах и поселках побережий Горьковского, Куйбышевского, Волгоградского, днепровских и других водохранилищ. Восстановлены многие памятники деревянного зодчества, вынесенные из зон затопления Горьковского и Братского водохранилищ.
В Египте распилен, перевезен и вновь тщательно собран на новом месте всемирно известный храм Абу-Симбел (рис. 63). Разобраны, перенесены из зоны затопления водохранилища Нагард — жунасагар (в Индии) и восстановлены в других местах древние храмы Шивы и Вишну и жилище древнего индийского ученого Нагарджуна (около II в. н. э.), а также две старинные мечети из зоны водохранилища Кебан (Турция) и другие ценные старинные сооружения из зон затопления ряда европейских водохранилищ (рис. 64).